Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Большое будущее private banking
23.09.2016 Разговоры финансистовИнтервью

Большое будущее private banking

О том, на что сегодня нацелено внимание Sberbank Private Banking, к каким переменам клиента премиального сегмента следует быть готовым и в чем преимущества отечественного vip-банкинга перед двухсотлетним швейцарским поговорили Любовь Прокопова, руководитель исследований сегмента Mass Affluent & Private Banking компании Frank Research Group, и Евгения Тюрикова, руководитель Sberbank Private Banking


 

Любовь Прокопова: Евгения, добрый день! Спасибо, что нашли время для беседы. Индивидуальная работа с состоятельными клиентами и управление благосостоянием — для российского рынка сравнительно новое направление, и ваши комментарии будут особенно ценны в контексте понимания сегмента private banking в целом. Для начала хотелось бы разобраться с особенностями сегментации внутри Сбербанка, который предлагает сразу два бренда для обслуживания состоятельных клиентов: «Сбербанк Первый» и Sberbank Private Banking. Ориентируетесь ли вы на разных клиентов? В чем особенность работы каждого из подразделений?
Евгения Тюрикова: Начнем с того, что такое private banking. Это банк с ориентиром на индивидуальный подход к потребностям клиентов. Sberbank Private Banking соответствует как раз традиционному понятию частного банка: мы занимаемся персональным обслуживанием состоятельных частных клиентов Группы Сбербанк. Это принципиальный момент, потому что очень многие игроки на российском рынке премиального обслуживания смешивают два понятия — розничный, пусть и VIP, банк и private banking. Порог входа у нас составляет 100 млн рублей (для сравнения: у «Сбербанка Первого», предлагающего премиальное банковское обслуживание и в основном коробочные инвестиционные продукты, планка входа — 15 млн рублей в Москве или 10 млн рублей в регионах), и мы предоставляем практически безграничные возможности в сфере решения финансовых задач, открытую архитектуру, широкий спектр нефинансовых сервисов и разнообразных lifestyle-продуктов — словом, все, что содействует процветанию клиента и его семьи.
Любовь Прокопова: Вы затронули вопрос порога входа, который в Sberbank Private Banking составляет 100 млн рублей, что в целом соответствует классическому пониманию private banking от 1 млн долларов. Для российского рынка private banking это рекордно высокий порог, другие игроки рынка склонны, наоборот, его занижать. Как вы считаете: высокий порог входа помогает вам сконцентрироваться на «правильном», целевом клиенте или, напротив, в какой-то степени ограничивает? Насколько жестко вы подходите к данному порогу? Есть ли у перспективных клиентов возможность получить обслуживание без размещения необходимой суммы?
Евгения Тюрикова: Порог входа имеет большое значение. Если капитал потенциального клиента ниже, мы рекомендуем воспользоваться услугами другого сегмента, который предлагает соответствующий запросам клиента инструментарий. По-настоящему индивидуальный подход в классическом понимании private banking невозможно предложить десяткам тысяч клиентов, его можно дать тысячам при хорошей организации труда и бизнес-процессов. Сегодня в пересчете на доллары порог входа составляет около полутора миллионов, наши действующие клиенты соответствовали бы и более высокому порогу, эквивалентному трем миллионам долларов, например.
Любовь Прокопова: Хотелось бы лучше разобраться в ваших конкурентных преимуществах, которые позволяют говорить о таких высоких входных суммах. Например, вы упомянули индивидуальный подход и работу по принципу открытой архитектуры. В общем, для рынка это не революционные идеи: каждый банк, заявляющий о работе в сегменте private banking в России, говорит об индивидуальном подходе. Каковы отличительные черты Sberbank Private Banking?
Евгения Тюрикова: Мы живем жизнью своих клиентов, что позволяет смотреть вперед, анализировать рыночную конъюнктуру, ключевые прогнозы и тренды, предлагая сервисы и услуги раньше, чем клиенты об этом подумают, потому что аналогов на рынке еще нет. Например, с 2017 года сильно изменится личная бухгалтерия, физическому лицу уровня наших клиентов будет трудно охватить все формы отчетности и все то, что потребуется законодательством. Мы с сентября предлагаем им такие продукты.
Я сама клиент Сбербанка и на себе тестирую все, что мы делаем, все продукты, которые мы предлагаем, и уже как руководитель направления могу спрогнозировать реакцию клиентов, что тоже дает нам преимущество. К слову, наша работа встречает высокую оценку экспертного сообщества — совсем недавно Sberbank Private Banking занял первое место в рейтинге российских банков индустрии private banking по версии журнала Forbes.
Любовь Прокопова: Если говорить о «конкурентных рамках», считаете ли вы, что Sberbank Private Banking может составить достойную конкуренцию традиционным швейцарским банкам?
Евгения Тюрикова: Вряд ли стоит говорить о такой конкуренции в принципе. У нас нет двухсотлетней истории, private banking в Швейцарии появился в XVIII веке, и мы представляем собой принципиально разные по традициям банки. Если человек живет здесь, ему именно здесь нужен банк, который будет удовлетворять его личные потребности в его юрисдикции. Кроме того, в России, на мой взгляд, лучше сервис, на данном этапе ниже тарифы, положительные процентные ставки, чего уже нет в Швейцарии.
Инвестирование из России или из любой другой юрисдикции одинаково с точки зрения продуктовой линейки. Однако наше валютное законодательство предусматривает, что клиент при погашении или продаже бумаги должен получить денежные средства на свой счет в России. Если для инвестиционных целей пользоваться услугами зарубежного банка, то сначала бумагу нужно переместить в Россию, ее здесь продать, получить средства, потом перевестиих за границу. Достаточно много действий, чтобы получить ту же самую доходность. Через какое-то время клиент спрашивает: если я беру на себя риски на иностранные бумаги, на иностранных эмитентов, почему мне это не сделать из России? Процесс инвестирования одинаков с точки зрения инструментов, но через российский банк он проходит гораздо легче и зачастую дешевле.
Любовь Прокопова: С точки зрения доступа к инвестиционным продуктам, разумеется, разницы между российскими банками и швейцарскими на сегодня нет. Однако клиент приходит в private bank не за физической возможностью купить те или иные бумаги, а за высококвалифицированной финансовой экспертизой, стратегическим вИдением и правильными инвестиционными решениями. И тут, конечно, аналитическая база швейцарских банков, которая насчитывает сотни аналитиков по всему миру, не идет ни в какое сравнение с российскими банками, где анализом зарубежных рынков, как правило, занимаются несколько специалистов.

 

Евгения Тюрикова, руководитель Sberbank Private Banking


Евгения Тюрикова: Открытая архитектура, которой мы придерживаемся, подразумевает не только продукты, но и аналитику. Вся наша продуктовая линейка выстраивается на первоклассных исследованиях. При этом мы не ограничиваем предложение экспертизой, которая есть в Группе Сбербанк, — если у клиента иное вИдение, которое не совпадает с тем: что предлагают наши аналитики, мы предоставляем другие исследования. Клиент сам выбирает то, что ему ближе, но мы обеспечиваем ему возможность максимально широкого и качественного выбора. Важным дополнением нашего инвестиционного сервиса является высококлассная экспертиза российского рынка, который близок и понятен большинству наших клиентов.
Любовь Прокопова: Если говорить о доле инвестиционных продуктов в портфеле клиентов Sberbank Private Banking, каково ее среднее значение?
Евгения Тюрикова: Доля инвестиций растет каждую неделю. Ни для кого не секрет, что в декабре 2014 года и январе 2015-го всех привлекали большими ставками по депозитам. Клиент — особенно состоятельный клиент, предпочитающий консервативную политику, — перешел в депозиты и таким образом увеличил долю банковских продуктов в нашем портфеле активов. Сейчас она снижается в силу того, что ставки падают. У кого-то пока остается возможность переложиться в свои старые депозиты. В последнем квартале доля инвестиционных продуктов росла значительными темпами, в целом, она уже превышает 30%. У наших клиентов спросом пользуются еврооблигации, структурные продукты с защитой капитала, которые предоставляют валютную доходность при невысоком риске. Проявляется также интерес к глобальным фондам, и в нашей команде есть эксперты, специализирующиеся на отборе именно западных фондов. Кроме того, мы планируем проекты с иностранными банками в виде совместных фондов для инвестирования в зарубежные стратегии, что позволит нам расширить для клиентов выбор стратегий и активов.
Любовь Прокопова: В последнее время многие банкиры из сегмента private banking отмечают рост интереса клиентов к сделкам слияния и поглощения (M&A). Схожа ли ситуация в Sberbank Private Banking?
Евгения Тюрикова: Да, у нас есть подразделение, которое занимается M&A, и в текущем году мы уже закрыли ряд сделок. Это перспективное направление, и его необходимо развивать. У одних клиентов есть потребность продавать свои непрофильные активы, у других — желание покупать, а когда ты знаешь и одну, и вторую стороны, осуществить сделку можно на выгодных условиях. Кроме того, есть экспертиза Sberbank CIB, корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка, которую мы подключаем при сопровождении более крупных сделок.
Любовь Прокопова: Пользуется ли спросом среди ваших клиентов инвестирование в недвижимость? О наличии услуг в сфере недвижимости заявляет большинство подразделений private banking в России, однако, как правило, все заканчивается предоставлением контактов партнерских компаний, которые по большей части предлагают единичные объекты элитного жилья, — это не совсем про инвестиции.
Евгения Тюрикова: Коммерческая недвижимость — скорее, диверсификация портфеля клиента: он вкладывается в бумаги, в драгметаллы, что-то остается в денежном эквиваленте, что-то является пассивным доходом. Если говорить именно об инвестициях в недвижимость, то после внутренней оценки нашей командой Corporate Advisory мы направляем клиентам предложения с моделью, оценкой и другими нюансами от (в том числе) швейцарских, австрийских, немецких партнеров, у которых мощная экспертиза по данному вопросу. Мы создаем пулы, фонды — ведь необязательно, чтобы аппетит у клиента был на 50 млн евро сразу, можно собрать 10–15 человек и войти фондом, который получает прибыль и распределяет ее по клиентам. Наша задача — предложить клиенту дополнительные возможности, о которых он, вероятно, не знает, но которые перед ним открыты. Благодаря обширной партнерской сети мы помогаем решать любые задачи, связанные не только с недвижимостью, но и с наследованием, налогообложением и иными правовыми аспектами, медициной, образованием, благотворительностью и многим другим.
Любовь Прокопова: В одном из предыдущих интервью вы говорили о том, что команду Sberbank Private Banking ждут изменения. Не могли бы вы рассказать, какие именно преобразования планируются?
Евгения Тюрикова: Да, у нас происходят изменения, мы открыто о них говорили. Вскоре Sberbank Private Banking пополнится двумя командами банкиров, о которых мы сможем рассказать чуть позже. Будем усиливать lifestyle-команду, изменим операционную структуру. Помимо этого у нас появилось выделенное подразделение клиентского сервиса, которое разбирает вопросы, появившиеся у клиента, будь то расчет его налогов или е-mail, оставшийся без ответа в течение двух часов.
Если говорить о команде, конечно, между разными группами банкиров всегда будет здоровая конкуренция, но важно, чтобы решения, актуальные для всего Sberbank Private Banking, принимались сообща. Так, в частности, мы регулярно проводим стратегические сессии, на которых обсуждаем наиболее значимые темы. Например, на одной из таких сессий мы вместе рисовали портреты клиентов будущего. Мы уделяем большое внимание теме наследования и отмечаем, что ребятам, которым сейчас 20+, конечно, интересны интернет-платформы и все, что связано с мобильными приложениями.

 

Любовь Прокопова, руководитель исследований сегмента Mass Affluent & Private Banking компании Frank Research Group и Евгения Тюрикова, руководитель Sberbank Private Banking


Любовь Прокопова: Сколько клиентов в среднем обслуживает банкир Sberbank Private Banking?
Евгения Тюрикова: Один банкир может успешно обслуживать 80 клиентов. Но это усредненный показатель, поскольку клиенты разные и их потребности разные. Какой-то банкир может обслуживать 40 человек, а какой-то — 100.
Любовь Прокопова: Евгения, в своем предыдущем интервью вы говорили о планах Sberbank Private Banking расширять свое присутствие в Москве и регионах. Каким образом это будет осуществляться?
Евгения Тюрикова: В Москве мы уже запустили пилотный проект на базе офисов «Сбербанка Первого» и будем масштабировать такой опыт. Банкир остается при клиенте — это лицо, которое обеспечивает клиента всесторонней поддержкой и необходимыми консультациями в любое время дня и ночи. Но если клиенту географически удобнее сделать какую-то кассовую операцию не в нашем офисе, а в офисе «Сбербанка Первого», то такую возможность мы обеспечим. В целом, сейчас мы повсеместно наблюдаем общий тренд на повышение мобильности — когда не клиент приходит за услугой и сервисом, а услуга «приходит к нему». Мы тоже стремимся к тому, чтобы у клиента не было необходимости лишний раз лично посещать офисы.
Любовь Прокопова: Несмотря на то что сегмент private banking наиболее консервативен, крупнейшие банки Швейцарии активно инвестируют в развитие функциональности интернет-банка, особенно это касается интеграции инвестиционной платформы в банковскую, что на российском рынке, наоборот, практически не развито. Насколько активно клиенты Sberbank Private Banking пользуются дистанционными каналами обслуживания? Ощущаете ли вы потребность клиентов в объединении инвестиционных и банковских дистанционных каналов?
Евгения Тюрикова: Сейчас у нас нет интегрированного интернет-трейдинга для клиента по всей продуктовой линейке. Однако на основе своего общения с клиентами могу предположить, что им он в принципе не очень нужен. Когда клиент звонит своему банкиру, он имеет возможность обсудить тот или иной вопрос, поговорить о каком-то продукте, подискутировать — это как раз и получается индивидуальный подход. Тем не менее молодые клиенты, которых у нас в перспективе будет все больше, гораздо активнее пользуются дистанционным банковским обслуживанием, и Сбербанк энергично двигается в сторону интеграции электронной платформы, интернет-трейдинга по всем видам продуктов в наш мобильный банк. Банк работает над биометрией и новыми подходами к обработке больших массивов данных — big data. Герман Оскарович Греф об этом много говорил, и наше подразделение тоже в данном процессе активно участвует. Для будущего поколения наших клиентов такие решения будут особенно актуальны.
Мы постоянно совершенствуем наши IT-системы, чтобы клиент мог получать максимально удобное и эффективное решение. Например, недавно мы запустили такой сервис, как планирование cash-flow, то есть в отчете по портфелю видны все плановые поступления: купоны и погашения облигаций, дивиденды с точными датами до погашения всех инструментов в портфеле клиента.
Любовь Прокопова: Евгения, в заключение хотелось бы задать вам вопрос общего характера. Какие основные проблемы и перспективы развития, на ваш взгляд, у сегмента private banking в целом и Sberbank Private Banking в частности?
Евгения Тюрикова: Мне кажется, клиент не всегда понимает, что ему нужно сделать. В этом смысле можно только приветствовать инициативу ЦБ, направленную на повышение уровня квалификации инвесторов. Если же у вас нет всестороннего понимания, что собой представляет тот или иной актив и какие риски с ним связаны, то целесообразно обратиться к профессиональным консультантам. У private banking большое будущее. Государство активно помогает развитию данного сегмента и амнистией капиталов, и деофшоризацией, и раскрытием сведений о зарубежных счетах. У нас уже есть соглашения с рядом зарубежных банков о передаче нам клиентов — владельцев амнистированных капиталов. Данное направление совершенно точно будет развиваться. Из вашего исследования видно, что число банковских клиентов в России растет, и завоевывать этот рынок можно и нужно. Если говорить о Sberbank Private Banking, то стратегически наше развитие сейчас нацелено на нового клиента, клиента завтрашнего дня.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ