Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На что опираться при выборе модели бухгалтерии в ДБО для своих клиентов? Как не запутаться в многообразии вариантов интеграционных решений банков и IT-компаний?
Мы часто сталкиваемся с тем, что банки не понимают сущности некоторых нефинансовых сервисов. Давайте попробуем разобраться в том, что называют «бухгалтерией» и какие решения предлагается встраивать в системы ДБО.
«Бухгалтерия без бухгалтера», «бухгалтерия ИП» — так называют сервисы, которые помогают предпринимателям рассчитывать взносы, налоги и отправлять отчетность. Такой тип решения подходит начинающим ИП без сотрудников, ведущим учет самостоятельно.
По нашей статистике, на сегодня из 3,9 млн зарегистрированных ИП к этому сегменту относятся до 50%, и только около 1% из них пользуются бухгалтерскими сервисами в ДБО. Денег в этом сегменте немного — начинающие ИП не всегда платежеспособны. Поэтому есть тенденция к предоставлению банками такой услуги бесплатно или почти бесплатно — до 3500 рублей в год.
С одной стороны, этот сервис становится стандартом обслуживания ИП, и большинство банков, работающих с такой аудиторией, его внедрили или внедряют. С другой стороны, такой продукт банку выгоднее использовать как инструмент для привлечения клиентов, а не в качестве источника прямого дохода. Посчитать долю ИП без сотрудников в клиентской базе банка не так уж сложно. Достаточно из выборки ИП, которые проводят платежи с кодом бюджетной классификации (КБК) по спецрежимам, вычесть тех, у кого есть КБК налоговых агентов по НДФЛ (ИП с сотрудниками).
Этот тип решения подходит бизнесу, который отдает ведение бухгалтерии в руки профессионалов. Несмотря на то что бухгалтеров в России, по разным данным от 3 млн до 5 млн человек, сложно представить себе сценарий, в котором бухгалтер после подключения к интернет-банку будет выбирать, в чем вести учет. Поэтому привести примеры успешно продающихся внедрений «большой» бухгалтерии в ДБО сложно.
Это отдельный класс систем, их часто путают с бухгалтериями, так как пользуются этим сервисом в основном бухгалтеры. Ключевая функциональность этих систем — обмен электронными документами с контролирующими органами.
На сегодня из 3,9 млн зарегистрированных индивидуальных предпринимателей до 50% можно отнести к сегменту «ИП без сотрудников», и только около 1% из них пользуются бухгалтерскими сервисами в ДБО
Отправка отчетности в контролирующие органы — одна из наиболее популярных b2b-услуг в Интернете. Пользуются этой услугой преимущественно бухгалтеры, которые отправляют отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат. Кроме того, такие системы позволяют вести переписку с инспекциями, проводить сверки обязательств, получать требования и отвечать на них. За 2018 год компании, предоставляющие такие услуги, в сумме заработали более 25 млрд рублей.
Банки также активно проявляют интерес к этой теме: в ДБО крупных банков-инноваторов уже интегрированы подобные системы. Однозначным плюсом данного класса сервисов является то, что клиенты — бухгалтеры — привыкли за них платить. Поэтому возможность банка заработать на этом продукте кажется более вероятной, чем в случае с отчетностью ИП.
Сейчас банки успешно встраивают различные типы «околобухгалтерских» сервисов. Выбирая тип решения, важно понимать, кому будет интересна эта услуга и как можно конвертировать это в деньги. И, разумеется, крайне важно найти партнера, который обеспечит качество сервиса, корректность его работы, доступность и эффективность поддержки клиентов.
Реклама
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) включает в себя классический банк-клиент, интернет-банк, мобильный банк, внешние сервисы. Наряду с кастомной разработкой банки используют готовые коробочные системы. Рассмотрим их плюсы и минусы и выясним, как развивать ДБО на основе «коробки», нарастить функции и интегрироваться с партнерами
25 февраля состоялась пресс-конференция Банка «Открытие», посвященная итогам 2020 года. Михаил Задорнов, президент — председатель правления банка «Открытие», рассказал о финансовых результатах и проектах
В период пандемии эксперты ожидали скачка фрода, инициированного социальными инженерами. Рост числа попыток действительно случился, но серьезного увеличения потерь не произошло. Почему так случилось, «Б.О» объяснила Эвелина Нечипоренко, глава департамента управления рисками Visa в России