Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Булад Субанов про… «песочницу», жалобы и «Мир»
22.08.2018 Аналитика
Булад Субанов про… «песочницу», жалобы и «Мир»

Будет ли страхование киберрисков добровольным делом, как в Крыму закончились карты VISA и почему собственник банка Аксон решил передать его регулятору


Понедельник, 13 августа

Передача регулятору

Собственник костромского «Аксонбанка» решил передать его под управление Банку России. Об этом он сообщил в письме на имя главы регулятора Эльвиры Набиуллиной, сообщает портал Banki.ru.

В письме за подписью генерального директора компании «НФК» (единственного участника «Аксонбанка») Андрея Озерова говорится о наблюдаемом в течение длительного времени «процессе закрытия частных банков по стандартной процедуре с шаблонным обоснованием», происходящем «на фоне усиления надзора, ужесточения ограничительных мер и других известных особенностей государственного регулирования банковской деятельности».

Учитывая эти тенденции, Андрей Озеров считает, что отзыв у «Аксонбанка» лицензии — лишь вопрос времени. Поэтому у топ-менеджмента кредитной организации отсутствует мотивация для долгосрочного планирования, а это «губительно для бизнеса».

В числе прочего собственник отмечает, что «сегодня банк вынужден ежемесячно направлять десятки миллионов рублей не на развитие, а на уплату повышенных страховых взносов в АСВ, то есть на покрытие проблем, созданных другими банками и самим ЦБ». «С такими отчислениями работа банка утрачивает экономический смысл», — подчеркивает Андрей Озеров.

Поскольку дальнейшее развитие бизнеса в таких условиях невозможно, то «во избежание применения ЦБ в отношении банка стандартных шаблонных процедур принудительной ликвидации» автор письма попросил ЦБ принять «Аксонбанк» под свое управление.

Ответа от регулятора не последовало.

Вторник, 14 августа

Угроза сделки

ВТБ договорился о приобретении банка «Возрождение». Госбанк и фонд Bonum Capital (Cyprus) Ltd. достигли договоренности по ключевым условиям сделки. О подписании соответствующего меморандума сообщили в ВТБ.

Согласно достигнутым договоренностям с фондом Bonum Capital, выступающим организатором трансакции, ВТБ намерен приобрести контрольный пакет «Возрождения» (не менее 75%). Стороны планируют закрыть сделку в сентябре после получения всех необходимых регуляторных согласований и корпоративных решений группы ВТБ.

Цена приобретаемого пакета не раскрывается. Однако, отвечая на вопросы журналистов, заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников уточнил, что сделка — денежная.

Отметим, что по информации «Ведомостей», через день после объявления о сделке Высокий суд Лондона снова арестовал акции кредитной организации в числе других активов братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых по иску на $11,2 млн и €0,5 млн, поданному держателями дефолтных кредитных нот, выпущенных под гарантии Ананьевых.

Приказ Высокого суда замораживает активы братьев Ананьевых в качестве обеспечительной меры по иску. Пункт об аресте акций «Возрождения», которые раньше братья контролировали вместе, а после раздела между ними бизнеса контролирует Дмитрий, идет отдельным пунктом — арестованы «любые акции или доли в ПАО «Банк Возрождение», которыми владеют ответчики, прямо или косвенно».

Среда, 15 августа

Страхование киберрисков

Планы правительства в части введения страхования киберрисков изменились. В последней версии федерального проекта «Информационная безопасность» нацпроекта по цифровой экономике обязательный характер страхования таких рисков заменен на добровольный. На такой шаг власти пошли, чтобы избежать излишней нагрузки на бизнес. Мотивировать же его к добровольному страхованию чиновники намерены с помощью налоговых льгот. Об этом сообщает «КоммерсантЪ», ознакомившийся с документом.

Согласно проекту, Минфину, ЦБ и Минкомсвязи совместно со Всероссийским союзом страховщиков и фондом «Сколково» в 2019 году предстоит разработать предложения по популяризации добровольного страхования рисков информационной безопасности. Кроме того, проект предполагает проработку возможности введения налоговых льгот при страховании киберрисков, в том числе отнесение страховых премий по ним на себестоимость при бухучете. Осенью 2021 года ведомствам и экспертам предстоит внести в правительство доклад на эту тему.

Такая трактовка цели по введению киберстрахования существенно отличается от предыдущей. Осенью 2017 года предполагалось, что это страхование будет обязательным с 2020 года для всех стратегических отраслей: от банковской сферы до машиностроения. Тогда это стало предметом недовольства как бизнеса, так и страховщиков, которые не захотели, чтобы тарифы по этому виду страхования устанавливал регулятор.

Visa на «Мир»

Генбанк, единственный банк в Крыму, осуществлявший выпуск карт систем Visa и MasterCard, полностью перешел на платежную систему «Мир». Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на консультанта банка.

«14 августа 2018 года закончился процесс замены банковских карт платежных систем Visa и MasterCard, эмитированных АО «Генбанк», на карты платежной системы «Мир»… Карты систем Visa и MasterCard, эмитированных АО «Генбанк», по которым не произведена замена, с 14 августа не обслуживаются», - сказала представитель кредитной организации.

Она добавила, что карты Visa и MasterCard, выпущенные другими российскими банками, которые не зашли в Крым из-за санкций, продолжают обслуживаться в банкоматах Генбанка. Генбанк был единственным в Крыму банком, осуществлявшим выпуск карт систем Visa и MasterCard на полуострове, подпавшем под санкции после воссоединения с Россией.

Четверг, 16 августа

Операторы карт

Сотовые операторы заняли 2% российского рынка пластиковых карт. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на отчет исследовательской компании AC&M Consulting.

Согласно данным отчета, на конец II квартала 2018 года МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и другие операторы в сотрудничестве с различными кредитно-финансовыми учреждениями выдали в совокупности 5 млн кредитных и дебетовых карт: больше всего (чуть менее 2 млн) — МТС, второй по количеству карт — «МегаФон», а на остальных операторов, которые тоже предлагают брендированные банковские продукты, приходится еще 1,6 млн карт.

Исходя из данных Банка России, согласно которым сейчас в России обращается около 267 млн пластиковых карт, мобильные операторы занимают около 2% всего рынка по числу карт, заключают «Ведомости».

По информации управляющего партнера AC&M Consulting Михаила Алексеева, у операторов средний оборот по карте в месяц составляет около 10 тыс. рублей (при среднем показателе по всем пластиковым картам 18 тыс. рублей и общем годовом обороте по картам в России более 60 трлн рублей), месячный доход от комиссий за операции по карте составляет около 150 рублей (почти треть среднего ежемесячного счета мобильного абонента), а число владельцев пластиковых карт МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» каждый год почти удваивается.

Потенциальные банкротства

Долг потенциальных банкротов достиг 37,02 млрд рублей в первом полугодии 2018 года, увеличившись на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это следует из расчетов Национального центра банкротств (НЦБ), подготовленных для «Известий».

Вырос и средний размер так называемой безнадежной задолженности, заявленной в исках. Она составила 1,7 млн рублей. Цифра увеличилась на 34% за год, уточнили в НЦБ. В бюро кредитных историй «Эквифакс» «Известиям» подтвердили корректность таких оценок.

Издание напоминает, что в первый год действия закона о несостоятельности физлиц (2015 год) заявления на личное банкротство подали 9 804 гражданина. Почти за 2,5 года число россиян, которые написали подобные заявления, достигло 87,8 тыс. К январю 2018 года в 85—90% случаев с россиян полностью снимали долговое бремя, рассказал директор НЦБ Дмитрий Токарев. При этом в течение пяти лет после завершения процедуры банкротства гражданин не вправе скрывать этот факт при обращении за новыми кредитами.

Пятница, 17 августа

Сбербанк в «песочнице»

Сервис Сбербанка, позволяющий дистанционно управлять полномочиями по счетам корпоративных клиентов на совершение операций в отделениях банков, стал первым продуктом, который прошел успешное тестирование в регулятивной «песочнице» Банка России. Об этом говорится в сообщении регулятора.

По оценкам специалистов, применение данного сервиса позволит существенно сократить текущие затраты банков на обслуживание корпоративных клиентов. Тестирование проводилось совместно с профессиональными ассоциациями участников финансового рынка и заинтересованными государственными органами. Банк России, а также экспертные советы, созданные в рамках регулятивной площадки, признали целесообразным внедрение сервиса на рынке с учетом рекомендаций, предоставленных регулятором.

«Банк России запустил регулятивную «песочницу» в апреле этого года, и она уже приносит первые результаты. По итогам проведенного «пилотирования» сервиса предполагаются изменения в нормативные акты Банка России, чтобы все желающие участники финансового рынка могли его реализовать и использовать как для повышения удобства при обслуживании своих клиентов, так и для сокращения собственных издержек», — отметил и. о. директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин.

На текущий момент в регулятивную «песочницу» Банка России от финансовых организаций, финтех- и иных компаний поступило более двух десятков заявок. К тестированию готовятся проекты, связанные с цифровыми финансовыми активами, а также с внедрением новых технологий в деятельности финансовых организаций. Инициировать тестирование проекта в «песочнице» может любая организация, подав заявку в Банк России.

Жалобный июль

Банк России в июле 2018 года получил 11,3 тыс. жалоб в отношении кредитных организаций, что на 7,6% больше, чем в предыдущем месяце, сообщили в пресс-службе регулятора.

Жалобы на банки составляют более половины (54,5%) всех поступивших жалоб, наибольшую долю (38%) среди них занимают жалобы относительно потребительского кредитования.

«В свою очередь, отмечено снижение количества жалоб на некредитные финансовые организации: в июле их поступило 7,4 тысячи, что на 5% меньше, чем в предыдущем месяце. Свою роль в этом сыграло уменьшение на 38% числа жалоб на кредитные потребительские кооперативы. Примерно пятую часть (21,2%) от общего числа составили жалобы на страховщиков, где, как и всегда, подавляющее большинство (81%) жалоб потребителей пришлось на сегмент ОСАГО. При этом важно отметить, что и по ОСАГО, и по субъектам страхового дела в целом количество жалоб несколько снизилось по сравнению с июнем», — отмечается в релизе.

Всего в июле в ЦБ на рассмотрение поступило 22,4 тыс. обращений от потребителей финансовых услуг.