Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Деловая и общественная среда благоприятствует женскому предпринимательству
По оценкам Аналитического центра НАФИ, около трети предпринимателей в России — женщины.
В разных регионах доля женщин-предпринимателей колеблется от 10 до 40%, но в целом очевиден стабильный рост числа компаний, возглавляемых «предпринимательницами», особенно в малом бизнесе. Сама специфика малого бизнеса в большой мере соответствует женскому мировоззрению, особенностям мышления и психологии. Общество благоприятно оценивает успех женщин в бизнесе, однако так было не всегда.
Еще 15–20 лет назад, во время формирования класса собственников, женщина-предприниматель была исключением среди предпринимателей-мужчин. Есть мнение1, что предпринимательский класс в постсоветской России создавался из нескольких социальных групп. Во-первых, это выходцы из номенклатуры, бизнес которых в той или иной мере опирался на предыдущее должностное положение, во-вторых, легализовавшие свою деятельность выходцы из теневой экономики, в третьих, часть инженерно-технической интеллигенции, которая сумела изменить организационно-правовую форму государственных малых предприятий. Важно, что в первой группе женщин-предпринимателей нет. Во второй они встречаются чаще номинально, а в третьей представлены довольно широко. Именно этой группе при создании своего дела пришлось столкнуться с ситуацией, когда все производственные и сырьевые ресурсы были практически распределены, а получить кредит стало невозможно. Другими словами, женщинам-предпринимателям первой волны пришлось пройти довольно сложные испытания, на основе их историй во многом сформировался образ «железной» бизнес-леди, которую не интересует ничего, кроме работы.
В начале нового тысячелетия, с развитием цифровых технологий, а впоследствии — с развитием общественной и государственной поддержки женского предпринимательства, условия ведения бизнеса и сам образ бизнес-леди начали трансформироваться.
Женщинам-предпринимателям первой волны пришлось пройти сложные испытания, на основе их историй во многом сформировался образ «железной» бизнес-леди
По данным регулярного исследования уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России, которое проводится Аналитическим центром НАФИ по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке Агентства стратегических инициатив и Банка «УРАЛСИБ», женщины-предприниматели отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ, а также растущее общественное одобрение женщин, открывающих свое дело.
В частности, женщины, не имеющие бизнеса, стали реже опасаться негативной реакции близких на решение его начать (12% в третьей волне против 8% в четвертой). Основным стимулом к началу предпринимательской деятельности является стремление к материальному благополучию, и его значимость растет: в течение 2017 года с 33 до 39%. Вторым по популярности стимулом стало желание повысить социальный статус, на третье место вышло «желание реализовать свою идею и приносить пользу». Основным барьером к началу собственного дела женщины называют отсутствие финансовых возможностей для старта.
Женщины-предприниматели оптимистичны в отношении доступности финансирования, бизнес-образования и инфраструктуры для детей. Так, во второй половине 2017 года треть женщин (30%) оформляла банковские кредиты от имени предприятия (+11% к прошлой волне). При этом большинство оформлявшись кредиты, отметили легкость процедуры их получения (60%, на 7% больше в сравнении с прошлой волной). На фоне снижения процентных ставок по кредитам для бизнеса снижается и доля неформальных займов (24% по результатам четвертой волны против 43% по результатам третьей пользуются займами родственников и друзей).
На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов
Женщины-предприниматели отмечают увеличение количества и качества программ бизнес-образования. 41% опрошенных получали дополнительное образование в области развития бизнеса, 49% отметили рост доступности обучения (что на 14% больше, чем в третьей волне) и 37% ожидают улучшений в будущем.
Инфраструктура детских учреждений устраивает большинство опрошенных. 62% женщин-предпринимателей, имеющих детей, пользуются услугами специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Улучшение ситуации с доступностью инфраструктуры для детей отметили 55% опрошенных, положительных изменений ожидают не менее 47% женщин.
Женское предпринимательство имеет выраженную социально ориентированную направленность. Большинство опрошенных владелиц бизнеса (59%) относят свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них 20% отметили, что работают в сфере социальной защиты и помощи населению, 11% — в области спорта и здорового образа жизни, 9% — в сфере творческого развития и образования детей и взрослых.
Женщины-предприниматели пока не реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. Эти показатели устойчивы и не менялись в течение года. Среди основных барьеров для экспортной деятельности — локализованность бизнес-модели (26%), высокая конкуренция за рубежом (14%) и вероятное отсутствие спроса (11%). Кроме того, за последние полгода женщины-предприниматели стали чаще называть в качестве барьера наличие особых технических стандартов, предъявляемых за рубежом к качеству товаров и услуг (11%). Следует отметить, что об организации, направленной на поддержку экспортных предприятий, на данный момент осведомлены 26%, а адресатами поддержки являлись 1% опрошенных.
На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% женщин-предпринимателей участвуют в международных выставках и тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании. Также 5% опрошенных женщин за последний год направляли своих сотрудников на обучение или стажировку за рубеж.
Надия Черкасова (член правления банка «Открытие», председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России»), и Гузелия Имаева (генеральный директор АЦ НАФИ), обсудили вопросы женского предпринимательства, а также специфику направлений бизнеса, который выбирают женщины
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка