Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Дело женщины боится
13.03.2018 Аналитика

Дело женщины боится

Деловая и общественная среда благоприятствует женскому предпринимательству


По оценкам Аналитического центра НАФИ, около трети предпринимателей в России — женщины.

В разных регионах доля женщин-предпринимателей колеблется от 10 до 40%, но в целом очевиден стабильный рост числа компаний, возглавляемых «предпринимательницами», особенно в малом бизнесе. Сама специфика малого бизнеса в большой мере соответствует женскому мировоззрению, особенностям мышления и психологии. Общество благоприятно оценивает успех женщин в бизнесе, однако так было не всегда.

Еще 15–20 лет назад, во время формирования класса собственников, женщина-предприниматель была исключением среди предпринимателей-мужчин. Есть мнение1, что предпринимательский класс в постсоветской России создавался из нескольких социальных групп. Во-первых, это выходцы из номенклатуры, бизнес которых в той или иной мере опирался на предыдущее должностное положение, во-вторых, легализовавшие свою деятельность выходцы из теневой экономики, в третьих, часть инженерно-технической интеллигенции, которая сумела изменить организационно-правовую форму государственных малых предприятий. Важно, что в первой группе женщин-предпринимателей нет. Во второй они встречаются чаще номинально, а в треть­ей представлены довольно широко. Именно этой группе при создании своего дела пришлось столкнуться с ситуацией, когда все производственные и сырьевые ресурсы были практически распределены, а получить кредит стало невозможно. Другими словами, женщинам-предпринимателям первой волны пришлось пройти довольно сложные испытания, на основе их историй во многом сформировался образ «железной» бизнес-леди, которую не интересует ничего, кроме работы.

В начале нового тысячелетия, с развитием цифровых технологий, а впоследствии — с развитием общественной и государственной поддержки женского предпринимательства, условия ведения бизнеса и сам образ бизнес-леди начали трансформироваться.

Женщинам-предпринимателям первой волны пришлось пройти сложные испытания, на основе их историй во многом сформировался образ «железной» бизнес-леди

По данным регулярного исследования уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России, которое проводится Аналитическим центром НАФИ по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке Агентства стратегических инициатив и Банка «УРАЛСИБ», женщины-предприниматели отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ, а также растущее общественное одобрение женщин, открывающих свое дело.

В частности, женщины, не имеющие бизнеса, стали реже опасаться негативной реакции близких на решение его начать (12% в третьей волне против 8% в четвертой). Основным стимулом к началу предпринимательской деятельности является стремление к материальному благополучию, и его значимость растет: в течение 2017 года с 33 до 39%. Вторым по популярности стимулом стало желание повысить социальный статус, на третье место вышло «желание реализовать свою идею и приносить пользу». Основным барьером к началу собственного дела женщины называют отсутствие финансовых возможностей для старта.

 

Женщины-предприниматели оптимистичны в отношении доступности финансирования, бизнес-образования и инфраструктуры для детей. Так, во второй половине 2017 года треть женщин (30%) оформляла банковские кредиты от имени предприятия (+11% к прошлой волне). При этом большинство оформлявшись кредиты, отметили легкость процедуры их получения (60%, на 7% больше в сравнении с прошлой волной). На фоне снижения процентных ставок по кредитам для бизнеса снижается и доля неформальных займов (24% по результатам четвертой волны против 43% по результатам третьей пользуются займами родственников и друзей).

На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов

Женщины-предприниматели отмечают увеличение количества и качества программ бизнес-образования. 41% опрошенных получали дополнительное образование в области развития бизнеса, 49% отметили рост доступности обучения (что на 14% больше, чем в третьей волне) и 37% ожидают улучшений в будущем.

Инфраструктура детских учреждений устраивает большинство опрошенных. 62% женщин-предпринимателей, имеющих детей, пользуются услугами специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Улучшение ситуации с доступностью инфраструктуры для детей отметили 55% опрошенных, положительных изменений ожидают не менее 47% женщин.

 

Женское предпринимательство имеет выраженную социально ориентированную направленность. Большинство опрошенных владелиц бизнеса (59%) относят свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них 20% отметили, что работают в сфере социальной защиты и помощи населению, 11% — в области спорта и здорового образа жизни, 9% — в сфере творческого развития и образования детей и взрослых.

Женщины-предприниматели пока не реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. Эти показатели устойчивы и не менялись в течение года. Среди основных барьеров для экспортной деятельности — локализованность бизнес-модели (26%), высокая конкуренция за рубежом (14%) и вероятное отсутствие спроса (11%). Кроме того, за последние полгода женщины-предприниматели стали чаще называть в качестве барьера наличие особых технических стандартов, предъявляемых за рубежом к качеству товаров и услуг (11%). Следует отметить, что об организации, направленной на поддержку экспортных предприятий, на данный момент осведомлены 26%, а адресатами поддержки являлись 1% опрошенных.

На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% женщин-предпринимателей участвуют в международных выставках и тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании. Также 5% опрошенных женщин за последний год направляли своих сотрудников на обучение или стажировку за рубеж.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ