Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Эволюция POS-кредитов: от гаджетов к загородным домам
15.06.2021 FinRetailАналитика

Эволюция POS-кредитов: от гаджетов к загородным домам

Под влиянием пандемии портфель товарного кредитования сократился, несмотря на рост среднего чека. Круг игроков этого сегмента остается узким, однако рынок может ждать трансформация в связи с выходом на него крупных онлайн-маркетплейсов


Товарное кредитование в России в последние годы росло медленнее, чем другие виды беззалогового кредитования. Объем выданных POS-кредитов в период с 2014 по 2019 год увеличился лишь на 16%, до 393 млрд рублей, тогда как объем трат по кредитным картам за тот же период вырос на 89%, до 4,9 трлн рублей, кредитов наличными — на 56%, до 5 трлн рублей, отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Игорь Додонов.

Замедление объема выдач POS-кредитов началось в конце 2019 года — темпы прироста (год к году) в октябре — декабре оказались отрицательными, рассказал старший аналитик Frank RG Артем Мосин. В 2020 году по понятным причинам тренд усилился: снижение объема выдач (год к году) достигало 30%, а в апреле — 66,5%. «На время прошлогоднего всеобщего локдауна объем продаж POS-кредитов уменьшился более чем в два раза», — напомнил старший вице-президент, директор департамента продаж банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит» Сергей Васильев. В августе 2020 года ретейлеры, по его словам, снова массово приступили к офлайн-продажам, при этом показатели федеральных торговых сетей восстановились быстрее, чем у локальных партнеров.

Всего за прошлый год банки выдали 294 млрд рублей классических POS-кредитов, что на 25% меньше, чем в 2019-м, отметили в Frank RG. В то время как общий портфель необеспеченного потребительского кредитования в стране вырос на 9,2%, портфель POS-кредитов сократился на 12,3%, до 242 млрд рублей, добавил Игорь Додонов.

2021: товары дороже, заявок меньше

Текущий год ознаменовался некоторым оживлением на рынке. В феврале объемы выдачи кредитов в торговых точках достигли допандемийного уровня. В марте темп прироста спустя 17 месяцев впервые показал положительную динамику (+4,53%), рассказал Артем Мосин. По итогам первых четырех месяцев 2021 года объем выдач оказался на 16,1% выше, чем за аналогичный период 2020-го. «Однако такой рост связан с эффектом низкой базы — в апреле прошлого года было выдано всего 9,1 млрд рублей POS-кредитов», — не присоединился к оптимистичным прогнозам Артем Мосин.

«Рынок вырос по суммам, но упал по количеству продаж — оно все еще меньше, чем в 2019 году», — прокомментировал вице-президент, директор по развитию партнерской сети Почта Банка Андрей Павлов.

По данным Frank RG, за год средний размер оформляемого POS-кредита вырос на 42,7% — с 33,6 до 48 тыс. рублей. По предварительной оценке Frank RG, на 1 мая 2021 года портфель классических POS-кредитов составлял 220 млрд рублей, что на 7,8% меньше аналогичного периода прошлого года.

Новые ниши и цифровизация

Изначально POS-кредиты выдавались преимущественно на мобильные телефоны и бытовую технику. Однако этот вид кредитования проникает во все новые ниши: мебель и товары для дома, стройматериалы, одежду и обувь, продукты питания и даже автомобили и быстровозводимые загородные дома. Кроме того, POS-кредитами уже можно оплачивать и услуги: например, в сферах туризма, здравоохранения, фитнеса, отметил Игорь Додонов. По словам Сергея Васильева, POS-кредитование активно применяется в оплате образовательных услуг — курсов повышения квалификации, тренингов, обучающих программ и т.д.

Процесс оформления и получения POS-кредита постоянно упрощается и ускоряется. Например, «Сбер» запустил продукт Phygital POS (Physical + Digital. — «Б.О»): клиент, желающий купить товар в рассрочку или в кредит, просто прикладывает на кассе дебетовую карту и ждет одобрения заявки. «Решение приходит за пару минут, и если оно положительное, то покупатель забирает товар и уходит», — рассказал в интервью «Б.О» директор дивизиона «Занять и сберегать» Сбербанка Сергей Широков.

«Когда покупателю нет необходимости сидеть и полчаса заполнять документы в магазине, это повышает вероятность, что клиент приобретет товар в кредит, а не уйдет из магазина, — пояснил Артем Мосин. — Вполне вероятно, что через год-два банки смогут предложить оформление POS-кредита на любой товар через банковское приложение».

«Пока же кредитные организации активно внедряют безбумажное подписание договоров. «В нашем банке все больше кредитов оформляется с электронной подписью», — рассказал Сергей Васильев. Доля онлайн-продаж в POS-кредитовании в «Ренессанс Кредит» сегодня составляет около 15%.

По итогам первого квартала 2021 года доля «цифровых» продаж рассрочек и кредитов составляет 16%, в то время как в аналогичный период прошлого года она не превышала 1%, подвел итог директор по развитию бизнеса сервиса «Всегда.Да» Роман Варварин.

Кредит на любой вкус

POS-кредитованию все сложнее выдерживать конкуренцию с «соседними» сегментами. Доля POS-кредитов в общем объеме беззалогового кредитования снижается с конца 2017 года. Так, в декабре 2017-го эта доля составляла 6,6%, а в декабре 2020-го — уже 3,5%. Аналитики объясняют эту тенденцию развитием альтернативных способов покупки товара в кредит. «Упрощается процедура получения кредита наличными: клиенту достаточно зайти в банковское приложение, выбрать комфортные условия и через несколько минут получить деньги на счет», — привел пример Артем Мосин. Также выросло число МФО, выдающих кредиты в магазинах.

Развиваются финтех-сервисы типа VK Pay, где, не покидая социальной сети, можно выбрать товары и оформить оплату в рассрочку. Эту опцию называют социальной коммерцией. TikTok тестирует TikTok Shop, а мессенджер Telegram запустил оплату товаров в чатах. На Facebook появилась кнопка «Купить», в Instagram — функция отметки товаров. «С развитием этих решений вырастет спрос на кредитование внутри социальных сетей», — полагает Роман Варварин.

По словам Романа Варварина, покупателей привлекают и такие инструменты, как сервисы подписки. С их помощью можно ежемесячно оплачивать сумму за пользование устройством, а по окончании периода подписки выкупить его или обменять на новую модель. Так уже можно купить смартфоны, бытовую технику, ноутбуки и игровые приставки.

«Для тех, кто хочет потратить относительно небольшую сумму — скажем, купить кроссовки или пальто из новой коллекции, — но хочет платить частями, не обращаясь в банк, подходят BNPL-сервисы (англ. Buy Now, Pay Later — купи сейчас, плати потом, —  «Б.О»)», — считает Роман Варварин. По его мнению, подобные решения (Klarna, Affirm, Afterpay и другие) уже доказали свою востребованность за рубежом и имеют шансы на успех на российском рынке. Напомним, первый BNPL-сервис в России этой весной запустил Тинькофф Банк.

Однако пока самыми популярными альтернативами классическому POS-кредитованию остаются кредитные карты и карты рассрочки. «Линейка кредитных карт с грейс-периодом в три-четыре месяца довольно обширна, а по картам рассрочки беспроцентный период может превышать 12 месяцев», — рассказал Артем Мосин. Сейчас объем кредитования в POS-сегменте примерно в 2,5 раза меньше, чем суммарный лимит по новым кредитным картам, но пока больше, чем в сегменте карт рассрочек, отметили в ОКБ. По оценке Frank RG, с конца 2019-го по конец 2020 года доля карт рассрочки в совокупном портфеле классического POS-кредитования и карт рассрочки увеличилась с 18 до 25%. В перспективе ближайших двух-трех лет доля карт рассрочки может сравняться c долей POS-кредитов, дали прогноз в ОКБ.

«Люди часто не готовы нести единовременную нагрузĸу на бюджет и платить проценты, поэтому рассрочка для них» — актуальный способ оплаты, уверен Роман Варварин. По данным «Всегда.Да», при продажах в рассрочку средний чек увеличивается в среднем на 20%, а объем продаж — на 35%.

По словам Андрея Павлова, главное преимущество карт рассрочки — высокая скорость покупки и отсутствие документооборота, однако с развитием онлайн-технологий POS-кредитование вскоре будет характеризоваться тем же.

Кроме того, если POS-кредит подразумевает рассрочку, то обычно она длиннее, чем грейс-период по кредитке. «Для тех, кто привык к POS-кредиту, этот продукт удобнее, понятнее и, главное, выгоднее, — считает Андрей Павлов. — 80% всех кредитов у нас в банке подразумевают рассрочку, ее средний срок составляет 18 месяцев. Ни одна карта не дает на постоянной основе грейс-период на 18, 24 или 36 месяцев». Отсюда и разница в среднем чеке — в классическом POS-кредитовании он выше, чем по кредитным картам и картам рассрочки, добавил Сергей Васильев.

«Для ретейлеров главные преимущества использования POS-кредита — отсутствие интерчейнджа и возможность самостоятельно управлять скидкой для предоставления рассрочки клиенту, — отметил Андрей Павлов. — Взаимодействие с картой рассрочки подразумевает единый размер комиссии. Как следствие торговец несет потери, продавая по картам рассрочки товары с низкой маржой».

Клиенту POS-кредит, в отличие от банковской карты, не надо получать заранее. В то же время POS-кредит надо каждый раз оформлять заново, тогда как кредитную карту достаточно однажды получить, чтобы пользоваться ею неограниченное количество раз.

Недостаток товарного кредита — в более высокой процентной ставке. Как отметили в ОКБ, средняя полная стоимость кредита в сегменте POS-кредитования за последний год не изменилась и составляет 14,8%. По мнению Игоря Додонова, кредитные карты продолжат постепенно замещать собой POS-кредитование.

По данным Frank RG, количество игроков на рынке стандартного POS-кредитования за последние два года снизилось с 12 до 10. Русфинанс Банк (нынешний Росбанк) сосредоточился в направлении автокредитования, а Совкомбанк полностью сконцентрировался на картах рассрочки. «После объявленной Совкомбанком покупки банка "Восточный" количество игроков в данном сегменте еще снизится», — уверен Артем Мосин.

На топ-5 игроков российского рынка POS-кредитования — Почта Банк, «Хоум Кредит», «Ренессанс Кредит», ОТП Банк и МТС Банк — приходится около 78% рынка, отметил Игорь Додонов. Почта Банку в прошлом году удалось повысить объем продаж в этом сегменте на 3% к 2019 году. Это позволило банку переместиться на первое место по объему выдач и портфелю POS-кредитов.

По мнению опрошенных экспертов, POS-кредитование — узкоспециализированный и низкомаржинальный сегмент, для достижения окупаемости в нем требуются определенный масштаб бизнеса и сотрудничество с крупнейшими торговыми сетями. По словам Артема Мосина, в сегменте POS-кредитов сложно заработать без продажи дополнительных продуктов при оформлении (например, страховых). «Причем маржинальность этого сегмента бизнеса постоянно снижается, — добавил Андрей Павлов. — Однако, умея скрупулезно считать деньги, на POS-кредитовании можно зарабатывать».

POS-кредитование остается для банков значимым каналом привлечения клиентской базы, считает Артем Мосин: «Это точка входа для дальнейшей коммуникации с клиентом, завоевания его лояльности, кросс-продаж». Вместе с POS-кредитом банки часто предлагают другие продукты, например кредитные карты, рассказал Игорь Додонов. Примерно четверть клиентов, которым был одобрен POS-кредит, затем пользуются другими продуктами или услугами банка, отметил Андрей Павлов.

Предложения взять кредит на покупку понравившегося товара —  уже не редкость на площадках электронной коммерции. Более того, крупные маркетплейсы (такие, как Ozon и Wildberries) приобретают банковские лицензии с целью предложения собственных кредитных продуктов, в том числе POS-кредитов. По этой причине в ближайшие годы расстановка сил на рынке товарного кредитования может измениться.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ