Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • FATF — борьба
10.04.2012 Мнение

FATF — борьба

В последнее время международное сообщество, в частности FATF, пересмотрела свои подходы к оценке национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов в сторону значительного (!) ужесточения и повышения требовательности


Новая редакция 40 рекомендаций, принятых в феврале FATF, предусматривает необходимость обязательного внедрения и реализации рискориентированного подхода в работе по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Мы должны будем распределять свои ресурсы наиболее эффективно в ответ на возникающие риски. При соблюдении определенных условий у государства возникает право освободить финансовое учреждение и нефинансовые предприятия от применения ряда рекомендаций: в отношении тех организаций, которые явно не попадают в ту или иную зону риска, могут быть допущены послабления с точки зрения надзора и контроля. Кроме того, компании должны будут обеспечить компетентному органу своевременный доступ к достаточно точной и корректной информации о бенефициарных собственниках и лицах, контролирующих юрлицо. Особое внимание будет уделяться новым платежным системам и технологиям, таким как электронные деньги и т.п. Также FATF указывает на необходимость усиления надзора за финансовыми группами. Отмечу, что теперь в перечень так называемых предикатных преступлений включены налоговые преступления. Соответственно наше законодательство будет серьезно изменено. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в РФ функционируют крупномасштабные теневые схемы в банковской сфере. Основными из них являются неподтвержденные экономической деятельностью финансовые потоки, перетекающие за рубеж, в офшорные юрисдикции, а также вывод денежных средств в наличный оборот. Их объемы поражают. Только по итогам прошлого года объем капиталов с признаками отмывания и незаконно вывезенного за рубеж составил порядка 1 трлн рублей. И это лишь те средства, которые попадают в углубленную проверку. Я не хочу сказать, что все эти деньги криминальные. Но в определенных транзакциях прослеживается явное нарушение всех (каких только можно) законов. Вы знаете, что по поручению президента страны создана специальная межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций. Одной из серьезных проблем, как в работе этой группы, так и в нашей, остаются фирмы-однодневки, через которые идет основной поток «черных денег». Так, в одном из банков Амурской области только за 2011 год объем подобных сомнительных трансграничных переводов составил свыше 20 млрд рублей. Для области это огромная сумма, сопоставимая с бюджетом данного региона. Возникают закономерные вопросы: почему именно этот банк выбран для данных операций? Каким образом он выстраивает взаимоотношения с клиентами? Как осуществляется проверка клиента? Не исключено, что (я тут мягко говорю) имеет место формальный подход к организации внутреннего контроля. Скорее всего, бизнес-подход соперничает с гражданско-правовым. Это значит, что банк видит для себя угрозу в лице надзорных органов, а не в лице подозрительных клиентов. Вместе с тем наблюдается ситуация, когда топ-менеджмент банков является участником преступных сообществ по легализации криминальных доходов. В связи с этим нелишне напомнить о том, что очищение своих рядов от преступных элементов — одно из основных условий высокой деловой репутации, которой в мире уделяется очень большое внимание. С нашей стороны мы планируем решить вопрос о наделении банков правом отказа в одностороннем порядке от заключения (либо исполнения) договора банковского счета с клиентами, обоснованно подозреваемыми в легализации криминальных доходов. Естественно, при условии защиты прав и интересов добросовестных клиентов. Планируется уточнение статьи 6 115-го закона в части перечня операций по обязательному контролю. Соответствующий законопроект рассматривается в правительстве. Кроме того, совместно с ЦБ мы проводим работу по организации электронного обмена с банками информацией по запросам Росфинмониторинга. Полагаем, что это наиболее эффективно облегчит ту работу, которую вы делаете, выполняя наши запросы. Хочу подчеркнуть, что мы готовы к диалогу и не можем допустить падения снижения степени доверия к российской финансовой системе, которое может повлечь за собой миллиардные убытки для бизнеса. И здесь хотел бы обратить ваше внимание на необходимость функционирования в каждом банке системы управления рисками легализации и отмывания доходов и финансирования терроризма. Кредитная организация должна проводить оценку такого риска и предпринимать меры по его минимизации. Это и есть тот самый рискориентированный подход, необходимость применения которого нам рекомендует FATF. И мы понимаем, что это, пожалуй, самый продуктивный выход из ситуации, которая есть.

 

По материалам выступления на XIV всероссийской банковской конференции 21 марта 2012 года






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ