Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Практика внедрения систем фрод-мониторинга каналов ДБО, с одной стороны, подтвердила некоторые исходные предположения, с другой — выявила ранее неучтенное и уточнила сомнительное
Практика, как считается, критерий истины. Но эта «истина» в банковской деятельности достаточно изменчива и существенно зависит от особенностей клиентов, которым оказываются услуги, и состава предоставляемых услуг.
Вот несколько доказанных «очевидностей»:
1. Рано или поздно банк приходит к пониманию необходимости внедрения мультиканальной (кроссканальной) системы в разрезе не только внедрения мониторинга всех каналов обслуживания, но и взаимоучета данных различных каналов. Встроенных в системы ДБО компонентов мониторинга недостаточно.
2. Мониторинг только на основании правил недостаточен или очень трудозатратен для поддержания должного уровня актуальности. В составе системы необходимы компоненты автоматического выявления взаимозависимостей.
3. Необходима интеграция с внешними источниками данных о мошенничествах и активности контролируемых пользователей. Как перспектива — интеграция с аналитическими системами, возможность анализа данных в целях выявления и предсказания новых схем мошенничества.
4. Нежелание клиентов участвовать в улучшении качества мониторинга, введение адаптивной аутентификации клиентов раздражает, отсутствие подтверждения от клиента приводит к ложным срабатываниям. Для юридических лиц характерно безалаберное отношение к собственной безопасности и завышенное доверие к работникам, осуществляющим финансовые операции.
Есть и менее очевидные факторы:
1. Существенное влияние IT-ландшафта банка на идеологию построения кроссканальной системы. Пятиуровневая модель, используемая Gartner, для российского банка не подходит.
2. Существенное политико-организационное влияние внутренних бизнес-заказчиков банка на архитектуру решения. Система строится с учетом разграничения полномочий внутренних «владельцев бизнеса», то есть структурных подразделений, управляющих услугами, при оказании которых используется ДБО.
3. Использование системы мониторинга требует некоторого переосмысления подходов к работе подразделений информационной безопасности. Привычный формализованный разрешительно-запретительный метод не эффективен, зачастую создаёт иллюзию защищенности. От «черно-белого» переходим к «градациям серого» и учитываем особенности поведения клиентов при потреблении банковских услуг.
Понятие «канал» на практике, в отличие от классификации Gartner, не ограничивается техническими и технологическими классифицирующими признаками. Мы пришли к пониманию, что канал — это продукт, услуга или проект банка, характеризуемый своими техническими и технологическими характеристиками, бизнес-целями и бизнес-направленностью. Например, интернет-банк юридических лиц и интернет-банк физических лиц являются различными каналами, несмотря на возможную единую техническую реализацию собственно системы ДБО. А использование SMS для подтверждения операций в интернет-банке — это не самостоятельный канал.
Логично под понятие «канал» подпадают также действия сотрудников банка, участвующих в процессах оказания услуг клиентам, хотя это и выходит за рамки ДБО. В результате получаем, что в перечень задач кроссканальной системы входят и вопросы мониторинга внутреннего фрода. И, действительно, включение мониторинга внутреннего фрода в состав проекта обеспечивает комплексность решения вопросов выявления мошенничества и максимальный эффект взаимного информационного обогащения «канальных систем».
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты