Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
К биометрическим методам идентификации граждан сегодня повышенное внимание. Граждан, бизнес и государство интересуют детали происходящего в этой сфере. Анатолий Аксаков, глава Комитета Госдумы России по финансовому рынку, рассказал «Б.О», как формируется законодательная база биометрических услуг
— Анатолий Геннадьевич, точная удаленная идентификация клиента — это полезная вещь для развития цифровых услуг в цифровых каналах коммуникаций с клиентами банков. Как вы оцениваете востребованность услуг с использованием биометрических данных граждан сегодня?
— Несмотря на то что потенциальная возможность зарегистрироваться в системе ЕБС есть практически у каждого жителя страны, граждане России не торопятся сдавать биометрию. Одни не уверены в безопасности данного метода, другие не видят преимуществ, которые может открыть перед ними передача «слепков» лица и голоса в ЕБС. Поэтому сейчас удаленная идентификация через ЕБС имеет ограниченную востребованность.
— Что является наиболее значимым фактором для роста их популярности?
— Для того, чтобы стимулировать интерес граждан к использованию биометрии, важно расширить число услуг, доступных дистанционно по биометрическому профилю. Необходимо расширить границы применения технологии, в частности вывести ее за пределы банковского сектора.
Популяризации ЕБС у населения способствовало бы более широкое использование биометрии в системе государственных услуг. Например, граждане могли бы использовать биометрический профиль как идентификатор при получении госуслуг (при регистрации сделок, запросе документов, справок, оплате штрафов и так далее), в медицине (для запроса результатов обследований и анализов), в образовании и профессиональном обучении (при сдаче экзаменов), при пользовании общественным транспортом.
Еще один важный фактор, способствующий развитию цифровых услуг, — внедрение массовой идентификации клиентов через ЕБС не только физлицам (при получении государственных, коммерческих и финансовых услуг), но и для процессов, связанных с предоставлением государственных, коммерческих и финансовых сервисов юрлицам.
Кроме того, для роста популярности использования биометрии необходимо повысить доверие потребителей к биометрическим технологиям. Для этого нужно проводить открытые испытания не только алгоритмов распознавания, но и биометрических систем в целом, а также постоянно подтверждать работоспособность действующих биометрических систем. Результаты испытаний и научных исследований должны быть в открытом доступе.
Важно установить ответственность операторов биометрических систем за ложное срабатывание системы, также должны быть застрахованы риски потребителей (пользователей). Свою роль могут сыграть и «системы лояльности» для граждан, сдавших биометрический контрольный шаблон (БКШ). Ряд банков, в частности Сбербанк, существенно увеличили лимиты по онлайн-переводам клиентам, которые сдали биометрию. На пользу пойдут и другие стимулы, например увеличение лимитов по кредитным картам или возможность получить заем по специальной ставке.
Необходимо также рассмотреть возможность введения регуляторных льгот по отношению к счетам клиентов, сдавших образцы в ЕБС.
— Более широкому использованию возможностей биометрической идентификации препятствуют некоторые барьеры. Каковы они, с вашей точки зрения?
— Основной барьер — отсутствие государственных, коммерческих и финансовых сервисов, использующих ЕБС в широком смысле этого слова. Ведь если у гражданина нет потребности сдать свой биометрический профиль в ЕБС, то он этого и не делает. Превращение ЕБС в ГИС не решает эту проблему комплексно, но может позволить не монополизировать рынок крупными банковскими экосистемами, не готовыми сейчас собирать биометрию по требованиям, заложенным в ГИС ЕБС, и конечно, не готовыми ею делиться. Если не будет требований к таким игрокам рынка по обязательной передаче биометрических профилей, собранных системообразующими банковскими и, может быть, даже не банковскими экосистемами в ГИС ЕБС, то сохранятся противостояние и конфликт интересов. ГИС ЕБС должна стать эталонной системой для работы с биометрией в России для всех институтов.
Другие барьеры:
Отмечу, что ЕБС переводится в статус федеральной государственной информационной системы, и это в той или иной мере позволит нивелировать некоторые из указанных барьеров.
— Есть ли смысл расширить базы биометрических образцов, хранящихся в ЕБС? Например, добавить образец рисунка вен ладони или отпечаток пальца?
— Считаю, что пока существующего набора данных (фото и голос) достаточно для обеспечения безопасности предоставляемых сервисов. Расширение базы образцов будет иметь смысл в случае реальных уязвимостей работы системы ЕБС с двумя текущими видами. При этом надо учитывать, что такое расширение потребует более сложного и дорогостоящего оборудования, а новые образцы могут применяться в менее широком спектре услуг из-за их специфичности.
Некоторые банки считают, что есть смысл расширить базы биометрических образцов. Более того, такое расширение в будущем неизбежно. Это позволит повысить удобство использования биометрии и будет способствовать более глубокому ее проникновению за счет:
— Сегодня рассматривается целый спектр новых возможностей получения биометрических образцов клиентов помимо процедуры, стандартно реализуемой в отделениях банка. В частности, использование коммерческих биометрических систем, получение образцов через операторов связи, МФЦ, самостоятельная регистрация физлицами своих биометрических данных в ЕБС. Какие способы вы считаете оптимальными для банков и почему?
— Считаю, что для банков оптимальный способ — получение биометрических образцов через МФЦ. Это увеличит клиентскую базу, доступную для всех банков, вне зависимости от их размера и возможностей. Однако одной из проблем может стать ИБ. Еще памятны случаи, когда паспортные данные клиентов МФЦ становились доступными на компьютерах общего пользования. Требования к качеству и защите информации для центров госуслуг и банков должны стать идентичными.
Также необходимы регулирование и ответственность для поставщиков данных. Ведь банк, предлагающий финансовые продукты, опираясь на эти данные, берет на себя определенные финансовые и юридические риски.
— Что еще необходимо сделать на законодательном уровне, чтобы биометрические методы идентификации личности стали удобными, безопасными и стимулировали развитие цифровых услуг?
— Недавно принятый Федеральный закон № 479-ФЗ, направленный на расширение возможностей использования ЕБС, вступил в силу (за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки) с 1 января 2021 года. Возможно, его правоприменительная практика выявит какие-то проблемы, решение которых потребует соответствующих законодательных корректировок.
Ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере биометрии уже поступил от банков. Они предлагают следующие нововведения на законодательном уровне:
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Родители смогут онлайн консультироваться с профильными врачами, круглосуточно быть на связи с дежурными специалистами и при необходимости — следить за состоянием ребенка с помощью системы дистанционного мониторинга