Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Холодный ум и мягкие навыки
27.08.2020 FinRetailАналитика

Холодный ум и мягкие навыки

Какие компетенции будут востребованы после пандемии?


Удаленная работа и развитие IT-технологий подстегнули банки пересмотреть требования к необходимым навыкам и компетенциям как специалистов, так и руководителей. Сотрудники каких направлений становятся все более востребованными в условиях пандемии и какие навыки будут цениться работодателями?

Кто нужен банкам 

Период пандемии и самоизоляции не внес каких-либо неожиданных корректировок в структуру найма банковских специалистов. Один из крупнейших сервисов по поиску работы и подбору специалистов — HeadHunter — по просьбе «Б.О» проанализировал вакансии в банковской отрасли, размещенные на hh.ru в период апреля — июля текущего и прошлого годов. Как показало исследование, по сравнению с прошлым годом выросла потребность в специалистах по дистанционному обслуживанию и клиентскому сопровождению и снизилась по позициям персонала банковской «первой линии» — кассирах-операционистах и кредитных специалистах. «Количество вакансий для них в 2020 году сократилось на 0,5 и 2,5 п.п. соответственно. По-прежнему верхние строчки среди самых востребованных специалистов в банках занимают менеджеры по продажам, консультанты, менеджеры по работе с клиентами», — пояснили в hh.ru. В этом году, в отличие от 2019-го, в топ-20 банковских специалистов вошли системные аналитики и менеджеры по взысканию задолженности.

«Б.О» опросил около 20 крупнейших банков на предмет того, специалисты каких отделов стали востребованными после самоизоляции. Интересно, что представители кредитных организаций практически единодушны во мнении, что пандемия не повлекла за собой каких-то серьезных изменений по оптимизации персонала. Более того, по ряду направлений банки расширили прием на работу специалистов, в которых резко выросла потребность.

В Сбербанке рассказали, что у них увеличился спрос на специалистов по ипотечному кредитованию и сопровождению сделок, на сотрудников колл-центра, оказывающих поддержку физическим лицам. Как обычно, в топе IT-специалисты, компетенции по разработке, сопровождению, тестированию продуктов и сервисов. Примерно 50% вакансий приходится на java-разработчиков. По словам представителей Сбербанка, по инновационным направлениям у них «востребованы специалисты кибербезопасности и специалисты по разработке и продвижению продуктов в онлайн-каналах. Появилось больше запросов на Agile-коучей, работающих с удаленными командами». 

В Райффайзенбанке, Московском кредитном банке (МКБ), ПСБ, Росбанке и Абсолют Банке также сказали, что продолжают привлекать специалистов в области IT и информационной безопасности.

В МКБ, к примеру, сейчас открыто более 350 вакансий: кандидатов на IT- и риск-направления, в бизнес-подразделения, на часть дополнительных функций поддержки и контроля. «В целом, самыми востребованными как были, так и остались  высокопрофессиональные специалисты: продуктивность и эффективность — показатели, которые в посткарантинный период будут на первом месте», — прокомментировала директор по персоналу Московского кредитного банка Алена Ефремова. 

После снятия карантина банковский рынок заметно оживился, указывают эксперты. Кандидаты больше смотрят на новые возможности, и финансовые учреждения активно размещают новые вакансии. «В целом, ситуация становится лучше, более определенной с точки зрения найма, поиска и трудоустройства новых сотрудников, а также планов по найму на текущий год и даже на 2021 год. Есть понимание, какие области более востребованы в текущих реалиях, какие изменения происходят в банковском секторе сейчас и какие специалисты нужны для реализации [планов]», — считает руководитель сектора «Профессиональные услуги» Antal Russia Татьяна Баклагова. 

Какие навыки важнее

Тренд на удаленную работу сместил акценты в требованиях к компетенциям и навыкам специалистов. Работа из дома показала, насколько остро для любого бизнеса стоит необходимость быстрой, безболезненной трансформации. Очевидно, что на первый план выходят «цифровые» навыки — умение осваивать и разрабатывать удаленные каналы и сервисы. Но не только. Как утверждают опрошенные «Б.О» спикеры, все в большем почете навыки быстрого принятия решений, нацеленные на постоянное саморазвитие.

Компания HeadHunter проанализировала запросы на требования к банковским специалистам в апреле-мае 2019 и 2020 годов и выяснила, что для линейного персонала важнее стали умение работать в команде и клиентоориентированность, хотя по-прежнему самый часто встречающийся навык, который ждут работодатели, — это активные продажи (табл. 1).

Таблица 1. Требования к линейному банковскому персоналу 

Топ-10 навыков, указанных в вакансиях от компаний из банковской отрасли 

Доля вакансий, в которых указан навык, %, и разница за год, п.п.

2020 год

2019 год

Разница, п.п.

Активные продажи

25

23,2

1,8

Умение работать в команде

17

14,2

2,8

Клиентоориентированность

15

10,0%

5,2

Навыки продаж

15

15,4

–0,4

Грамотная речь

14

11,1

2,4

Навыки пользователя ПК

13

14,5

–1,3

Поиск и привлечение клиентов

13

18,2

–5,1

SQL

11

7,0

4,3

Холодные продажи

10

9,6

0,8

Прямые продажи

9

10,4

–1,6

Источник: компания HeadHunter 

Что касается требований к руководителям и топ-менеджерам банков, то, по статистике HeadHunter, в этом году стали чаще появляться такие навыки, как умение работать в команде и склонность к обучению и саморазвитию (табл. 2).

Таблица 2. Требования к руководителям и топ-менеджерам банков 

Топ-10 навыков, указанных в вакансиях от компаний из банковской отрасли и размещенных в профобласти «Высший менеджмент» 

Доля вакансий, в которых указан навык, %, и разница за год, п.п.

2020 год

2019 год

Разница, п.п.

Управление продажами

22

30,8

–8,8

Активные продажи

22

17,7

4,2

Организаторские навыки

22

24,6

–2,9

Управление персоналом

20

23,8

–4,0

Умение работать в команде

18

13,8

3,7

Склонность к обучению и развитию

16

Развитие продаж

15

25,4

–10,6

Ориентация на результат

14

13,8

0,5

Умение вести переговоры

13

30,0

–17,1

Поиск и привлечение клиентов

12

26,2

–13,7

Источник: компания HeadHunter 

Что думают об этом в банках? В пресс-службе Сбербанка рассказали, что остаются актуальными все основные виды навыков — «мягкие», когнитивные, «цифровые» и профессиональные. К тому же в Сбербанке более востребованными будут социальные, когнитивные и эмоциональные навыки — коллаборативность, умение работать в команде, коммуникативность, системное и критическое мышление, креативность, умение быстро принимать решения, умение управлять собой, понимать эмоции другого человека. 

«В Росбанке для нас всегда были важны такие качества, как клиенториентированность и ответственность. Также тренд на цифровизацию и автоматизацию процессов подразумевает, что все больше специалистов не IT-сферы должны разбираться в digital», — ответила на вопрос о навыках специалистов директор по персоналу Росбанка Мария Мосина. 

Сходного мнения придерживается и директор департамента по работе с персоналом Абсолют Банка Сергей Новосад: «Для каждой функции — своя история изменений. Если говорить в целом, то для нас важны общая цифровая грамотность сотрудников на всех уровнях, их способность создавать цифровой бизнес и эффективно работать в нем, цифровое сознание и гибкость». 

Для линейного персонала важнее стали умение работать в команде и клиентоориентированность, хотя по-прежнему самый часто встречающийся навык, который ждут работодатели, — это активные продажи

Что касается руководящих должностей, то, по мнению Сергея Новосада, в этом случае требования изменились серьезнее. Так, теперь важны сильные навыки в проектном управлении, управлении удаленными сотрудниками и распределенными командами. К тому же необходимы знания о цифровой трансформации, вычислительном и эмоциональном интеллекте, способность к постоянному саморазвитию.

В Райффайзенбанке заявили о «культуре результата». «Мы не контролируем процесс работы, сотрудники могут самостоятельно выбирать, как выстроить его, чтобы достигать целей наиболее эффективно. Поэтому, как и прежде, мы ценим целеустремленных профессионалов, способных брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Для них мы создаем комфортную среду, в которой можно воплощать самые смелые идеи», — пояснила руководитель отдела по подбору персонала Райффайзенбанка Ольга Полковникова.

А в МКБ считают, что самыми важными качествами для сотрудников любого уровня и любой сферы являются адаптивность, гибкость, готовность к изменениям, нестандартное мышление. «Все это необходимо для внедрения в компанию новых процессов и технологий, для того чтобы быть на острие новых потребностей клиентов и конъюнктуры рынка», — сказала Алена Ефремова. По ее мнению, важно, чтобы сотрудники и соискатели постоянно учились чему-то новому, стремились привнести в компанию свежие идеи. 

«Безусловно, все изменения, вызванные кризисом и пандемией, влекут за собой изменения в работе, а также в требованиях к персоналу, его квалификации и условиям работы в новых реалиях», — уверена Татьяна Баклагова. Она согласна с тем, что топ-менеджеры сегодня должны уметь адаптироваться в очень короткие сроки и принимать быстрые, но стратегически верные решения. «Самые важные навыки, которые нужны в наше время, — это холодный и расчетливый ум, умение создавать что-то новое и интересное, быстрая адаптация под новые запросы рынка и умение лавировать в сложных психологических и экономических ситуациях».

К чему готовится рынок

Первый тренд, который уже осознали и активно внедряют банки, — перевод сотрудников на удаленную работу. Крупнейший российский участник рынка — Сбербанк — с сентября переводит до 30% своих сотрудников на удаленный режим на постоянной основе, независимо от эпидемиологической ситуации. Как пояснили в пресс-службе Сбербанка, в рамках реализации Стратегии 2020 кредитная организация продолжит автоматизировать функции, перераспределять ресурсы, переформатировать филиальную сеть. Что касается оптимизации численности персонала, то, по словам представителей банка, она проводится в строго определенных направлениях деятельности этой крупнейшей кредитной организации. «Сбербанк и его экосистема быстро развиваются, появляются новые технологии и задачи, которые может решать только высокопрофессиональная и мотивированная команда. Именно поэтому главный актив Группы Сбербанк — наши сотрудники. И основное для нас в текущей ситуации — максимально сохранить нашу команду», — подчеркнули в пресс-службе банка.

Управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский в мае объявил сотрудникам, что по согласованию с руководством до конца года они могут работать удаленно. 

В Газпромбанке в настоящее время в полном составе выведены на работу только сотрудники фронт-офиса, рассказали в пресс-службе кредитной организации. При этом основная масса офисных работников будет выходить на работу поэтапно и при условии обязательного тестирования на COVID-19. Приниматься будут только результаты тестов, сделанные в банке. На первых порах в офисы вернется не более 30% штатной численности. 

Эпидемическая ситуация диктует свои правила, заявили в пресс-службе Газпромбанка. Во избежание скопления людей в банке планируют равномерно распределять начало рабочего дня сотрудников в интервале с 7 до 12 утра. Также будет сформирована «шахматная» рассадка работников с учетом соблюдения социальной дистанции 1,5 м. Передвижение в офисах банка и в лифтах будет производиться по спецразметке. Встречи работников в офисе возможны пока только в режиме видеоконференцсвязи. Встречи с клиентами в офисе будут проводиться в специально выделенных переговорных комнатах, где стулья расставлены на безопасную дистанцию 1,5 м.

«В пандемию банк вошел с высоким уровнем технической оснащенности и готовности к дистанционной работе. Банк располагает промышленными, а не пользовательскими решениями, которые позволяют вести работу в таком формате более чем 10 тыс. сотрудникам”, — пояснили в Газпромбанке. Все сотрудники подключены к системе «Мобильный офис», которая дает доступ к внутренним ресурсам и базам, а число звонков по видеосвязи превышает 1400 в день. Банк также выдал более 4 тыс. ноутбуков сотрудникам, которым они были необходимы. 

«Если говорить в целом, то мы считаем, что эффективность коллектива и скорость взаимодействия кардинально возросли, поскольку с таким графиком трудно отвлечься, а массовое совещание собрать, наоборот, значительно проще. Цифровые технологии позволяют всегда быть в контакте с человеком», — считают в пресс-службе банка. 

Оценив преимущества «удаленки», руководство Газпромбанка прорабатывает возможность оставить часть сотрудников работать в таком режиме на постоянной основе — «удаленно могут работать сотни и даже тысячи человек». 

При этом сотрудники могут работать в разных точках страны, что существенно изменит модель управления персоналом и организации бизнес-процессов. В частности, Газпромбанк готов расширить географию приема персонала и подбирать персонал в тех регионах, где есть профильные специалисты.

Зампредседателя правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс заявил: «Мы оценили преимущества “удаленки” и, думаю, оставим часть сотрудников работать в таком режиме. Это сокращает расходы на аренду офисов и организацию рабочего пространства. Получившейся экономией на аренде офисов можно делиться с сотрудниками, например, увеличивая им зарплаты». 

По его мнению, к такой модели управления рано или поздно придут все организации: «Мне кажется, мы все придем к гибкому графику, когда люди смогут работать в совмещенном режиме, часть времени — в офисе, а часть — из дома. После пандемии мы серьезно изменим свое поведение, и управленческое, и рабочее, и личное, и найдем формат, который лучше всего отвечает интересам организации и сотрудников». 

ПСБ рассматривает возможность перевода части сотрудников головного офиса на постоянный режим удаленной работы. «С точки зрения функционала эти форматы работы могут подойти примерно для трети сотрудников головного офиса. Из них часть может работать полностью на удаленном режиме, часть — с сочетанием удаленного и офисного режима», — пояснили в банке.

В топе IT-специалисты, компетенции по разработке, сопровождению, тестированию продуктов и сервисов. Примерно 50% вакансий приходится на java-разработчиков

В МКБ в связи с пандемией перевели около 44% сотрудников на удаленный режим работы. Остальные сотрудники работают в офисе. В банке рассматривают сейчас несколько сценариев перевода на удаленную работу после окончания пандемии, один из которых предполагает частичное сохранение удаленной работы для сотрудников, сообщила Алена Ефремова.

После трех месяцев дистанционного формата работы Абсолют Банк постепенно, с конца мая по август, перевел 55% сотрудников в офис. Пока банк не планирует увеличивать дальше долю сотрудников, работающих в офлайне, чтобы была возможность соблюдать социальную дистанцию в офисах. «Если говорить о перспективе перевести часть сотрудников на постоянную  “удаленку”, то, на мой взгляд, необходимо серьезно и взвешенно подойти к решению вопросов по стандартам управления удаленными командами и по их дополнительному коммуникационному вовлечению. Работа с удаленными сотрудниками и распределенными командами, безусловно, — реальность нового времени. Мы детально изучаем эти вопросы, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и в ближайшие месяцы примем решение о стандартах удаленной работы и о том, сколько сотрудников мы сможем перевести на “удаленку”», — прокомментировал Сергей Новосад.

Еще один тренд HR-отрасли, к которому подтолкнула пандемия в 2020 году, — развитие искусственного интеллекта, роботизация. Речь не только о работе сотрудников с новыми технологиями, но и о диджитализации самого HR. Начальник управления по работе с персоналом розничного бизнеса ВТБ Роман Ермоленко подробно пояснил на онлайн-конференции Skillaz «Большой прямой эфир: HR-инновации в банках», как он это видит: «Каждый по-разному понимает, что такое робот. Для меня роботизированный процесс — это не один из элементов роботизации какого-либо из конкретных инструментов — видеоинтервью или еще что-либо еще. Это полный процесс… В будущем мы хотим предугадывать образование вакансии, чтобы на момент предугадывания образования вакансии робот уже начинал сам искать людей, общаться с ними по заданному алгоритму, коммуницировать, применять те или иные инструменты и доводить до руководителя… Руководитель в итоге должен получить кандидатов, близких друг другу, и сделать выбор в пользу одного». Таким образом, робот должен взять на себя все формальные этапы подбора персонала. 

В ближайшем будущем управления по работе с персоналом могут отказаться и от всем привычного резюме. Вместо резюме кадровым службам нужно будет знать лишь имя и фамилию кандидата; остальная информация о нем будет «подтянута», в том числе через соцсети. В целом подбор и наем кандидатов для банков в ближайшем будущем станут бесшовными. 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ