Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Игорь Беломытцев (ОТП Банк): В факторинге мы идем быстрее рынка
16.01.2017 Интервью

Игорь Беломытцев (ОТП Банк): В факторинге мы идем быстрее рынка

Директор дивизиона корпоративного бизнеса и казначейских операций ОТП Банка Игорь Беломытцев рассказывает о развитии факторинга, казначейских операций, а также банковских гарантий


— Игорь Юрьевич, ОТП Банк известен своими успехами в рознице. Каковы причины усиления позиций в корпоративном сегменте?
— Так исторически сложилось, что целевой аудиторией Банка в России были физические лица, а в списке основных продуктов находились прежде всего различные виды розничного кредитования. В настоящий момент ОТП Банк в России является универсальным банком. В 2014 году было принято решение развивать в качестве приоритетных направлений в корпоративном бизнесе факторинг, гарантийный бизнес, Cash Management и казначейские операции. С одной стороны, 2014–2015 годы были кризисными, а с другой — бизнес всегда рано или поздно адаптируется к новой реальности, и ему становятся нужны продукты из нашего приоритетного списка. Так оно и оказалось. В итоге в 2016 году мы фиксируем значительную динамику нашего бизнеса с максимальными показателями роста спроса в оптовой и розничной торговле, производстве и ТЭК. Есть среди конкретных компаний и так называемые голубые фишки.
В нашем корпоративном бизнесе трудится 40 человек, и мы представлены в семи регионах, в которых работает 21 человек.
— Если я не ошибаюсь, первым номером в списке приоритетов был назван факторинг?
— Факторинг в ОТП в России получил свое развитие и стал успешным бизнесом, потому что нам был доступен колоссальный опыт, накопленный нашим материнским банком. Это и менеджерские ноу-хау, и понимание, как вырастить из первых клиентов зрелых и лояльных потребителей наших услуг.
При внедрении факторинга нам удалось внедрить наиболее эффективное IT-решение, в котором большинство бизнес-процессов автоматизировано. Это позволяет факторингу обойтись всего пятью сотрудниками: три из них работают непосредственно на бизнес, и двое обеспечивают поддержку операций. В итоге без особенной «раскачки» Банк за два года вошел в топ-20 по величине факторингового портфеля и ставит себе цель попасть в топ-15 в 2017 году. Если перевести это в цифры, то по предварительным прогнозам 2016 год мы закончим с портфелем свыше 1,53 млрд рублей, а в 2017 году ожидаем прирасти более чем на 43%.
Много это или мало? Если говорить обо всем корпоративном портфеле ОТП Банка, то он приблизительно соответствует динамике рынка в целом, а вот по факторингу мы намного опережаем рынок. В итоге запуск нашего факторинга был один из самых быстрых и успешных стартов на российском рынке. Мы действительно гордимся этим!
— Как EDI-технологии способствуют развитию рынка факторинга?
— Электронный документооборот (на базе EDI) активно встраивается во взаимоотношения факторов, клиентов и дебиторов, и это, безусловно, способствует развитию рынка факторинга. На данный момент ОТП Банк прорабатывает решения в части системы электронного документооборота, запуск которой мы планируем в следующем году. В этой части мы рассматриваем разные варианты решения: собственная разработка или сотрудничество с одним из крупнейших игроков на рынке EDI. Это вполне разумно и закономерно, так как наши клиенты используют различные существующие площадки электронной торговли и как дебиторы, и как поставщики, Естественно, мы рассматриваем возможности подключения к этим площадкам.
Что в результате? Полная автоматизация всех процессов, которые можно автоматизировать, что увеличивает производительность труда и привносит дополнительную потребительскую ценность в наши услуги. Кроме того, рассматривая малый и средний бизнес в качестве будущих клиентов, мы понимаем, что без полной автоматизации эффективно работать с этим сектором попросту невозможно.
— Как вы оцениваете перспективы рынка банковских гарантий? Как обстоят дела в этом сегменте у ОТП Банка?
— Несмотря на сокращение рынка банковских гарантий в целом в первом полугодии 2016 года, наш портфель вырос на 14,64% (с 6,7 млрд рублей на 31.12.2015 до 7,68 млрд рублей на 30.06.2016). В четвертом квартале (по состоянию на 31 октября 2016-го) рост к началу года составил уже 57,7% (10,57 млрд рублей). Положительная динамика налицо. Хотелось бы особо подчеркнуть, что рост нашего портфеля гарантий происходит за счет постоянного роста бизнеса наших же клиентов. Иными словами, мы растем вместе с ними! Сейчас ОТП Банк выдает все виды банковских гарантий, в том числе гарантии исполнения платежных обязательств по договору (кредиту), возврата авансового платежа по этим договорам, а также исполнения контракта. Кроме того, востребованы гарантии в обеспечение гарантийных обязательств (возврата) кредита и в обеспечение конкурсной (тендерной) заявки, а также гарантии в пользу государственных органов, например Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
— Какие казначейские продукты и услуги ОТП Банк предлагает своим клиентам, осуществляющим международные сделки?
—- Говоря о казначействе нашего Банка, следует отметить, что оно располагает одной из наиболее «продвинутых» фронт-офисных IT-систем (Misys Kondor+) из представленных на мировом рынке (по оценкам международных исследовательских компаний). Это обстоятельство и позволяет говорить о том, что в ОТП Банке есть технологический базис для развития казначейских услуг.
Напомню, казначейство разделяют на активное и пассивное. Последнее — это довольно простое управление активами и пассивами банка. ОТП Банк имеет активное казначейство, которому присущи операции с более сложными продуктами: активные операции на валютном рынке, а также торговля ценными бумагами и процентными инструментами. У казначейства такого типа существуют две компоненты. Во-первых, та, где осуществляется спекулятивная деятельность, где работают трейдеры, а во-вторых, подразделение, занимающееся продажей казначейских продуктов. Все транзакции, даже по обслуживанию активов и пассивов, тоже производятся через казначейство. Kondor+ дает возможность в режиме онлайн отслеживать эти транзакции, все позиции, делать их переоценку, а также переоценку всех транзакций.
То, как все это работает, зависит от IT и «бизнесовых» ноу-хау. И то, и другое нам доступно благодаря опыту нашего материнского банка в Венгрии, где казначейская деятельность имеет довольно большую и успешную историю.
— Какими средствами ОТП Банк привлекает клиентов к работе в онлайн?
— В планах Банка — оцифровать классические услуги для юридических лиц, продукты по управлению ликвидностью, такие как cash-менеджмент, отказаться от бумажных форм документов, а также запустить личный кабинет, где клиент самостоятельно сможет управлять услугами.
В сентябре этого года мы запустили в интернет-банке новую онлайн-услугу по проверке контрагентов. Теперь любой корпоративный клиент может в нашей системе ДБО получить информацию о своих контрагентах, собранную из различных открытых источников. Цель — вывести наш интернет-банк на гораздо более высокий уровень и в итоге создать так называемый умный дистанционный канал взаимодействия с нашими клиентами.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ