Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Как обработать 12,7 млн самозапретов на кредиты за четыре месяца
21.08.2025 Best-practiceFinRegulationFinTech

Как обработать 12,7 млн самозапретов на кредиты за четыре месяца

С 1 марта 2025 года россияне получили возможность самостоятельно накладывать запрет на выдачу кредитов и займов. Услуга оказалась крайне востребованной: 12,7 млн россиян в течение четырех месяцев решили установить добровольный запрет на получение новых займов. Все заявления граждан направлялись на принятие к исполнению в квалифицированные бюро кредитных историй


В реализацию данного проекта были вовлечены одновременно Банк России, Минцифры, квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ) и многофункциональные центры по всей России. При таком количестве участников обязательным условием являются скоординированность действий и скорость реакции на изменения. К проекту со стороны КБКИ были выставлены высокие требования по производительности и информационной безопасности, а также сжатые сроки внедрения. ОКБ привлекло команду РНДСОФТ в качестве специалиста по интеграции со СМЭВ.

Решение

После детального обсуждения проекта осенью 2024 года КБКИ ОКБ выбрало решение на базе платформы «Агредатор». Разработчики предложили свое видение и комплексный подход к работе с государственными системами на платформе СМЭВ — получение заявлений граждан, проверка паспортных данных, получение ИНН заявителей, корректная работа с электронной подписью и обмен файлами с помощью специального ПО.

Запуск

Проект стартовал в январе 2025 года и проходил в режиме максимальной оперативности.

Январь — быстрое развертывание:

  • провели совместную работу над архитектурой, подготовили IТ-ландшафт, организовали сетевые доступы для дальнейшей работы;
  • установили ПО в тестовом контуре, получили сертификаты электронной подписи, настроили защищенные каналы связи со СМЭВ.

Первая половина февраля — интеграция и доработки:

  • настроили callback-механизмы для уведомления информационной системы КБКИ о поступающих заявлениях;
  • интегрировались с клиентским хранилищем с учетом требований информационной безопасности;
  • реализовали первые успешные обработки входящих запросов по самозапретам в интеграционной среде. Настроили работу с продуктивным контуром СМЭВ, обновили ПО до необходимой версии.

Вторая половина февраля — готовность к пику:

  • провели нагрузочное тестирование с привлечением дополнительной команды разработки, масштабировали ресурсы по его результатам;
  • реализовали успешную отправку первого ответа по самозапрету в ЕПГУ и получили подтверждение;
  • организовали комплексную проверку системы накануне «часа X».

Схема взаимодействия информационных систем в рамках механизма установления самозапрета гражданином на выдачу кредитов

Работа в реальных условиях

1 марта 2025 года система на базе «Агредатора» была запущена в промышленную эксплуатацию. Сервис справился с поставленной задачей — платформа обработала высокий поток запросов на установку и снятие самозапретов через ЕПГУ, с запасом выдержав ключевые показатели эффективности и обеспечивая надежность и безопасность данных.

Кредитное бюро в установленный государством срок предоставило гражданам возможность защитить себя от мошенников в сфере кредитования, а банкам и МФО — получать актуальную информацию по заемщикам.

За первые два дня запуска сервиса было подано 1,7 млн заявлений от граждан. Несмотря на высокую нагрузку на рынке в целом, интеграционная платформа успешно выдерживала пиковую нагрузку в 30 запросов в секунду, обеспечивая стабильную обработку заявлений на установление самозапрета.

«Мы считаем важным отметить эффективную работу под высокой нагрузкой: 30 RPS могут выдержать многие enterprise-системы, но в нашем случае особенность заключалась в том, что каждое сообщение содержало два файла совокупным размером 700 Кб», — подчеркнул менеджер направления по внешним данным ОКБ Айк Багдасарян.

Из пояснений Банка России следует, что гражданин может в любой момент отменить самозапрет, если захочет получить кредит или заем. Запрет будет снят через день после внесения в состав кредитной истории гражданина соответствующей информации. Такой период охлаждения поможет людям принимать более взвешенные решения о необходимости получить новый кредит. За две недели, прошедшие со старта инициативы, было установлено 6,2 млн самозапретов. Платформа работала под средней нагрузкой 10 запросов в секунду.

Преимущества

  • Комплексность: единая платформа закрыла все задачи интеграции с государственными системами — ЕЛК Госуслуг, ФНС и ЕПГУ по ключевому сервису самозапретов.
  • Скорость внедрения: от подписания договора до промышленной эксплуатации прошло менее трех месяцев.
  • Устойчивость к нагрузке: архитектура решения и оперативное масштабирование по результатам тестов обеспечили стабильность под пиковым спросом.
  • Экспертная поддержка: круглосуточное взаимодействие команды внедрения с заказчиком, консультация по работе со СМЭВ.
  • Соответствие требованиям: успешное решение задач по информационной безопасности и работе с защищенными каналами.

Best Practice

На основе опыта ОКБ внедрение интеграционных адаптеров для аналогичных задач можно оптимизировать за восемь дней.

Примерный таймлайн подключения сервиса для самозапретов в кредитном бюро

Кейс ОКБ демонстрирует, как интеграционная платформа позволяет финансовым организациям решать масштабные государственные задачи в сжатые сроки, обеспечивая надежность и бесперебойную работу под интенсивной нагрузкой.

По данным ОКБ, за четыре месяца работы было подано 12,72 млн заявлений на установление самозапрета на кредиты и 595 тыс. заявлений на его снятие. На сегодняшний день самозапрет установлен у 11,67 млн россиян.

Платформа стала единым технологическим фундаментом для обработки высокого спроса на данную услугу, защитив как интересы граждан, так и стабильность работы всего финансового рынка в сфере кредитования физических лиц.






Новости Релизы