Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
С 1 марта 2025 года россияне получили возможность самостоятельно накладывать запрет на выдачу кредитов и займов. Услуга оказалась крайне востребованной: 12,7 млн россиян в течение четырех месяцев решили установить добровольный запрет на получение новых займов. Все заявления граждан направлялись на принятие к исполнению в квалифицированные бюро кредитных историй
В реализацию данного проекта были вовлечены одновременно Банк России, Минцифры, квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ) и многофункциональные центры по всей России. При таком количестве участников обязательным условием являются скоординированность действий и скорость реакции на изменения. К проекту со стороны КБКИ были выставлены высокие требования по производительности и информационной безопасности, а также сжатые сроки внедрения. ОКБ привлекло команду РНДСОФТ в качестве специалиста по интеграции со СМЭВ.
После детального обсуждения проекта осенью 2024 года КБКИ ОКБ выбрало решение на базе платформы «Агредатор». Разработчики предложили свое видение и комплексный подход к работе с государственными системами на платформе СМЭВ — получение заявлений граждан, проверка паспортных данных, получение ИНН заявителей, корректная работа с электронной подписью и обмен файлами с помощью специального ПО.
Проект стартовал в январе 2025 года и проходил в режиме максимальной оперативности.
Январь — быстрое развертывание:
Первая половина февраля — интеграция и доработки:
Вторая половина февраля — готовность к пику:
Схема взаимодействия информационных систем в рамках механизма установления самозапрета гражданином на выдачу кредитов
1 марта 2025 года система на базе «Агредатора» была запущена в промышленную эксплуатацию. Сервис справился с поставленной задачей — платформа обработала высокий поток запросов на установку и снятие самозапретов через ЕПГУ, с запасом выдержав ключевые показатели эффективности и обеспечивая надежность и безопасность данных.
Кредитное бюро в установленный государством срок предоставило гражданам возможность защитить себя от мошенников в сфере кредитования, а банкам и МФО — получать актуальную информацию по заемщикам.
За первые два дня запуска сервиса было подано 1,7 млн заявлений от граждан. Несмотря на высокую нагрузку на рынке в целом, интеграционная платформа успешно выдерживала пиковую нагрузку в 30 запросов в секунду, обеспечивая стабильную обработку заявлений на установление самозапрета.
«Мы считаем важным отметить эффективную работу под высокой нагрузкой: 30 RPS могут выдержать многие enterprise-системы, но в нашем случае особенность заключалась в том, что каждое сообщение содержало два файла совокупным размером 700 Кб», — подчеркнул менеджер направления по внешним данным ОКБ Айк Багдасарян.
Из пояснений Банка России следует, что гражданин может в любой момент отменить самозапрет, если захочет получить кредит или заем. Запрет будет снят через день после внесения в состав кредитной истории гражданина соответствующей информации. Такой период охлаждения поможет людям принимать более взвешенные решения о необходимости получить новый кредит. За две недели, прошедшие со старта инициативы, было установлено 6,2 млн самозапретов. Платформа работала под средней нагрузкой 10 запросов в секунду.
На основе опыта ОКБ внедрение интеграционных адаптеров для аналогичных задач можно оптимизировать за восемь дней.
Примерный таймлайн подключения сервиса для самозапретов в кредитном бюро
Кейс ОКБ демонстрирует, как интеграционная платформа позволяет финансовым организациям решать масштабные государственные задачи в сжатые сроки, обеспечивая надежность и бесперебойную работу под интенсивной нагрузкой.
По данным ОКБ, за четыре месяца работы было подано 12,72 млн заявлений на установление самозапрета на кредиты и 595 тыс. заявлений на его снятие. На сегодняшний день самозапрет установлен у 11,67 млн россиян.
Платформа стала единым технологическим фундаментом для обработки высокого спроса на данную услугу, защитив как интересы граждан, так и стабильность работы всего финансового рынка в сфере кредитования физических лиц.
Кредиты МСП: скрытые проблемы
Многомесячный период удержания высокой ключевой ставки привел к серьезному ухудшению финансового состояния отечественного малого и среднего бизнеса. Количество предпринимателей с просроченной задолженностью с июня 2024 года по июнь нынешнего выросло более чем на 60%. Эксперты сравнивают ситуацию с торфяным пожаром