Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Необходимость импортозамещения создала для банков ряд проблем: финансовых, технологических, организационных. С другой стороны, появились мощнейший импульс для решительной трансформации и прекрасная возможность перейти на новый технологический уровень
Теперь только от решения конкретного банка будет зависеть, принесет ли этот переход лишь проблемы (как текущие — на время перехода, так и регулярные — на время дальнейшей работы), либо откроет перед банком новые возможности и новые горизонты развития бизнеса. Итак, попробуем систематизировать стратегии импортозамещения в различных банках.
Первая стратегия — «мастер самоделкин»: создание импортозамещенной АБС своими силами. Плюсы этого решения неоспоримы — в этом случае банк получает полностью адаптированное под себя решение и целый штат разработчиков, которые хорошо знают это решение. Но и минусы этого пути весьма велики. Во-первых, это необходимость, по сути, превратиться из банка в IT-компанию по разработке АБС, что, мягко говоря, дорого. К тому же нужно набрать штат специалистов, которые уже имели опыт разработки АБС с нуля, что также весьма непросто. Если принять во внимание опыт профильных компаний по разработке АБС, то общее время разработки при условии наличия полного штата специалистов — от четырех до пяти лет. Таким образом, здесь есть существенные риски по времени. Ну и, конечно, велик риск того, что команда просто не справится с этой задачей. Это будет наихудшим вариантом, и банку придется «начать все сначала».
Кроме перечисленного существуют технологические риски.
Если команда разработчиков пишет автоматизацию под конкретный банк, то решение волей-неволей подгоняется под набор нужд и чаяний конкретного банка. Это делает результирующее решение негибким.
В настоящее время банковский бизнес развивается с невиданной скоростью. Недостаток гибкости, возможно, не будет проблемой сразу после перехода, но в дальнейшей работе вызовет неимоверные проблемы для банка.
Ну и последнее: когда у банка есть команда, которая разработала для него АБС, с уходом команды банк становится заложником этого решения.
То есть проблемы банк точно получит, а вот будет ли что-то хорошее для него после перехода — не факт.
Вторая стратегия — «разумный самоделкин»: взять готовую АБС и переписать ее на импортозамещенный стек. Почти всегда это переход с Oracle DB на PostgreSQL.
Начнем с хорошего — в этом случае банк также получит достаточно кастомизированное решение. Пусть это решение не совсем полностью будет учитывать все пожелания банка, но оно будет не хуже старого решения, которое уже использется в банке. Кроме того, у банка сформируется команда разработки, которая и будет создавать новую АБС на основе старой.
А теперь о проблемах, которые повлечет это решение. Прежде всего переход от Oracle DB к PostgreSQL не является простым запуском конвертора. Это, по сути, та же разработка новой АБС. Пусть не такая масштабная, как в первом случае, тем не менее будет создан совершенно новый программный продукт. Это, в свою очередь, ставит банк в зависимость от компетенций команды разработки и, в случае успешного запуска, от ее лояльности. Кроме того, в случае выбора этой стратегии банк останется на том же устаревшем решении и не получит никаких бизнес-выгод от перехода.
Еще один важный момент связан с особенностями Oracle DB и PostgreSQL. Если первый является серьезной базой данных, рассчитанной на работу с большими объемами данных, то второй — база данных среднего класса. Таким образом, огромное количество вычислительной логики на уровне базы данных в случае PostgreSQL будет уже невозможным. Именно с этим связаны многочисленные заявления поставщиков АБС о том, что мощность «железа» придется радикально увеличить.
Еще один немаловажный аспект — сроки разработки. Сложно оценить, на какое время затянется такой переход.
Таким образом, проблем получим несколько меньше, чем в первом случае, но никаких новых выгод для бизнеса выбор этой стратегии не принесет.
Третья стратегия — «после дождичка в четверг»: дождаться решения на импортозамещенном стэке от вендора. Это, вроде бы, прекрасный вариант, поскольку в результате решение будет типовым и ответственность за установку решения будет ложиться на плечи вендора.
Правда, и здесь есть ряд проблем. Во-первых, вендоры должны сами закончить перевод своего решения на новый стек. А это, как уже упоминалось, по сути, разработка новой АБС — просто на импортозамещенной платорме. И разработка такого решения, очевидно, займет время. Кроме того, у вендора должно хватить сил на то, чтобы взять на себя проект кастомизации под банк. Далее, как тоже уже говорилось выше, решения будут гораздо более требовательны к «железу». И пока решение не будет разработано и протестировано на больших объемах бизнеса, вообще сложно будет сказать, может ли оно работать для больших банков. Ну и последний недостаток этой стратегии — банк получит все то же устаревшее решение.
Таким образом, хотя эта стратегия создает огромное количество проблем, но их будет меньше, чем при выборе любой из первых двух стратегий. Что касается выгод для бизнеса — их также не будет совсем, поскольку переход будет осуществляться на устаревшее решение, просто на новом технологическом стеке.
Четвертая стратегия — «выбор лидера»: выбор самой современной на рынке АБС, разработанной на новейшем стеке и в новейших парадигмах. Здесь в качестве примера хочется указать микросервисную АБС от «АРТ-Финтех». Микросервисная архитектура в настоящее время является наиболее современным трендом разработки. Выгоды от этого выбора очевидны — новый стек и новые технологии дадут тот самый необходимый бизнесу импульс развития.
Именно эта цель, насколько можно понять, была у регулятора — не просто «импортозаместиться», а перейти на новейшие и самые перспективные технологии и одновременно открыть новые горизонты для бизнеса.
Здесь не будет проблем с объемами бизнеса — решение уже протестировано по быстродействию на базе 100 млн клиентов, и результаты тестирования поистине впечатляют. Здесь не будет и проблем с гибкостью — решение построено на самых современных технологиях low-code-разработки и настройки. Наконец, здесь минимизируются проблемы даже с командой банковской разработки — современные технологии кодогенерации увеличат эффективность труда программистов на порядок. Ну и, конечно, существует ряд обучающих программ, которые помогут быстро освоить новые средства разработки для банковских специалистов.
Эта стратегия тоже не лишена недостатков. Это также новое решение, как и во всех стратегиях, описанных выше. С этим ничего не поделать — банкам в любом случае придется переходить на совершенно новую и свеженаписанную АБС. Хорошо то, что данная АБС от «Арт-Финтех» уже написана и существует в реальности. На данный момент только часть решения находится в промышленной эксплуатации, но запуск полного решения в эксплуатацию намечен на 1 января следующего года.
Наконец, четвертая стратегия совершенно точно, несмотря на очевидные проблемы при переходе от одного решения на другое, даст банкам мощный импульс для движения к новым бизнес-высотам.
В будущем году компания «АРТ-Финтех» отметит 25-летие своей деятельности — мы входим в новую для всех нас технологическую эру полные уверенности, твердо нацеленные на успех! Приглашаем все успешные и передовые банки пройти этот интереснейший путь с нами!
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные