Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Юрий Богданов, директор по инновациям банка «Центр-инвест», ответил на вопросы «Б.О» о том, какие перспективы региональным банкам открывает проект «Маркетплейс» и насколько готовы к его запуску финансовые компании
— Юрий, «Центр-инвест» входит в пилотную группу проекта «Маркетплейс». Какова роль банка в этом проекте?
— Первая презентация концепции проекта состоялась практически год назад, в октябре 2017-го, на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis. Банк «Центр-инвест» с самого старта активно участвует в проекте и входит в соответствующие рабочие группы.
На данный момент уже представлен прототип маркетплейса. На этапе подготовки к реализации прототипа системы были заявлены около десяти банков, однако до реализации дошли только четыре, среди которых «Центр-инвест», спасибо нашей команде. Специалисты банка в рамках прототипа обеспечили полный цикл операции по конвертации средств клиента в одном банке во вклад в другом банке, то есть «Центр-инвест» выступает как банк-донор и банк-получатель. При реализации сервисов команда банка впервые использовала передовую микросервисную архитектуру на платформе Spring Boot и языке Kotlin.
Помимо технических задач на протяжении всех этапов прототипирования и пилотирования маркетплейса специалисты банка «Центр-инвест» в составе профильной рабочей группы также принимают активное участие в разработке и тестировании бизнес- и юридических решений.
— Какие продукты, по вашему мнению, будут наиболее востребованы в данном проекте?
— Силами единой федеральной инфраструктуры на витринах маркетплейса будут сконцентрированы все финансовые продукты для населения: вклады, кредиты, государственные и корпоративные облигации, страховые и другие продукты от различных поставщиков финансовых услуг — банков, брокеров, страховых компаний. Маркетплейс позволит клиенту увидеть свой консолидированный финансовый профиль независимо от того, в каких банках у него оформлены кредиты, депозиты и другие финансовые продукты. Это сильно упрощает комплексное управление своими финансами в зависимости от потребностей и ситуации на рынке, позволяет трансформировать одни финансовые продукты в другие, например переводить вклады из одного банка в другой, конвертировать деньги из вклада в более доходные облигации, приобретать другие ценные бумаги.
— За счет чего банки смогут конкурировать на платформе и как они могут выделиться?
— Маркетплейс призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов.
Когда сервис будет прост в установке и комфортен для клиента — консерватизм уступит выгоде, любопытству и прогрессу
В условиях работы системы страхования вкладов и обеспечения элементами маркетплейса принципа «банк на ладони» фокус внимания потребителя смещается от ценностей «знакомого банка по пути» к подходящим именно этому клиенту и в нужный момент финансовым условиям конкретного продукта. Новый формат работы с клиентом потребует новых продуктов, и банк «Центр-инвест» уже приступил к их разработке.
— Проект «Маркетплейс», на ваш взгляд, поможет региональным банкам расширить клиентскую аудиторию или, наоборот, может вызвать ее переток к госбанкам?
— Региональные банки смогут выйти со своими уникальными предложениями на широкую аудиторию потенциальных клиентов, не ограничиваясь территориальным присутствием офисов. Для банка «Центр-инвест» маркетплейс открывает новый канал продаж, расширяет наше присутствие на рынке. Также это позволит снизить транзакционные издержки. Путь финансового продукта до потребителя становится короче, а для банка — дешевле.
— Насколько банки и сама платформа технически готовы к полноценному запуску?
— Пилотную версию проекта планируется запустить в первом квартале 2019 года, когда тестирование работы маркетплейса будет происходить уже в условиях реальных финансовых транзакций. На сегодня участниками пилотирования являются финансовые организации, обладающие профильной экспертизой и способные организовать высокотехнологичную интеграцию в сжатые сроки.
— Готова ли регуляторная база для обеспечения работы проекта?
— Этим вопросом занимается мегарегулятор, а банкам и финансовым компаниям отводится роль в создании элементов системы маркетплейса. Ее построение будет происходить на рыночных принципах.
Такие элементы маркетплейса, как платформа (хранит и передает данные, обеспечивает интеграцию) и витрина (обеспечивает лидогенерацию, доведение условий о финансовых продуктах до клиентов), реализуются коммерческими компаниями без ограничений и будут выбираться участниками рынка, в первую очередь потребителями. Банк России способствует созданию регуляторной среды для эффективного функционирования такой системы: определяет правила доступа к маркетплейсу и режим взаимодействия поставщиков финансовых услуг (банков, страховых компаний, управляющих компаний и пр.) и посредников (платформ, витрин).
— Как можно и нужно повысить привлекательность удаленной идентификации?
— Цель проекта заключается в организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и регистрации финансовых сделок без территориальной привязки к финансовым компаниям. Для того чтобы пользоваться дистанционными возможностями, один раз нужно посетить офис банка и сдать биометрические данные. Далее клиент сможет приобретать финансовые продукты через экран мобильного телефона вне зависимости от локации и режима работы конкретных отделений банка.
Как всегда, при появлении новых технологических решений у участников рынка есть определенный скепсис по поводу массового перехода клиентов на дистанционные каналы продаж самых популярных банковских продуктов, таких как кредиты и вклады. Такой скепсис связан в том числе с унаследованной регуляторной нагрузкой на пункты сбора биометрической информации, когда каждое ведомство старалось максимально подстраховаться и включить требования в режиме «как бы чего не вышло». Вот и не выходит теперь биометрия в массы. Предстоит большая техническая и информационная работа по поиску компромиссов, отказу от избыточных требований и уточнению необходимых условий, формулированию одобренных регуляторами рекомендаций.
Когда сервис будет прост в установке и комфортен для клиента — консерватизм уступит выгоде, любопытству и прогрессу.
Реклама
О том, что такое маркетплейс ЦБ, какую роль играет в создании маркетплейса регулятор и зачем это все нужно потребителю, Эльману Мехтиеву, исполнительному президенту АРБ, рассказала Елена Чайковская, советник первого заместителя председателя Банка России
Стремительная цифровизация всех сфер жизни представляет собой значительный вызов как для участников рынка, так и для регулятора. И, если первых к изменению бизнес-моделей подталкивают коммерческие интересы, то с точки зрения регулирования важно постоянно отслеживать происходящие изменения, чтобы поддерживать регуляторную базу в актуальном, «живом» состоянии
В 2020 году предприниматель Сергей Солонин задумал масштабный девелоперский проект — строительство на острове Бали города, который сочетал бы в себе глубокую философскую концепцию жизни и высокую маржинальность. Уже летом 2024-го «Нуану» стал публичным. Представители «Б.О» побывали на побережье Табанан и узнали, чем новый город в Индонезии интересен инвесторам
На фоне роста интереса граждан к инвестициям в недвижимость на рынке в последние годы появилось много новых интересных инструментов, позволяющих частным инвесторам зарабатывать на квадратных метрах. О том, какие сегменты наиболее интересны для вложений и почему инвестору стоит присмотреться к ЗПИФам недвижимости, в интервью «Б.О» рассказал руководитель дирекции управления альтернативными инвестициями УК «Альфа-Капитал» Владимир Стольников
Внести средства на депозит в банке сегодня легко без посещения отделения. Так, более 90% вкладов и накопительных счетов клиенты Газпромбанка открывают удаленно через дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — в основном через интернет-банк или мобильное приложение. В этом году банк запустил новые способы открытия вкладов — через банкоматы и контакт-центр. Эти способы смогут заинтересовать даже того, кто скептически относится к высоким технологиям и предпочитает «общение вживую»