Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Когда клиенту комфортно, консерватизм уступает прогрессу
10.09.2018 Аналитика

Когда клиенту комфортно, консерватизм уступает прогрессу

Юрий Богданов, директор по инновациям банка «Центр-инвест», ответил на вопросы «Б.О» о том, какие перспективы региональным банкам открывает проект «Маркетплейс» и насколько готовы к его запуску финансовые компании


Юрий Богданов, банк «Центр-инвест». Фото: пресс-служба банка «Центр-инвест» — Юрий, «Центр-инвест» входит в пилотную группу проекта «Маркетплейс». Какова роль банка в этом проекте?

— Первая презентация концепции проекта состоялась практически год назад, в октябре 2017-го, на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis. Банк «Центр-инвест» с самого старта активно участвует в проекте и входит в соответствующие рабочие группы.

На данный момент уже представлен прототип маркетплейса. На этапе подготовки к реализации прототипа системы были заявлены около десяти банков, однако до реализации дошли только четыре, среди которых «Центр-инвест», спасибо нашей команде. Специалисты банка в рамках прототипа обеспечили полный цикл операции по конвертации средств клиента в одном банке во вклад в другом банке, то есть «Центр-инвест» выступает как банк-донор и банк-получатель. При реализации сервисов команда банка впервые использовала передовую микросервисную архитектуру на платформе Spring Boot и языке Kotlin.

Помимо технических задач на протяжении всех этапов прототипирования и пилотирования маркетплейса специалисты банка «Центр-инвест» в составе профильной рабочей группы также принимают активное участие в разработке и тестировании бизнес- и юридических решений.

— Какие продукты, по вашему мнению, будут наиболее востребованы в данном проекте?

— Силами единой федеральной инфраструктуры на витринах маркетплейса будут сконцентрированы все финансовые продукты для населения: вклады, кредиты, государственные и корпоративные облигации, страховые и другие продукты от различных поставщиков финансовых услуг — банков, брокеров, страховых компаний. Маркетплейс позволит клиенту увидеть свой консолидированный финансовый профиль независимо от того, в каких банках у него оформлены кредиты, депозиты и другие финансовые продукты. Это сильно упрощает комплексное управление своими финансами в зависимости от потребностей и ситуации на рынке, позволяет трансформировать одни финансовые продукты в другие, например переводить вклады из одного банка в другой, конвертировать деньги из вклада в более доходные облигации, приобретать другие ценные бумаги.

— За счет чего банки смогут конкурировать на платформе и как они могут выделиться?

— Маркетплейс призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов.

Когда сервис будет прост в установке и комфортен для клиента — консерватизм уступит выгоде, любопытству и прогрессу

В условиях работы системы страхования вкладов и обеспечения элементами маркетплейса принципа «банк на ладони» фокус внимания потребителя смещается от ценностей «знакомого банка по пути» к подходящим именно этому клиенту и в нужный момент финансовым условиям конкретного продукта. Новый формат работы с клиентом потребует новых продуктов, и банк «Центр-инвест» уже приступил к их разработке.

— Проект «Маркетплейс», на ваш взгляд, поможет региональным банкам расширить клиентскую аудиторию или, наоборот, может вызвать ее переток к госбанкам?

— Региональные банки смогут выйти со своими уникальными предложениями на широкую аудиторию потенциальных клиентов, не ограничиваясь территориальным присутствием офисов. Для банка «Центр-инвест» маркетплейс открывает новый канал продаж, расширяет наше присутствие на рынке. Также это позволит снизить транзакционные издержки. Путь финансового продукта до потребителя становится короче, а для банка — дешевле.

— Насколько банки и сама платформа технически готовы к полноценному запуску?

— Пилотную версию проекта планируется запустить в первом квартале 2019 года, когда тестирование работы маркетплейса будет происходить уже в условиях реальных финансовых транзакций. На сегодня участниками пилотирования являются финансовые организации, обладающие профильной экспертизой и способные организовать высокотехнологичную интеграцию в сжатые сроки.

— Готова ли регуляторная база для обеспечения работы проекта?

— Этим вопросом занимается мегарегулятор, а банкам и финансовым компаниям отводится роль в создании элементов системы маркетплейса. Ее построение будет происходить на рыночных принципах.

Такие элементы маркетплейса, как платформа (хранит и передает данные, обеспечивает интеграцию) и витрина (обеспечивает лидогенерацию, доведение условий о финансовых продуктах до клиентов), реализуются коммерческими компаниями без ограничений и будут выбираться участниками рынка, в первую очередь потребителями. Банк России способствует созданию регуляторной среды для эффективного функционирования такой системы: определяет правила доступа к маркетплейсу и режим взаимодействия поставщиков финансовых услуг (банков, страховых компаний, управляющих компаний и пр.) и посредников (платформ, витрин).

— Как можно и нужно повысить привлекательность удаленной идентификации?

— Цель проекта заключается в организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и регистрации финансовых сделок без территориальной привязки к финансовым компаниям. Для того чтобы пользоваться дистанционными возможностями, один раз нужно посетить офис банка и сдать биометрические данные. Далее клиент сможет приобретать финансовые продукты через экран мобильного телефона вне зависимости от локации и режима работы конкретных отделений банка.

Как всегда, при появлении новых технологических решений у участников рынка есть определенный скепсис по поводу массового перехода клиентов на дистанционные каналы продаж самых популярных банковских продуктов, таких как кредиты и вклады. Такой скепсис связан в том числе с унаследованной регуляторной нагрузкой на пункты сбора биометрической информации, когда каждое ведомство старалось максимально подстраховаться и включить требования в режиме «как бы чего не вышло». Вот и не выходит теперь биометрия в массы. Предстоит большая техническая и информационная работа по поиску компромиссов, отказу от избыточных требований и уточнению необходимых условий, формулированию одобренных регуляторами рекомендаций.

Когда сервис будет прост в установке и комфортен для клиента — консерватизм уступит выгоде, любопытству и прогрессу.

Реклама






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ