Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кому на Руси платить хорошо
14.04.2022 FinCorpFinRetailFinTechАналитика

Кому на Руси платить хорошо

Как перекроить стратегию работы с платежами с учетом ухода некоторых международных платежных систем (МПС) и в условиях приостановки (в лучшем случае) деятельности ведущих поставщиков оборудования (в том числе критически важного) и программного обеспечения, которые исторически используются финансовыми организациями, пробовали выяснить участники блиц-конференции «Платежи в новой реальности», организованной «Б.О»


Слева направо: Алма  Обаева (НПС), Виталий Копысов («Синара»), Дмитрий  Колесников (НСПК), Надежда Авданина (Apibank), Данила Поминов (модератор).  Фото: Б.О

Слева направо: Алма Обаева (НПС), Виталий Копысов («Синара»), Дмитрий Колесников (НСПК), Надежда Авданина (Apibank), Даниил Поминов (модератор). Фото: Б.О

А были ли МПС?

Реальность, в которую не вписались МПС, удивила даже профессионалов платежного рынка. «Еще недавно никто не мог представить, что желающие получить карту “Мир” выстроятся в очередь или всем вдруг понадобятся карты платежной системы Union Pay, ранее банкам мало интересной», — констатировала Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета.

Алма Обаева (НПС). Фото: Б.О

Алма Обаева (НПС). Фото: Б.О

За восемь лет, которые миновали с весны 2014 года, когда международные системы впервые отказались обслуживать карты российских банков, попавших под санкции, удалось многое сделать: создать НСПК, позднее ЕБС и СБП. Так что на этот раз санкции со стороны недружественных стран не застали финансовую систему России врасплох, более того, она их, по большому счету, и не заметила.

Отвечая на вопрос о том, в каких направлениях участникам финансового рынка — банкам, небанковским поставщикам платежных услуг и финтех-компаниям — развиваться в новых условиях, Алма Обаева выделила два вектора. Первый — это отказ от банковских карт в пользу технологий, позволяющих напрямую обращаться к счету как к источнику фондирования. Второй вектор, интересный несанкционным банкам для наращивания клиентской базы в регионах, обозначился после подписания Президентом России  Указа от 28.02.2022 № 79, где отдельным пунктом кредитным организациям предоставляется право открывать банковский счет клиенту — физическому лицу без личного присутствия его или его представителя. Впрочем, пока в России ни один банк такой возможностью не воспользовался, констатировала Алма Обаева.

Также спикер обратила внимание разработчиков инновационных платежных сервисов на потребность пользователей в технологичных способах платежа, например, с использованием смартфонов. «Конечно, они хотят не уходить от потребительских навыков, которые мы же им и привили», — отметила она.

Вопросов, которые пока остаются открытыми, тоже два: это трансграничные платежи и цифровой рубль, введение которого может как-то на них повлиять.

Если уход МПС не очень расстроил участников профессионального сообщества, то успехи СБП в первом квартале 2022 года — это повод для оптимизма. По данным, которые привел на блиц-конференции Дмитрий Колесников, директор по развитию инновационных сервисов НСПК, за этот период СБП проведено 450 млн транзакций, а переводы между физическими лицами провели 52 млн пользователей. На долю СБП, констатировал спикер, приходится половина всех переводов между физлицами. Только за сутки осуществляется 6 млн транзакций. По данным исследования банка «Русский стандарт», о котором сообщило ТАСС в канун мероприятия, общее количество переводов через СБП между физическими лицами за первый квартал 2022 года увеличилось в 2,3 раза относительно того же периода прошлого года. При этом общая сумма выросла в два раза.

Дмитрий Колесников (НСПК). Фото: Б.О

Дмитрий Колесников (НСПК). Фото: Б.О

Появившийся в СБП чуть позже сервис переводов «физиков» в сторону бизнеса (C2B) и бизнеса в обратную сторону (b2c) уже стал востребованным платежным инструментом. Сегодня у него 9 млн пользователей, а темпы роста выше тех, что показывали переводы c2c на той же стадии развития. Сейчас в СБП в режиме «пилота» находятся сервис перевода между юрлицами (b2b); сервис платежей граждан в сторону Федерального казначейства (c2g) сейчас — в стадии запуска. Также разрабатываются стратегия и тактика международного развития.

Росту популярности с2b-платежей в СБП среди МСБ способствуют сразу несколько факторов. Во-первых, при использовании этого способа оплаты средства за 15 минут поступают на счет предпринимателя. Во-вторых, с лета прошлого года в России действует программа возмещения затрат на банковские комиссии при использовании СБП. Поскольку в этой программе участвуют почти все крупные банки, возмещение комиссии практически гарантировано. В-третьих, размер комиссии в СБП намного ниже, чем при других способах оплаты: всего 0,4–0,7%. В-четвертых, СБП работает во всех каналах: ее можно использовать для оплаты покупок на веб-сайтах, в мобильных приложениях, в рассылке, а также в наружной рекламе.

В основе сервиса с2b-платежей СБП лежит платежная ссылка, которую магазин получает из этой системы. В распечатанном виде она способна менять сумму товара для каждого покупателя. Помимо этого такая статическая NFC-метка может «излучать» платежную ссылку. Если поднести к ней смартфон, она «зайдет» на него, после чего будет обработана точно так же, как если бы была отсканирована камерой. Такую же платежную ссылку может излучать POS-терминал и даже смартфон продавца в том случае, если в торговой точке ее владельцем совместно с поставщиком услуги эквайринга тоже будет развернута NFC-инфраструктура. Как сказал Дмитрий Колесников, для реализации этого сценария во всех магазинах нужно время.

«Идеальный клиентский опыт подключения торгово-сервисного предприятия к СБП, обеспечить который мы стремимся в этом году, исключает поход в банк. Функция платежей посредством СБП должна быть встроена либо в кассовую программу, либо в CRM-систему торговой точки так, чтобы включать ее предприниматель мог нажатием одной кнопки. Затем ему нужно либо распечатать метку самому, либо разместить на прилавке ту, которую он получил вместе с кассовым аппаратом. Наверное, последние события только подстегнули нас двигаться в этом направлении», — заключил представитель НСПК.

Требование момента — ставка на открытость

СБП обеспечивает удешевление и ускорение c2b/b2c-платежей и основанных на их применении сервисов, в которых сегодня бизнес-клиенты испытывают острую потребность, и потому является конкурентной историей, поддержала Дмитрия Колесникова Надежда Авданина, исполнительный директор APIbank. Комментируя текущую ситуацию, она отметила, что перебоев в оказании финансовых услуг попавших под санкции банков удалось бы избежать, если бы они предоставляли открытые программные интерфейсы финтех-компаниям. В качестве примера она привела мобильное приложение ВТБ в AppStore, которым внезапно стало нельзя пользоваться. «Очень быстро нашлись бы компании из финтеха, которые дали бы клиентам посмотреть остатки на счетах и прочее», — сказала она.

Надежда Авданина (Apibank). Фото: Б.О

Надежда Авданина (Apibank). Фото: Б.О

Компании заинтересованы встраивать по Opеn API в свои продукты (карты и кошельки) сервисы банков, выступая в роли держателей этих продуктов. Кредитные организации здесь нужны только для подтверждения транзакций.

Среди заказчиков у APIBank компании из сферы экономики совместного пользования (sharing еconomy): благотворительные фонды, агрегаторы, работающие с блогерами, туристические компании, а также многие другие бизнесы, которые хотят предоставлять своим клиентам финансовые сервисы. И всем им нужна инфраструктура, позволяющая такие сервисы быстро создавать.

Словом, в новых условиях модель BaaS (Bank as a Sеrvicе) становится все более востребованной и сервисными компаниями, и банками, поскольку она всем выгодна. А открытые программные интерфейсы, как отметила Алма Обаева, могли бы быть очень полезны при реализации дистанционного открытия банковских вкладов в масштабах ЕвроЗЭС как канал для обмена идентификационными данными клиента.

СБП изначально создавалась по технологии Opеn Banking, потому ее можно отдавать партнерам в режиме BaaS, не делая пользовательские интерфейсы для всех сервисов, кроме c2c. «Моя позиция заключается в том, что банк может передать бизнесу все, сохранив за собой роль поставщика платежной услуги», — заявил Виталий Копысов, директор по инновациям банка «Синара». По его словам конечные пользователи хотят, чтобы системы оплаты встраивались в сервисные приложения. «Если НСПК и ЦБ сделают решение и объявят, что у них есть коммерческий сервис и что через них правильный, проверенный, в том числе по ИБ, бизнес можно напрямую токенизировать и создавать приложения — кошельки, оплаты, связанные напрямую с банковскими счетами, произойдет прыжок, который изменит все», — сказал он.

Виталий Копысов («Синара»). Фото: Б.О

Виталий Копысов («Синара»). Фото: Б.О

Дмитрий Колесников на это ответил, что уже прорабатывается возможность предоставления  технологии СПБпэй по модели white label или как SDK. «Я надеюсь, что появится много приложений на их основе», — заявил он.

Насколько готовы банки к резким изменениям клиентского спроса?

Изучению пользовательского опыта оформления карт «Мир» в топ-15 российских банков было посвящено очередное, третье исследование, проведенное компанией MPACE. По словам Вячеслава Семенихина, ее генерального директора, оно охватило все этапы сервиса: от поиска информации в интернете до выпуска карты.

Поскольку, как оказалось, более 75% запросов на оформление карты — мобильные, больше внимания исследователи уделили анализу сервиса, доступного именно со смартфонов и планшетов на платформах Android и iOS. Впрочем, не забыли они и о веб-браузерах, таких, как Google Chrome, Safari и «Яндекс.Браузер».

На момент старта исследования выпускать виртуальную карту «Мир» бесплатно мог только Почта Банк. При этом возможность оставить заявку на сайте или лендинге предоставляли 11 из топ-15 кредитных организаций. Еще в одном банке заявку невозможно оставить в принципе, в трех других форма онлайн-заявки на оформление карты «Мир» отсутствует.

Спикер отметил, что результаты исследования показывают банковскому сообществу глубину возможностей совершенствования процессов сбора и обработки онлайн-заявок. Так, к примеру,  подтверждают отправление карты клиенту по SMS всего пять кредитных организаций из 15, используют электронную почту для уведомления клиента о получении заявки тоже пять. Осуществляют кросс-продажи своих продуктов на странице с формой заявки четыре банка. Причем, по словам Вячеслава Семенихина, это все разные банки.

Тут же напрашивается вывод об огромном потенциале в сферах коммуникаций с клиентами, увеличения объемов собираемых данных, повышения ценности предложений банка для клиентов. Тем более что, как показало исследование, далеко не все банки объясняют клиенту, оформившему заявку, где, когда и как он получит свою карту. А у некоторых кредитных организаций нет оптимизированной посадочной страницы карты «Мир» для мобильных устройств.

Как выяснилось в ходе исследования, банки не уделяют должного внимания скорости загрузки мобильных страниц. Для 20% населения России, которое по-прежнему пользуется технологией передачи данных второго поколения (GPRS), это делает оформление заявки на карту с мобильного устройства недоступным.

В процессе изучения всех этапов и стадий формирования клиентского опыта исследователи увидели большое разнообразие способов уведомления и подтверждения клиентом своих персональных данных. В самых тяжелых случаях для подтверждения номера телефона от клиентов требуется поставить четыре галочки.

По словам Вячеслава Семенихина, исследователей удивило количество ошибок на посадочных страницах банков, которые не нашли времени для тестового прохождения заявок для их выявления. А оно необходимо для формирования у клиентов положительного опыта взаимодействия с банком.

В качестве рекомендаций организаторы исследования предлагают кредитным организациям во время оформления клиентом заявки использовать такие сопутствующие каналы коммуникаций, как чаты, помощники, кликабельные номера телефонов и т.д. Также очень важно получать обратную связь от клиента на каждом этапе процесса. Пока ее собирают только пять банков.

В целом, исследование доступности этого сервиса в топ-15 российских банков позволяет посмотреть на лучшие и худшие практики оформления карты «Мир» с позиции любого отдельно взятого банка.

Немного о грустном

Несмотря на оптимизм, который внушают находящиеся в ведении Банка России системы, тема антикризисных стратегий в сфере информационных технологий, эквайринга, продуктов и сервисов сохраняет для банков свою актуальность.

Так, кредитные организации во многом представляют собой, по сути, IT-компании, чей бизнес базируется на прочном фундаменте высокопроизводительных аппаратных и программных решений под брендами ведущих мировых поставщиков. В этой связи решения об уходе с российского рынка большинства из них или о приостановке деятельности в нашей стране поставило банки перед лицом невозможности масштабирования ни в аппаратной части, ни в части лицензий на ПО.

По словам Андрея Чиркова, руководителя центра компетенции процессинга банковских карт МКБ, сейчас кредитные организации сфокусированы на поиске отечественных продуктов, способных заменить импортные. Речь идет в первую очередь о системе управления базами данных, на которую можно мигрировать с СУБД Oracle. «К сожалению, у нас в сфере IT есть направления, продукты в которых замещать пока нечем», — констатировал эксперт.

Андрей Чирков  (МКБ). Фото: Б.О

Андрей Чирков (МКБ). Фото: Б.О

Еще один вызов связан с назревающим дефицитом «железа», вычислительных мощностей. Для выхода из этого непростого положения, по словам Андрея Чиркова, банки вынуждены искать дата-центры, предлагающие услуги Hardware as a Service.

Какая-то часть этих проблем может решаться за счет легализованного недавно «серого» импорта, но, констатирует эксперт, «спрятать» от пристального наблюдения крупные поставки высокотехнологичного оборудования будет трудно.

Виталий Брикунов, начальник управления продаж департамента эквайринга ФК «Открытие», добавил к этому перечню новые тарифы для МПС в рамках взаимодействия с НСПК; ограничения на трансграничные операции, ограничения на работу токенов; а также регулирование комиссий для социально значимых сегментов.

Виталий Брикунов («Открытие»). Фото: Б.О

Виталий Брикунов («Открытие»). Фото: Б.О

Проанализировав график изменения доходов и расходов эквайринга на примере продуктовых магазинов за последние три месяца, он сделал вывод о возможном росте прочих расходов. Оборудование, связь, расходные материалы, сервис, рабочие места, а также зарубежные прикладные решения и компоненты инфраструктуры — все эти статьи могут в сумме дать увеличение расходов на эквайринг на 20–30%.

НСПК, которая устанавливает размер межбанковской комиссии по картам Visa и Mastercard, пока оставила его без изменений. Однако игроки рынка эквайринга опасаются за его доходность. По словам Виталия Брикунова, они ожидают от НСПК оперативного регулирования принципов работы по картам ушедших международных платежных систем, в том числе и для специальных программ.

В новых условиях спикер порекомендовал коллегам из других банков еще больше любить своих клиентов, но «за немного меньшие деньги», и, что не менее важно, внимательно посмотреть на эффективность продуктов и процессов, исходя из финансовых их возможностей.

Немного по-другому, чем представители банковского сообщества, на ситуацию смотрят представители венчурного сектора. Василина Гутьеррес, директор по развитию бизнеса Digital Horizon, охарактеризовала этот взгляд словами «шире и дальше». Спикер отметила, что наблюдает сейчас сильную децентрализацию платежей. Да и потребители вынуждены сегодня менять свою жизнь настолько кардинально, что классической финансовой структуре все сложнее обеспечивать их потребности.

Василина  Гутьеррес (Digital Horizon). Фото: Б.О

Василина Гутьеррес (Digital Horizon). Фото: Б.О

В ответ на этот вызов возникает множество финтех-проектов, стартапов, которые позволяют это делать. И задача международных инвестиционных компаний, таких, как Digital Horizon, заключается в том, чтобы найти среди их предложений решения, которые легче встроить, чем разработать самим, отметила Василина Гутьеррес.

Подводя итоги, участники дискуссии пришли к общему мнению, что трудности носят временный характер. «Рынок будет трансформироваться, на нем продолжит расти доля платежей через СБП, клиентский путь станет легче и лучше», — уверен Виталий Брикунов.


Презентации спикеров

Вячеслав Семенихин, генеральный директор компании Mplace Доступность оформления карт «МИР» 
VK00960







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ