Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Председатель совета директоров Первоуральскбанка Михаил Брюханов в интервью генеральному директору АЦ «БизнесДром» Павлу Самиеву рассказал о текущей ситуации на рынке МСП, популярных продуктах банка, а также о факторинге от банка
— Михаил, какова ситуация с кредитованием МСБ в России?
— Сегмент МСБ нам хорошо понятен по бухгалтерскому прошлому и настоящему — мы обслуживаем более 400 клиентов, представителей малого и среднего бизнеса на аутсорсинге в компании ИАС.
Михаил Брюханов, председатель совета директоров Первоуральскбанка
Опыт показывает, что это самый устойчивый и самый ответственный сегмент бизнеса. Малый бизнес часто ориентирован на местный рынок, что позволяет ему лучше адаптироваться к изменениям в экономической ситуации. Кроме того, сектор МСБ быстрее принимает решения и меняет свои стратегии, поэтому он более устойчив к финансовым кризисам.
Основная сложность кредитования для МСБ кроется в предоставлении качественной и достоверной отчетности. Банки не готовы кредитовать, если у них нет отчетов о прибылях и убытках, балансовых отчетов и налоговых деклараций.
У малых предприятий нет достаточных ресурсов для подготовки такой отчетности. Чтобы помочь бизнесу получить кредитование, мы рекомендуем бухгалтерские услуги компании-партнера.
— Как активно Первоуральскбанк предлагает клиентам факторинг? Что говорят клиенты о доступности и удобстве факторинга?
— Мы фактически начинали банковский бизнес с факторинга. Безусловно, за восемь лет с момента старта рынок очень сильно изменился. Нам удается находить для наших клиентов оптимальные решения, в том числе и за счет автоматизации процессов. В прошлом году мы внедрили для клиентов личный кабинет на сайте и в мобильном приложении, что сделало для них получение банковских услуг по-настоящему комфортным.
— Как вы помогаете бизнесу получать кредиты?
— Мы воспринимаем наших клиентов как долгосрочных партнеров, обмениваясь опытом и технологиями. Если предприниматель понимает, что нужно делать, чтобы попасть в узкий круг заемщиков банка, которым мы доверяем, и какова должна быть дорожная карта для получения первых публичных денег, то это наш клиент.
— Как банк проверяет заемщиков?
— Изначально мы смотрим не на отчетность, а на то, как в компании потенциального заемщика выстроены бизнес-процессы, как у него выглядит бизнес, кто его сотрудники, как он ищет клиентов, какие у него ценности. Нам нравится погружаться в бизнес клиента, это соответствует ESG-подходу, которого придерживается наш банк.
Бывает, что клиент не платит: тут мы всегда проявляем твердую и принципиальную позицию. Не платить банку нельзя, ведь за ним стоят интересы кредиторов и вкладчиков, это без преувеличения большая социальная ответственность. Мы нетерпимы к неплатежам, в этом отношении мы так же требовательны к себе. Абсолютная обязательность и порядок в делах — то, что делает банк надежным.
— Какие кредитные продукты банка популярны?
— Мы активно работаем с сегментами, несущими высокую социальную нагрузку: медицина, производство, переработка отходов. Мы редко кредитуем люксовые приобретения. Финансирование приобретения тягача, экскаватора, аппарата УЗИ или станка ЧПУ доставляет нам намного больше радости, чем финансирование покупки «Майбаха».
— Недавно Центральный банк запустил пилотный проект по исламскому банкингу. Как вы относитесь к такому виду банковской деятельности?
— Мы с большим интересом смотрим в сторону исламского банкинга, развиваем лизинг, который не противоречит канонам Корана. Мы всегда с уважением относились к различным культурам.
АОИП (Ассоциация крудфандинга) призывает общественные организации и инициаторов социально значимых проектов обратить внимание на практику привлечения средств от благотворителей и инвесторов, которые придерживающихся повестки ответственного вложения средств, через современные краудфандинговые цифровые платформы