Финансовая сфера

Банковское обозрение


02.04.2021 FinRetailFinTechАналитика
Маркетплейс и экосистемы как источники новых доходов

В условиях низкого спроса на кредитные продукты банки обратили особое внимание на непроцентные доходы


18 марта состоялся VI Всероссийский банковский форум «Fincome. Непроцентные доходы 2021». Основной темой обсуждения стали новые источники доходов в банковской рознице. Повсеместная цифровизация тоже ставит перед банками вопрос, как им зарабатывать в диджитал-среде и что может стать драйвером роста непроцентных доходов? 

Кредитование, как классическая модель, служившая основным источником доходов российского банковского сектора, сбавляет обороты. Пока в России рассматривают перспективы развития маркетплейсов и экосистем, западный рынок встает на путь обновления бизнес-моделей, вводя практику использования банка, как услуги (Bank-as-Service) и необанкинга. Предоставление платежных сервисов не ограничивается банковским пространством — Facebook и Amazon уже обгоняют отечественные банки в использовании эко-систем. Ответом на вопрос, по какому сценарию будет развиваться маркетплейс в России, а вместе с ним и непроцентный доход, поделились представители финансовых организаций. 

Сессия «Новые возможности получения непроцентного дохода» началась с доклада Президента АРБ Гарегина Тосуняна о возможностях и проблемах внедрения цифрового рубля. Новая финансовая культура по использованию цифровой валюты имеет не только экономические, но и социально-психологические основания. «Неизвестно чем может закончиться данная практика, однако уже сейчас нужно понимать, что регулирующая сторона вопроса будет прикреплена к законодательству и выстраиванию правовой концепции», — поделился Гарегин Тосунян. 

Эту же тему затронул Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Эффектом появления цифрового рубля станет снижение комиссионных доходов и, дополнительно, снижение доходности кредитования за счет падения ликвидности безналичной денежной массы. Важным аспектом является финансирование проекта — от его модели во многом зависит влияние цифрового рубля на банковские доходы. 

О том, какие бизнес-модели будут более применимы для нынешних рыночных реалий, высказался Дмитрий Пешнев-Подольский, руководитель бизнеса Группы Хоум Кредит в России. По его мнению, система BaaS, сможет увеличить непроцентные доходы, а финтех-бизнес станет одним из самых прибыльных, с точки зрения валовых доходов и с коммуникации. Если в европейских странах эта практика популярна, то в России банки с опаской смотрят на модные тренды. Пока новые игроки внедряют финансовые услуги, экспериментируя с платежами, банки теряют клиентов. Финансовая инфраструктура становится открытой для заинтересованных лиц, появляются системы, где компании-клиенты могут встраивать в свои бизнес-процессы все нужные инструменты, подстраивая под себя банк. Но сейчас рано говорить о планах банков, ведь неизвестно когда нечто подобное будет запущено в России и пригодится ли это среднему бизнесу. 

Дмитрий Пешнев-Подольский, руководитель бизнеса Группы Хоум Кредит в России. Фото: Auditorium

Дмитрий Пешнев-Подольский, руководитель бизнеса Группы Хоум Кредит в России. Фото: Auditorium

Следующая сессия была посвящена новым подходам в партнерстве и экосистемам. В 2021 году многим компаниям предстоит определиться: либо стать ядром экосистемы, либо присоединиться в качестве партнера. Об особенностях «кухни» рассказал основатель и CEO «Talkbank.io», «Easyfinance.ru» Михаил Попов. По его мнению все больше крупных компаний, зарекомендовавших себя как сильный бренд, задумываются о необходимости встраиваться в новые современные модели отношений с клиентами. 

Выстраивая экосистемы банки идут на пути партнерства, поскольку создать бизнесы, необходимые для наполнения экосистемы невозможно самому. Пример выгодного использования этих методов — экосистема Сбера, разложившая множество аспектов жизни клиента на составляющие. Выгодное партнерство и развитый маркетплейс смогут стать двигателем роста непроцентного дохода, что приведет к повышению доходности операций. Создание маркетплейса может проводиться с применением различных форм пакетированных предложений под единым «зонтичным брендом». Также банк может встроиться в партнерскую платформу, интегрировав свои сервисы в маркетплейсе — это может привести дополнительный канал продаж. Так, эффективная стратегия способна оживить бизнес и выстроить благоприятные клиентские отношения. 

Завершила обсуждение темы «Маркетплейс, как новый канал продаж» Елена Чайковская, советник первого заместителя Председателя Банка России. Существенное преимущество, по ее мнению, — снижение стоимости привлечения и обслуживания клиентов, а также аутсорсинг сервисов. Клиенты же получат доступ к финансовым услугам организаций 24/7 без сомнительных и небезопасных сделок, что повысит уровень лояльности. 

Об особенностях фиджитал-опыта оформления дебетовых карт рассказал Team Lead компании «Markswebb» Константин Коваленко, отметив нарастающую требовательность пользователей к банкам и растущую необходимость в быстрой доставке продукта. Пользователи видят необходимость в использовании банковских приложений, т.к. большинство операций на сайтах уступают в удобстве, обрезая доступность линейки продуктов. Скорость доставки продуктов — одно из ключевых направлений в развитии клиентского опыта, способный вывести компанию в лидеры рынка. Однако не все банки понимают эту важность, в условиях быстро меняющихся бизнес-стратегий. 

Вячеслав Семенихин («Mplace.me»). Фото: Auditorium

Вячеслав Семенихин («Mplace.me»). Фото: Auditorium

Следующий доклад генерального директора «Mplace.me» Вячеслава Семенихина дополнил анализ освоения диджитал-среды. «Сегодня крупные игроки устремлены продвигать свои продукты в диджитал. Необанки составляют 19% мировых банков-лидеров. В России один из лучших в мире примеров цифровизации государства и банков, однако необанков нет», — поделился эксперт. Российские компании должны стремиться встать на путь движения в сторону цифровизации сервисов, несмотря на то, какие изменения еще произойдут в мире. Уже сейчас 50% времени потребители проводят в онлайне, они ценят простоту, скорость и технологичность, поэтому важно заниматься анализом цифровых каналов. 

Владимир Китляр (Альфа-Банк). Фото: Auditorium

Владимир Китляр (Альфа-Банк). Фото: Auditorium

Про риски для пользователей рассказал Владимир Китляр, эксперт по digital-банкингу Альфа-Банка. Киберстрахование станет популярной услугой в ближайшие годы с учетом того, что цифровизация захватывает все сервисы и направления, не уступая устаревшим моделям продаж. Уже сейчас банкам стоит обратить внимание на удобство и доступность онлайн-услуг, не забывая про клиентский путь. В идеале кажется, что концентрация на онлайн снимает все проблемы в маркетинге, но по факту Интернет еще более фрагментирован, чем ТВ с множеством каналов. Доходность падает из-за новой возможности пользователей сравнивать и выбирать.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ