Банковское обозрение

Финансовая сфера

05.09.2019 Аналитика
Место облака в банке

Цифровая трансформация рынка финансовых услуг, начавшаяся несколько лет назад, еще далека от завершения



Согласно прогнозу компании Deloitte «2019 Banking and Capital Markets Outlook: Reimagining transformation», к концу 2019 года уровень банковской интеграции новейших IT-инструментов в бизнес-процессы не превысит 20–30%. Так, на платформенную архитектуру в банковском IT перейдет 22% банков. Использовать аналитику больших данных будут 30%. Контейнеры, микросервисы и бессерверные вычисления освоит не более 18%, а искусственным интеллектом и машинным обучением воспользуется 22% банков.

Одним из элементов ускорения цифровизации банковской отрасли могут стать облачные технологии, которые позволят банкам повысить эффективность и конкурентоспособность и вывести банковские услуги на новый уровень доступности.

Провести цифровую трансформацию своего бизнеса крупные банки могут и на классической IT-инфраструктуре (on-premise). Но предпочтительным решением этой задачи является все же облачная архитектура. Для крупных банков это большой шаг вперед по повышению эффективности всех бизнес-процессов. Для средних и небольших банков, для которых содержание собственной IT-инфраструктуры и специалистов очень дорого, облачные сервисы — это практически единственная возможность получить доступ к передовым IT-технологиям.

Согласно исследованию компании Accenture Accelerate to Cloud «Banking Readiness Report», посвященному готовности британских и международных банков использовать облачные технологии, к 2018 году всего 3% банков не имели своей облачной стратегии, а остальные банки с разной степенью интенсивности уже использовали облачные сервисы. По мнению руководителей (CIO, CTO, CISO и VP IT) глобальных банков, опрошенных Accenture в рамках этого исследования, затраты на облачные услуги в течение следующих трех лет составят до 46% общего IT-бюджета банков.

По оценкам IDC Financial Insights, крупнейшие мировые банки в 2019 году сэкономят около 15 млрд долларов от внедрения облачных технологий и сократят свои расходы на IT-инфраструктуру на 25%.

Но главным преимуществом использования облачных технологий становится не экономия средств, а новые возможности и бизнес-ценности, которые приносят облачные сервисы. Именно облачная инфраструктура и решения позволяют банкам быстрее тестировать и выводить новые продукты, анализировать рынок и работать с данными, выдерживать максимальную нагрузку в периоды повышенного спроса или проведения акций, лучше реализовывать интеграцию разных бизнес-подразделений путем обмена данными и более быстрого и точного принятия решений на основе этих данных. Облако эластично и легко масштабируется, соответственно банки могут в каждый момент времени использовать только необходимый объем мощностей и не переплачивать за содержание собственной избыточной инфраструктуры.

Без облака невозможно представить трансформацию банка в экосистему. Облако является идеальной платформой для интеграции разнообразных продуктов и услуг, предоставляемых разными подразделениями банка и его партнерами. Так, Сбербанк, построивший облако и перенесший туда свою IT-инфраструктуру, теперь использует его для развития всей экосистемы Группы Сбербанк, в которой насчитывается более 30 компаний, предлагающих самые разнообразные продукты и услуги.

Главным опасением банков в контексте миграции в облака является кибербезопасность

Именно облачные сервисы предлагают банкам быстрый доступ к лучшим технологическим решениям в области IT — искусственному интеллекту, машинному обучению, аналитике больших данных, Интернету вещей, компьютерному зрению, обработке естественных языков и пр. Современные информационные технологии оказывают значительное влияние на работу банков в таких областях, как борьба с фродом, управление рисками, маркетинг, предоставление услуг. Но без достаточного количества качественных данных такие инструменты утрачивают свою эффективность. Очевидно, что банки будут по необходимости обращаться к источникам данных от третьих сторон, партнеров и поставщиков небанковских услуг и использовать эти данные в своей аналитике. Получение данных из множества источников, хранение, обработка, интеграция их в CRM-системы и бизнес-процессы вне облака становятся очень дорогой и трудно решаемой задачей.

Главным опасением банков в контексте миграции в облака является кибербезопасность. Распространено мнение, что данные, находящиеся на собственных серверах, защищены лучше, чем в дата-центре облачного провайдера.

Но, во-первых, у банков всегда есть выбор, что именно переводить в облако. Облачная архитектура дает возможность разбить операционные и информационные хранилища не только по степени риска, но и по их характеру: финансы, регулирование, поддержка клиентов, разработка и т. д. Миграция в облако может происходить постепенно с учтем всех требований к безопасности, предъявляемых как самим банком, так и регуляторами. Современные облачные решения максимально гибки, они позволяют создавать разнообразные гибридные конфигурации между оборудованием on prem, частным и публичным облаком или несколькими облаками.

Во-вторых, у крупных облачных провайдеров есть сильные команды экспертов по кибербезопасности, работающие в режиме 24/7. По своей квалификации, численности, доступным им инструментам такие команды почти всегда превосходят аналогичные подразделения в банках, где кибербезопасность все же не является core-бизнесом. Облачные провайдеры, для которых их собственная безопасность и безопасность их клиентов — важнейшая часть всего бизнеса, всегда используют новейшие и самые совершенные средства защиты данных. Современные средства безопасности и шифрования позволяют надежно защитить как само облако, так и размещенные в нем приложения и данные клиентов. Существующие решения в области кибербезопасности делают невозможным доступ к защищенным данным ни для кого, кроме их владельца.

Нужно также отметить роль международных организаций и национальных регуляторов, занимающихся оценкой и сертификацией информационной безопасности облачных дата-центров и облачных продуктов. Такой «внешний аудит» также повышает уровень доверия к облачным решениям со стороны финансовых организаций.

Публичным облачным сервисам уже сейчас доверяют крупнейшие мировые банки, такие как North American Banking Company, ASIA PACIFIC BANK, Bank of America, HSBC, Commonwealth Bank of Australia и пр. Даже JPMorgan Chase, создавший в 2016 году свое частное облако, перенес часть сервисов в публичные облака. Одни банки разместили в облаках сервисы аналитики больших данных и бизнес-процессы, связанные с внешними партнерами, другие полностью мигрировали в облако. В любом случае проникновение облаков в финансовый сектор растет с каждым годом, а банки, перешедшие в облака, продолжают бить рекорды доходности. Так, JPMorgan Chase в первом квартале 2019 года заработал 9,2 млрд долларов, а Bank of America— 7,3 млрд долларов. Это рекордные показатели для обеих финансовых групп.

Еще одно опасение финансовых организаций — зависимость от облачного провайдера, или vendor lock-in. По данным исследования Cloud Computing Survey, в котором участвовали 550 подписчиков изданий CIO, Computerworld, CSO, InfoWorld, ITworld и Network World, это опасение — главное, что удерживает компании от перехода в облако.

В реальности такую проблему решает мультиклаудная архитектура, тем более что переход из одного облака в другое заметно быстрее и проще, чем миграция в облако из инфраструктуры on prem. Но проблему вендорозависимости требуется решать и при покупке и замене собственных серверов банка, а также при аренде оборудования в дата-центрах. То есть вендорозависимость — это общая тема для IT-индустрии, а не «облачный эксклюзив».

В целом, даже учитывая опасения исторически консервативного банковского бизнеса, можно сказать, что альтернативы использованию облаков у банков нет. Будет ли это решение частным облаком или полноценной миграцией в публичное облако, будет ли в облаке вся инфраструктура банка или только часть его сервисов, но без облачных сервисов ответить на ключевые вызовы банковского бизнеса не смогут ни крупные кредитные организации, ни небольшие банки.




Сейчас на главной