Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мойн Уддин (Ренессанс Кредит): Берем с заемщиков честное слово в офисе
01.06.2010 Интервью

Мойн Уддин (Ренессанс Кредит): Берем с заемщиков честное слово в офисе

Во многих банках структуры, которые занимаются проблемами частных заемщиков, появились в?разгар кризиса. О том, как выстраивать такой сервис и?сохраняется ли потребность в нем в период улучшения экономической ситуации, рассказал Мойн Уддин, старший вице-президент, управляющий директор по?продуктам и маркетингу банка «Ренессанс Кредит».


— Мойн, когда банк запустил программу по работе с проблемными кредитами и с каких шагов вы начали эту работу?

— Мы начали выстраивать такой сервис в декабре 2008 года, когда клиенты начали звонить нам и сообщать о своих трудностях. Банк одновременно активизировал деятельность по сбору задолженности, запустил программы по рефинансированию кредитов и по повышению осведомленности клиентов, а также усилил риск-менеджмент.

Для «Ренессанс Кредита» было очень важно создать кросс-функциональную команду. Во многих банках, когда заходит речь о старте программ по рефинансированию, эти сервисы считаются лишь частью риск-менеджмента или процесса сбора задолженностей. Однако, по моему мнению, рефинансирование должно быть интегрировано в общие бизнес-процессы, особенно в части IT.

Некоторым банкам сложно внедрить новые инициативы в короткие сроки. Мы смогли внедрить 10–12 новых продуктов в течение двух месяцев.

— Какие цели вы ставили при запуске программы по рефинансированию задолженности физлиц?

— Давайте посмотрим на этот вопрос с двух сторон — с позиции клиента и со стороны банка. Поставленные цели должны устроить обе стороны.

Для нас было очень важным предоставить клиентам подходящие продукты с посильными платежами. Цель банка при рефинансировании кредита — помочь клиенту адекватно оценить будущие обязательства. А это можно сделать, только если мы точно определим, в какой ситуации находится клиент.

С точки зрения банка — мы стремились сохранить хорошие отношения с клиентами. При этом, разумеется, банк заинтересован в сохранении прибыли. Если обобщить все сказанное, цели следующие: помощь клиентам, защита активов и улучшение ликвидности банка.

— Пришлось ли проводить дополнительное обучение сотрудников банка?

— Да, это очень важный момент. Мы создали службу кредитных советников (СКС; Credit counseling service), применив западный опыт. Общая философия СКС состоит в том, чтобы найти наиболее подходящие решения для заемщиков, которые испытывают трудности. Но это осуществимо только в том случае, если в банке есть специально обученные люди, умеющие слушать клиентов, задавать нужные вопросы и адекватно оценить ситуацию, в которой оказались должники.

Поэтому мы создали небольшую команду, которая проводила обучение персонала. Сотрудники фронт-офиса и call-центров научились консультировать клиентов и помогать им сделать правильный выбор из имеющихся опций, предлагать подходящие продукты. Причем очень важно не давить на клиента и не продавать ему продукты, а позволять делать самостоятельный выбор.

Помимо знаний о банковских продуктах и процессах команда советников обучилась искусству понимать эмоции и каждодневные заботы клиентов. Наши сотрудники должны были в некоторой степени стать психологами. Эту деятельность можно сравнить с работой социальной службы.

Обучение отдельного сотрудника занимает неделю. В масштабах банка обучение — продолжающийся процесс. Мы отслеживаем процесс, слушая разговоры между сотрудниками банка и клиентами. Анализируя их, мы постоянно улучшаем сервис.

— Как отсеять безнадежных заемщиков?

— Обычно банки опираются на кредитную историю заемщика, смотрят, насколько дисциплинирован он был в прошлом. На основании этих данных можно оценить намерения клиента и стабильность его положения в будущем.

Это стандартная практика для банков, но мы также постарались больше узнать о текущем финансовом положении и уровне доходов клиентов в ходе личных консультаций, с тем, чтобы предложить оптимальный вариант. Используя комбинацию этих двух источников информации, мы смогли более точно оценить возможность и желание клиентов вносить платежи по кредиту в будущем. Ведь некоторые люди могут, но не хотят платить. Другие хотят платить, но у них нет стабильного дохода. С помощью нашего подхода мы смогли сделать правильную оценку трех составляющих — стабильности положения клиента, его способности платить и намерений.

Некоторые консультации проходили в отделениях банка. Я считаю, что люди склонны в большей степени держать обещания, сделанные лицом к лицу.

— Вы верите, что это работает и в России?

— Да, ведь люди остаются людьми, независимо от того, из какой они страны. Разумеется, есть отличия, связанные с культурой или с уровнем финансовой грамотности, знакомства с финансовыми институтами и сервисами. СКС помогает клиентам больше узнать о финансовых услугах, об имеющихся опциях, и это работает на нас.

— Сколько людей сохранили честность по отношению к банку?

— Мы помогли примерно 30 тысячам клиентов. 80% клиентов, испытывающих трудности, решили принять одну из наших рекомендаций. И большой процент из них продолжает дисциплинированно вносить платежи. Некоторые скажут, что если есть 70% «хороших» заемщиков, значит, остаются 30% «плохих». Но давайте посмотрим на это под другим углом: если бы мы не помогли этим заемщикам, 100% остались бы «плохими».

— Какие продукты вы предлагали тем, кто в состоянии вернуться в график?

— С учетом финансового положения клиентов мы предлагали один из двух типов продуктов, позволяющих снизить ежемесячный платеж по новому кредиту путем увеличения срока погашения (по сравнению с первоначальным кредитом). Первый тип — кредитные карты с дифференцированными платежами. Некоторые клиенты получают разные суммы доходов в разные месяцы, и им удобнее вносить неравномерные платежи. Продукты второго типа предполагают фиксированные платежи и четко установленный срок кредита. При таком режиме выплат проще вести личный бюджет. Внутри этих двух типов продуктов предусмотрено порядка десяти вариаций, различающихся по ставкам и другим условиям.

— Вы используете западный опыт? Насколько он подходит для России?

— Да, частично. Например, вся идея кредитных советников взята из западной практики, проверенной за многие годы. Пристальное внимание к клиенту — это тоже часть западного подхода. Но очень важно, чтобы все нововведения соответствовали требованиям ЦБ.

— Обобщите ваш опыт в форме практических рекомендаций.

— Рефинансирование должно стать полноправной частью бизнеса. Очень полезно, чтобы все сотрудники банка знали об этой работе и о ее результатах. Необходимо действовать быстро — это особенно актуально в кризис. Пробуйте разные варианты и модифицируйте их, используйте имеющуюся инфраструктуру и процессы. Не упускайте из виду хороших заемщиков. Рассказывайте регулятору о своих действиях.

Самое главное — помните, что все эти действия предпринимаются для того, чтобы помочь клиенту. Если вы поможете клиенту, клиент поможет вам.

CПРАВКА БО

Основная доля активов банка «Ренессанс Кредит» приходится на кредиты физлицам. По состоянию на 31.12.2009 их доля в кредитном портфеле банка составила 94%. На конец 2009 года объем выданных кредитов составил 28,2 млрд рублей. Процент проблемных кредитов по итогам 2009 года составил 9,5%.

Источник: годовой отчет КБ «Ренессанс Кредит» за 2009 год

— Какой эффект получил ваш банк?

— Если говорить о финансовых показателях — количество клиентов, которые дисциплинированно вносят платежи, эффективность сбора задолженности, соотношение затрат и прибыли — наша работа была эффективной. Но еще важнее, что мы смогли внедрить сервисы, которые стали полезными для наших клиентов.

— Сейчас довольно часто звучат мнения, что кризис кончился. Такой сервис все еще нужен банку?

— Нельзя сказать, что кризис кончился для каждого. Уровень безработицы в России остается на уровне 8–9%. Определенная доля наших клиентов все еще без работы, а некоторые могут потерять работу в будущем. Всегда есть часть клиентов, испытывающих финансовые проблемы, это нормально для банковского бизнеса. Поэтому потребность в таких продуктах и процессах в банке будет всегда.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ