Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О ESG-трансформации и ESG-повестке сегодня много говорят и пишут, но все больше в свете ближайшего будущего. Еще одна особенность дискурса вокруг ESG-проектов — их социальная окраска. Но каким бы ни был запрос со стороны общества на социально ответственный и экологичный бизнес, работать все это не начнет, пока не будет жестко просчитана рентабельность бизнеса. Зеленая повестка многими до сих пор воспринимается как нечто отвлеченное: собрались, наговорили красивых слов про чистое будущее и… разошлись до следующего раза.
Безусловно, есть многочисленные кейсы по выпуску зеленых и социальных облигаций широким кругом эмитентов, однако должен ли рынок давать премию к таким инструментам? То есть инвестиционная привлекательность неочевидна. Кроме того, ESG-повестка воспринимается как нечто отвлеченное еще и потому, что внедряется сверху — через государство и крупные корпорации, в то время, как, например, в Европе основным драйвером ESG-трансформации выступает гражданское общество. Получается, что стартовые возможности для подобных проектов в России, возможно, нелучшие, но это не значит, что они запретительные.
Запуск электротакси в Сочи на базе сети высокоскоростных заправочных станций — уникальный проект, и одним из его ключевых участников выступило государство. Еще летом Минэкономразвития объявило о создании концепции развития электротранспорта в стране до 2030 года. Уже к 2024 году будет открыто 20 тыс. электрозаправочных станций, а к 2030-му — 50 тыс.
В Москве с 2018 года запущен похожий проект — по замене троллейбусов электробусами. Несмотря на сложности с его реализацией, столичные власти с каждым годом закупают новые электрокары. Но если государство может себе позволить субсидировать подобные проекты, то бизнес — нет. Да, инвесторы активно смотрят на эту нишу, но пока слишком малы компетенции в том, как этим управлять.
Казалось бы, что может быть проще? Есть электрозаправка, есть парк с электромобилями. Заряжайся — и в путь. Однако реальность оказалась сложнее. Нельзя просто так взять и пересесть из авто с двигателем внутреннего сгорания на электрокар. Прежде необходимо трансформировать ключевые бизнес-процессы: ведь у таксопарков и электротаксопарков они разные. Проект в Сочи «взлетел» благодаря платформе Electro.cars, которая кроме стандартных для таксопарков задач по маршрутизации, пересменкам и так далее осуществляет контроль уровня деградации батареи. Помимо традиционных задач платформа:
А еще платформа, по словам ее создателей, позволяет не только привлекать партнеров, но и создавать совершенно новые продукты и услуги, причем не только в формате business to customer, но и в формате B2B. Речь идет о переводе на электрокары коммерческих флотов ритейлеров, логистических компаний и другого бизнеса, связанного с транспортировкой. Особенность сочинского проекта состоит в том, что пассажиры такси — мы с вами — могут воочию оценить, что же такое загадочное ESG. Еще вчера нечто виртуальное и отвлеченное теперь становится понятным и осязаемым. Будущее наступило.
Дальше — интереснее. Согласно проекту Минэкономразвития, сначала электротранспортная инфраструктура будет создана в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде. Затем — вдоль трасс М4 «Дон», М12 Москва — Казань. Ожидается, что с 2024 года опыт «пилотов» можно будет масштабировать на всю территорию страны.
Важным подспорьем для развития подобных пилотных проектов стало участие банков. У СберБанка есть первый договор по финансированию создания сети электрозарядных станций:
Потенциальными инвесторами в инфраструктуру для электротранспорта могут стать кафе, рестораны, торговые центры, УК жилых комплексов, девелоперы.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»