Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • О «пластиковой» гордости великороссов
01.11.2004

О «пластиковой» гордости великороссов

Рынок платежных карт в последние три года демонстрирует в России рекордные темпы роста. На фоне пластикового бума в этом одном из самых динамичных видов банковского бизнеса происходят кардинальные подвижки: доля российских платежных систем в совокупном карточном обороте под натиском международных конкурентов постепенно снижается. Спасет ли отечественные системы идея создания в нашей стране единого карточного пространства?


В дебюте выигрывали российские карты

В то время как будущих основателей российских платежных систем (РПС) еще баюкали в люльке, а их родители старательно зубрили «Краткий курс ВКП (б)», Фрэнк Макнамара, отец-основоположник международной платежной системы (МПС) Diners Club, уже в 1949 году буквально навязывал обитателям Эмпайер стэйт билдинг первые платежные карты. Лишь по прошествии сорока с лишним лет в нашей стране появились первые РПС. Вполне очевидно, что такая фора пошла заокеанским энтузиастам пластикового дела только на пользу: пока на одной шестой части земной суши раз за разом рапортовали о перевыполнении очередной пятилетки, не терявший зря время дядя Сэм старательно опутывал планету платежными системами.

Именно поэтому конкурентную борьбу между двумя видами платежных систем, начавшуюся у нас еще в начале девяностых годов, изначально можно было сравнить с поединком умудренного опытом боксера с нетренированным, но полным бойцовского задора обывателем. На первый взгляд казалось, что исход этой неравной «битвы» нетрудно предсказать. Тем не менее уже на заре отечественного пластикового рынка новички сумели проявить недюжинный характер. Первой платежной картой в СССР, выпущенной в 1989 году Внешэкономбанком, стала международная «золотая» карта EuroCard, эмитированная для очень узкого круга лиц.

А через два года Кредитбанк выпустил карту другой МПС — Visa. При этом иностранными платежными системами на первых порах проводилась неофициальная политика по сдерживанию вступления новых российских банков, что способствовало появлению локальных платежных систем, во главе которых становились отечественные кредитные учреждения.

В 1993 году Мост-Банк выпустил первую в России локальную пластиковую карту Most-Card. Другие банки последовали его примеру. Большое разнообразие карточных систем в России создавало определенные трудности. Доходило до того, что коммерческие точки принимали подчас свыше десятка различных карт, для каждой из которых был необходим отдельный импринтер. Вскоре магазины начали отказываться от систем с малым количеством карт, а сами эмитенты стали задумываться о техническом и политическом решении этой проблемы и предпринимать определенные шаги по искоренению «многокарточности».

В результате стали появляться отечественные платежные системы. Пластиковая карта STB Card и компания «СТБ КАРТ» стали пионерами в создании системы расчетов, основанной на российских пластиковых картах. Другая отечественная система Union Card была учреждена в 1993 году Инкомбанком и Автобанком, а в 1994 году в Новосибирске появилась «Золотая корона», созданная Сибирским торговым банком (СТБ) и Центром финансовых технологий. В отличие от большинства РПС, работающих на базе более дешевых магнитных карт, «Золотая корона» с момента своего создания использует прогрессивные смарт-карты. В 90-х годах большая часть отечественных банков предпочитала ориентироваться на выпуск, главным образом, российских карт (как локальных, так и системных), поскольку они стоили гораздо дешевле и были лучше приспособлены для решения актуальной в тот период проблемы нехватки наличных средств для расчетов.

Тем не менее количественный рост карт РПС так и не привел к объединению, что стало бы их важнейшим конкурентным преимуществом на внутреннем рынке. Ведь, как известно, конкурентоспособность конкретной пластиковой карты зависит от двух важнейших параметров: от объема ее эмиссии и количества торговых точек, где ею можно пользоваться. Однако российские банки как из-за разногласий по поводу тарифов, так и из-за довольно критической оценки финансовой устойчивости друг друга, тогда так и не сумели объединить свои усилия по созданию единой приемной сети. Многочисленные объединительные проекты оставались лишь на бумаге. Банкоматная сеть «Глобус», которую планировали сделать межбанковской, в конечном счете обслуживала лишь STB Card и международные карты.

Инокарты наступают

А между тем иностранные конкуренты не дремали, постепенно усиливая свое присутствие на российском рынке. К сентябрю 1996 года в России было выпущено 170 тыс. международных карт Visa, а карт Europay — свыше 300 тысяч. В ноябре 1995 года объединились в ассоциацию российские банки-участники системы Europay International. Ассоциация российских банков-членов Visa International была учреждена в феврале 1997 года.

Августовский кризис 1998 года сильно отразился на доверии клиента к пластиковой карточке, существенно сократив число ее держателей. Наиболее сообразительные граждане поспешили опустошить свои счета в проблемных банках с помощью карточек, делая покупки и снимая наличные. Но в самый разгар паники банкоматы перестали выдавать наличку, а на дверях магазинов появились объявления о том, что платежные карты временно не принимаются. В наибольшей степени «черный август» отразился на РПС, доля которых на рынке после этого стала постепенно сокращаться. При этом кризис особенно сказался на платежной системе STB Card (во главе ее стоял лопнувший «СБС-Агро»), потерявшей былое лидерство на пластиковом рынке.

В посткризисную эпоху интерес россиян к картам международных платежных систем Visa и EuropayMasterCard значительно вырос. Во многом это объясняется наличием у них развитой инфраструктуры, которую они сумели создать в последние годы как на территории России, так и за ее пределами. Сейчас в нашей стране карты платежных систем Visa и EuropayMasterCard принимают к обслуживанию около 50% банкоматов, пунктов выдачи наличных и предприятий торговли и услуг, реализующих товары посредством карт. В то же время развитие РПС сдерживается рядом причин: отсутствием совместимых программно-технических средств; различием в технологии обработки операций; отсутствием гарантий приема банками-участниками карт, эмитированных в рамках одной системы. Сегодня в России существует более 70 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах.

Дело Visa и борьба с монополизмом

Впрочем, в ходе разразившегося в начале нынешнего года скандала между Уралвнешторгбанком и платежной системой Visa выяснилось, что далеко не все участники пластикового рынка считают методы, с помощью которых эта МПС добивается роста своей доли, вполне легитимными. Президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков отправил официальное заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС, которая тогда называлась Министерством по антимонопольной политике) с жалобой. Потребовав обязать эту систему сделать общедоступными ее правила и перевести их на русский язык, банк также обвинил Visa в не совсем добросовестной деловой практике.

В одном из своих интервью, данному журналу «Финанс.», заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что Уралвнешторгбанк столкнулся с ситуацией, когда Visa утверждает бизнес-планы кредитных организаций, устанавливая при этом плановые задания на эмиссию своих карт, которые, по мнению банкиров, зачастую оказываются завышенными. Сейчас система озабочена продвижением продукта под названием Visa Electron, поэтому банкам-членам Visa даются задания для распространения этой карты среди корпоративных клиентов. Но найти свободные рынки сбыта новичку порой бывает сложно, так как до вступления в Visa банк, как правило, распространял карты другой платежной системы. К примеру, корпоративные клиенты Уралвнешторгбанка обслуживались системой Union Card и реальной возможности для распространения продуктов Visa у банка не было. Поэтому для того, чтобы выполнить плановое задание Visa, Уралвнешторгбанку пришлось бы сократить обслуживание карт Union Card, заменив их на Visa Electron. Весной текущего года аналогичные претензии поступили в ФАС и из ряда других банков. Банкиры жаловались, что Visa навязывает им свои завышенные бизнес-планы по эмиссии пластиковых карт. По информации этих банкиров, в результате завышенных бизнес-планов Visa им пришлось сократить объем обслуживания карт других платежных систем.

Руководство системы Visa с этими обвинениями не согласилось, но Федеральная антимонопольная служба в связи с поступившими жалобами приступила к проведению расследования. По информации RBC daily, в начале августа заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что первый этап этого расследования антимонопольщики уже завершили. При этом результаты работы у Visa International оказались просто блестящими: с 2001 по 2003 год ее доля на российском рынке увеличилась с 29,34 до 40,25%, то есть более чем на одну треть. Таких впечатляющих успехов не добился ни один из ее конкурентов, в том числе и платежная система EuropayMasterCard. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы пока не стал давать юридической оценки методов деятельности этой МПС: на первом этапе антимонопольщики ставили перед собой цель лишь определить долю этой платежной системы, сравнив ее с показателями других систем, работающих на российском рынке, а также отследить динамику ее роста. А вот второй этап будет заключаться в анализе бизнес-планов Visa и ее конкурентов. По результатам этой работы предполагается дать оценку того, насколько действия МПС по распространению карт соответствуют российскому законодательству.

Каким будет окончательный вердикт антимонопольщиков, пока неизвестно. Тем не менее вся предшествующая история международных платежных систем буквально пестрит нарушениями антимонопольного законодательства. В частности, в 50—60 годы внутри МПС существовал негласный запрет на одновременное вступление кредитных учреждений в две тогда самые крупные интернациональные платежные системы — Interbank Card Association (ICA, впоследствии стала называться MasterCard) и National Bank Americard Inc. (NBI, впоследствии стала называться Visa).

Но в 1971 году Worthen Bank and Trust Company of Little Rock стал членом обеих систем. После чего со стороны NBI последовали санкции в виде запрета на выпуск карт Master Charge членами ассоциации National Bank Americard Inc. В результате дело дошло до судебного процесса, и в 1972 году окружной суд принял вердикт, что запрет NBI является нарушением антитрестовского законодательства. Но и впоследствии МПС были замечены в нарушении антимонопольного законодательства — так, в 1984 и 1989 годах в Великобритании комиссия по слияниям и присоединениям дважды проводила специальное исследование рынка платежных систем на предмет соблюдения Visa национального законодательства.

В начале 90-х годов практика запрета на одновременный выпуск карт двух систем применялась и на российском рынке. Например, Кредо-Банк практически одновременно с Visa вступил и в Europay Int., но эмитировать эти карты он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации. Официально платежными системами такая практика не признавалась, но многие российские банки некоторое время действительно были вынуждены выбирать одну из платежных систем. Только Мост-Банку удалось изначально совместить работу в Visa и Еuropay.

Сейчас столь одиозные запреты не применяются, но МПС продолжают нарушать законодательство другими способами. В частности, как сообщила Financial Times, системе Visa International вскоре предстоит вступить в неприятный диалог с европейскими властями. В начале августа этого года Еврокомиссия направила руководству Visа документ, в котором обвинила компанию в нарушении правил европейского антимонопольного законодательства. Причиной столь громких обвинений стал отказ принять в члены платежной системы американский банк Morgan Stanley. Произошло это четыре года назад, когда банк решил предложить свои услуги по выпуску карт под брэндом Discover для магазинов и оптовых компаний в Европе.

По мнению еврокомиссаров, бойкот банка Morgan Stanley негативно повлиял на рынок услуг по обеспечению платежей между торговыми компаниями и финансовыми институтами — эмитентами карт. Впрочем, сама Visa категорически отрицает эти обвинения, объясняя свое решение наличием у Morgan Stanley собственной кредитной карты, являющейся прямым конкурентом карт Visa. У МПС есть три месяца, в течение которых она должна представить комиссии ответ. Если правда окажется на стороне регулирующих органов, систему обяжут выплатить громадный штраф, причем будет проведено разбирательство всей ее коммерческой деятельности.

А вот еще один пример того, как МПС пользуются своим доминирующим положением на рынке. Согласно информации, опубликованной «Коммерсантом», в апреле 2003 года Visa и MasterCard вынуждены были заключить мировое соглашение, чтобы урегулировать иск, предъявленный к ним ритейлорами, обвинявшими их в завышении комиссионных за обслуживание дебетовых карт. При этом Visa согласилась заплатить равными долями в течение 10 лет 2 млрд долларов, а MasterCard — 1 млрд долларов…

Поможет ли выстоять национальная идея?

Для того чтобы успешно конкурировать с международными платежными системами на равных, россиянам необходимо объединяться. Идея, предусматривающая создание единой национальной платежной системы, уже обсуждается более 10 лет. Ее выгодность вполне очевидна, поскольку объединение должно повысить доходность пластикового бизнеса в России как за счет роста валового объема комиссионных от резкого роста транзакций, так и за счет отказа от их дележа с международными платежными системами.

Для россиян владение карточкой, принадлежащей отечественной платежной системе, обходится в среднем в два-три раза дешевле, чем международной. Банки же помимо вступительных взносов и ежегодных процентов, отчисляемых в пользу МПС, вынуждены держать депозиты на счетах в иностранных банках, тем самым отвлекая значительные средства из своего оборота (объем депозитов только по одной Visa оценивается в 150 млн долларов). В РПС требования к участникам значительно мягче. Стоимость организации выпуска карт МПС обходится банку как минимум в 50—100 тыс. долларов, а российской системы — от 30 тыс. долларов.

Первая попытка объединиться была предпринята «снизу», то есть путем слияния отечественных платежных систем за счет достигнутых между ними договоренностей. В сентябре 1995 года «СБС-Агро», «ОНЭКСИМ Банк», банк «Международная финансовая компания» и инкассаторская фирма «Инкахран» (одна из дочерних компаний «СБС-Агро») заявили о вложении 250 млн долларов в систему «СТБ-Россия», президентом которой был избран Александр Смоленский. Согласно проекту, «СТБ-Россия» предполагала открыть в Москве крупнейший центр расчетов на базе смарт-карт, которые должны были иметь хождение по всей территории СНГ. При этом планировалось создать единую систему прохождения безналичных платежей для физических лиц, аналогичную международным системам. Однако этот проект так и остался на бумаге в связи с неготовностью «ОНЭКСИМ Банка» и «СБС-Агро» к его реализации. Впоследствии августовский кризис 1998 года окончательно поставил на этом проекте жирный крест.

Вторая попытка создать единую национальную систему была предпринята «сверху», то есть путем принятия соответствующего правительственного постановления. В 2000 году проект по созданию единой национальной карты разрабатывался по поручению Правительства Межведомственной комиссией по интеллектуальным картам. При этом предполагалось построить ее на основе «Сберкарт» — межрегиональной платежной системы Сбербанка с использованием микропроцессорных карточек. Однако этот проект также остался нереализованным, несмотря на поднятую вокруг него пропагандистскую шумиху. Судя по всему, он встретил серьезные возражения со стороны многих банков, не захотевших видеть во главе единой платежной системы Сбербанк. По мнению ряда представителей банковского сообщества, гораздо продуктивнее была бы идея создания единой национальной системы, руководимой ассоциацией, что обеспечило бы больший демократизм в ее управлении. Но все-таки главной причиной отказа от его реализации, по мнению аналитиков, стала высокая стоимость проекта.

Тем не менее растущая экспансия международных платежных систем, в последние 2—3 года резко увеличивших свою долю на отечественном рынке и практически вытеснивших РПС из Москвы и Питера, заставила последних от слов перейти к делу. В частности, платежные системы STB и Union Card, не уповая на помощь «сверху», решили пойти по пути объединения «снизу»: еще летом 2002 года они договорились объединить сети по обслуживанию карточек, а потом наладить выпуск совмещенной карточки STB/UC. Новая инфраструктура создана под обслуживание более 650 банков-участников, то есть более половины из действующих кредитных институтов. При этом планируется обеспечить прием карт обеих платежных систем в 3500 банкоматах и 26 тыс. торговых и сервисных точек. Сейчас объединение инфраструктуры этих сетей практически завершено. Межсетевой оборот по карточкам STB и Union Card составляет 1 млн операций в год.

Но, даже объединившись, STB и Union Card пока не в состоянии составить реальную конкуренцию иностранцам. Достаточно сказать, что по данным на середину прошлого года совокупное число их карточек оказалось на 800 тыс. меньше, чем у EuropayMasterCard, и не превышало половины карт Visa. Поэтому сейчас строятся планы по объединению с системой «Золотая корона», однако реализация этого проекта весьма затруднительна по технологическим причинам, поскольку у последней карточки чиповые, а у STB и Union Card — магнитные. Ну а в целом объединение РПС «снизу» можно будет считать относительно законченным только в том случае, если в эту структуру войдет еще и сбербанковская «Сберкарт», что пока даже не обсуждается. Лишь в этом случае почти единая — за минусом ряда более мелких локальных систем — национальная платежная система по количеству карт превзойдет нынешнего абсолютного лидера рынка — систему Visa.

В свою очередь некоторые шаги предприняты, правда, с гораздо меньшим успехом, и по реализации сценария по объединению «сверху». «Золотая корона» совместно с Уралвнешторгбанком разработали концепцию «Федеральная карта», обратившись в сентябре прошлого года с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь в ее осуществлении. Реализовывать эту программу предполагается в два этапа: сначала планируется подключить все российские банки к единому процессинговому центру, так как сейчас почти в каждом банке свой процессинг, в большинстве случаев несовместимый с другими. Это позволило бы минимизировать затраты банков на обслуживание карт, а на рынке появился бы конкурентоспособный российский пластик, который без проблем принимали бы в любом банкомате. Причем тарифы на его обслуживание в банкомате чужого банка должны быть минимальными.

На втором этапе планируется выпустить ко-брэндинговую карту, то есть совмещенный вариант единой национальной карты с картой какой-либо международной системы. Внутри страны такая карта работала бы как внутрироссийская, а за рубежом — как международная. Между прочим, такая карта уже есть у СТБ — STB/Maestro. В течение довольно длительного времени платежная система «Золотая корона» разрабатывала аналогичный проект с международной платежной системой EuropayMasterCard, а в июне нынешнего года Челябинвестбанк одним из первых в России приступил к эмиссии кобрэндинговых карт (пока только на магнитной полосе) «Золотая Корона-MasterCard». До конца этого года новосибирский центр «Золотая Корона» планирует сертифицировать микропроцессорный вариант (с чипом) этого платежного инструмента.

Комментируя это важное событие, директор платежной системы «Золотая Корона» Илья Баранов заявил, что выдвинутую в прошлом году инициативу по созданию в России национальной платежной системы инициаторам программы «Федеральная карта» удалось донести до президента и до правительства РФ, и уже есть реакция. При Минэкономразвитии в настоящее время создается комитет по данному вопросу, в работе которого примут участие ее инициаторы.

Схемы, аналогичные проекту «Федеральная карта», уже давно реализованы во Франции, где 94% карт обслуживаются по правилам национальных платежных систем Carte Bleue и Cartes Bancaires. Такие же системы есть в Японии и Германии, а американские национальные платежные системы MasterCard и Visa разрослись до масштабов международных.

Одним словом, мировой опыт свидетельствует, что программу «Федеральная карта» вполне можно воплотить в жизнь, но узким местом в ее реализации является финансовый вопрос. Согласно проекту, единую национальную платежную систему предполагается построить на базе чиповых технологий, а это потребует, по подсчетам экспертов, около 2 млрд долларов. Насколько автору этих строк известно, ни один крупный российский банк пока не изъявил желания участвовать в финансировании этого проекта. Вряд ли потянет такую сумму и государство, тем более что практика показывает: в таких случаях гораздо более эффективными являются долевые государственно-частные инвестиции. И еще очень важный момент: нельзя единую национальную платежную систему делать монополистом на российском рынке, а надо дать ей возможность на равных конкурировать с МПС. При этом потребитель пусть сам решает, какой карточкой ему выгоднее пользоваться…

Поздравляем ПрограмБанк!

Петров Игорь ВикторовичС удовольствием поздравляю коллектив ПрограмБанка с пятнадцатилетием. Среди слагающих успешного продвижения продуктов ДельтаБанка на рынке услуг по кредитованию физических лиц немалая доля принадлежит системам, разработанным ПрограмБанком, — ИБС «Гефест» и системе оценки платежеспособности клиентов.

Должен также отметить постоянную нацеленность коллектива ПрограмБанка на удовлетворение требований заказчика как в части разработки систем, так и в части их поддержки. В трудные минуты мы всегда были уверены, что ПрограмБанк не оставит нас наедине с нашими проблемами.

В эти юбилейные дни желаю коллективу ПрограмБанка дальнейшего расширения бизнеса, успехов в конкурентной борьбе на рынке банковских систем, новых ярких и оригинальных идей в разработке и поддержке систем, а каждому отдельному сотруднику — крепкого здоровья и счастья.

Петров Игорь Викторович,

начальник Управления информационно-технологического обеспечения ЗАО «ДельтаБанк»






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ