Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О каких трудностях не задумываются компании, выходящие на рынок цифровых активов с собственным ОИС
На фоне стремительного развития рынка ЦФА в России перед многими организациями встает стратегический выбор: создавать собственную платформу (ОИС) или вступать в партнерство с уже действующими игроками. Все больше игроков — от банков до финтех-стартапов — хотят войти в этот сегмент и предлагать продукты на уровне сегодняшних лидеров.
Однако запуск собственной платформы — это не просто регистрация юрлица и начало выпуска токенов. Это долгий, ресурсоемкий и сложный процесс, который требует технической, юридической и организационной работы. Многие недооценивают масштаб и глубину требований для включения в реестр ОИС.
Цель этой статьи — предельно честно показать весь путь, риски и барьеры для тех, кто решает выходить на этот рынок самостоятельно, и сформировать у будущих операторов реалистичное представление о регистрации и сопровождении платформы ЦФА. Возможно, после прочтения этого материала кто-то примет решение не создавать собственную платформу, а выстроить партнерскую модель с действующими участниками рынка. Рынок ЦФА — новая финансовая эпоха, и в ней найдется место как независимым платформам, так и тем, кто предпочитает идти в связке с партнером.
Одним из ключевых барьеров при создании платформы по выпуску и обращению ЦФА становятся затраты на технологическую и юридическую инфраструктуру. Основная их часть — построение IT-системы в соответствии с требованиями Банка России. Команде приходится выбирать: инвестировать в собственную разработку платформы (включая блокчейн, личный кабинет, модуль KYC/AML, средства аудита и резервного копирования) или обратиться к лидерам рынка, которые предлагают готовое ПО под лицензирование. В обоих случаях речь идет о десятках миллионов рублей.
Не менее затратна подготовка документов для подачи в ЦБ: потребуются участие профильных юристов, аудиторов и ИБ-экспертов, а также выстраивание системы внутреннего контроля и информационной безопасности, подтвержденных внедрением.
Итоговые инвестиции в проект могут достигать 50, 100, а порой и 150 млн рублей еще до момента запуска и первых клиентов. Большинству стартапов придется вложиться в IT и DevOps еще до подачи заявки — при том, что одобрение не гарантировано.
Банк России требует от ОИС наличия комплекса внутреннего контроля, сопоставимого с финорганизациями: службы комплаенса, внутреннего аудита, схемы оценки рисков, политика KYC/AML и так далее. Мало просто «написать документы» — нужно продемонстрировать, что процессы реально внедрены, персонал обучен, а также предусмотрены меры на случай инцидентов — от DDOS-атаки до отказа верификации клиента.
Это превращает регистрацию ОИС в многомесячный проект, в рамках которого стартап должен вести себя как полноценный банк или профучастник, но без доступа к клиентам и доходу.
В заявке Банк России проверяет не только IT и процессы, но и команду. Необходимо предъявить устав, структуру собственности, опыт участников, наличие деловой репутации, отсутствие судимостей, а также пройти проверку на аффилированность. Если у основателей нет опыта работы в финансовых или юридических структурах под надзором ЦБ, регулятор может усомниться в способности команды обеспечить соответствие законам.
На рынке мало действующих ОИС, которые делились бы публично опытом работы с ЦБ, как и консультантов с релевантной практикой. Из-за этого процесс регистрации «закрытый» и каждую гипотезу приходится проверять эмпирически, методом проб и ошибок.
Наконец, самое сложное — неопределенность: никто не может с уверенностью сказать, когда окупятся инвестиции и окупятся ли вообще.
Рынок ЦФА в России только формируется, число игроков невелико, экосистема — на ранней стадии. Однако при этом рынок растет высокими темпами и представляет собой настоящий голубой океан — среду с минимальной конкуренцией и огромным потенциалом.
В 2022 году обращение депозитарных расписок российских компаний за рубежом было запрещено, что привело к необходимости их массовой конвертации в акции. Ряд инвесторов были вынуждены прибегнуть к механизму принудительной конвертации. При этом суды проявляют высокую степень формализма, нередко ставя под сомнение полноту и достоверность документов, подтверждающих владение заявителями соответствующими ценными бумагами