Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Open API: внедрить и использовать
29.10.2024 FinTechАналитика

Open API: внедрить и использовать

«Изменения накапливаются постепенно, а реализуются лавинообразно», — так охарактеризовал ситуацию с внедрением Open API Максим Григорьев, генеральный директор Ассоциации Финтех, выступая на FINOPOLIS 2024. Идет законодательный процесс, заключаются двухсторонние соглашения и коллективные меморандумы, демонстрируются пилотные проекты… но похоже, что лавина накроет рынок еще нескоро


Принципы и этапы

Вероятный негативный сценарий озвучил Станислав Короп, и.о. директора департамента финансовых технологий Банка России, на первой же минуте секции «Открытые API: результаты и планы»: «Мы разберем такую интересную фразу, как “Внедрить — не значит использовать”. Это действительно, наверное, самый страшный сон регулятора — появление избыточного комплаенс-коста (затрат участников рынка, связанных с реализацией регуляторных требований. — «Б.О»), который не монетизируется, никак не используется рынком». В роли модератора секции чиновник обозначил другие темы предстоящей дискуссии: переход от обсуждения и теории к практическим кейсам, законотворчество, создание платформы коммерческих согласий и других необходимых элементов среды открытых API.

В начале сентября Банк России опубликовал документ «Основные принципы и этапы внедрения открытых API на финансовом рынке», который, по словам Станислава Коропа, «подвел итог долгому и не всегда простому обсуждению нашего подхода к реализации этого проекта». Наибольший интерес представляет раздел «Принципы внедрения открытых API», ниже приведены его ключевые положения, о которых среди прочего рассказал аудитории представитель регулятора.

Выдержки из документа Банка России «Основные принципы и этапы внедрения открытых API на финансовом рынке» (в редакционной обработке)

  • Взаимодействие участников информационного обмена будет осуществляться в рамках среды открытых API — комплекса условий, обеспечивающих обмен данными с использованием открытых API по единым стандартам. Регулятором информационного обмена с использованием открытых API на финансовом рынке будет Банк России.
  • До конца 2024 года Банк России совместно с участниками рынка проработает вопрос создания оператора среды открытых API.
  • При участии ЦБ подготовлены проекты Федерального закона об изменениях в № 86-ФЗ «О Банке России» и других законов, которые касаются информационного обмена на финансовом рынке.
  • Изменения устанавливают обязанность поставщиков данных предоставлять потребителям данных информацию о клиентах; давать клиентам возможность совершения юридически значимых действий, а также принимать распоряжения клиентов на совершение операций на финансовом рынке.
  • Банк России совместно с Ассоциацией ФинТех разработает единые стандарты открытых API. Для тестирования стандартов в 2024 году будут проведены пилотные проекты, в том числе по таким направлениям, как персональный финансовый помощник, корпоративный мультибанкинг, цифровое согласование обслуживания по договору ДМС, а также цифровое урегулирование дорожно-транспортных происшествий.
  • Минцифры России совместно с Банком России прорабатывает вопросы создания Платформы коммерческих согласий (ПКС). ПКС планируется реализовать на базе портала «Госуслуги», там будут храниться только выданные гражданами согласия, а хранение клиентских данных, как и сейчас, будет осуществляться на стороне участников финансового рынка. Пилотирование Платформы коммерческих согласий будет проведено в течение 2025 года.
  • Для обеспечения безопасного информационного обмена посредством открытых API Банк России планирует организовать процесс выпуска ключей электронной подписи в доверенном удостоверяющем центре ЦБ РФ, а также регламентировать процедуру допуска участников к информационному обмену, включая прохождение технических проверок программного обеспечения и аудита технических и организационных средств обеспечения безопасности.
  • Центробанк совместно с Ассоциацией ФинТех прорабатывает вопрос создания бесплатного программного обеспечения — коробочного решения с базовым набором функций для осуществления информационного обмена посредством открытых API для участников рынка.
  • В 2026 году, на первом этапе, участниками информационного обмена по открытым API станут организации трех ключевых секторов финансового рынка — банковского, страхового и инвестиционного. При этом требования по обязательному внедрению открытых API будут распространяться только на крупнейших участников рынка, определенных в соответствии с критериями Банка России: все системно значимые банки, крупнейшие брокеры и страховые организации.
  • На втором этапе участниками информационного обмена с использованием открытых API также станут микрофинансовые организации, ОИС ЦФА, ОФП и депозитарии. При этом требования по обязательному предоставлению данных с использованием открытых API по-прежнему будут распространяться только на крупнейшие организации в каждом из секторов.
  • На третьем этапе будет расширен перечень компаний — поставщиков данных, в отношении которых будет установлен обязательный характер применения открытых API. Критерии для расширения перечня поставщиков данных будут сформированы позже.
  • В течение 2024–2025 годов Банк России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) согласует принципы и сроки реализации модели открытых данных. Разработка и публикация отдельных стандартов открытых API для рекомендательного использования нефинансовыми организациями начнутся с 2024 года. В дальнейшем совместно с профильными ФОИВ будут утверждены дорожные карты обязательного внедрения открытых API нефинансовыми организациями.

Приведем еще некоторые цитаты Станислава Коропа, которые позволяют лучше понять концепцию Центробанка.

  • «Мы в этом проекте ориентируемся в первую очередь на конкретно востребованные бизнес-кейсы, отдавая приоритет массовым и высокочастотным случаям информационного обмена. Часть этих бизнес-кейсов у нас уже активно пилотируется».
  • «Сейчас мы идем внутри финансового рынка по модели Open Finance, но конечная цель нашего пути здесь — это, безусловно, Open Data. И не только инфообмен между участниками финансового рынка и нефинансового рынка. Я считаю очень важным при необходимости обеспечить стандартизацию информационного обмена с ГИС (государственные информационные системы. — «Б.О»)».

До 2026 года применение стандартов открытых API останется рекомендательным, а начиная с 2026-го предполагается внедрение обязательных открытых API с постепенным расширением перечня участников информационного обмена (поставщиков и потребителей данных). Сроки не окончательные, уточнил Станислав Короп, «…во многом внедрение открытых API в том формате, как мы планируем это сделать, сопряжено с формированием нормативно-правовой базы. Поскольку это немного внешний по отношению к нам фактор, оговорка здесь важна».

«Физики» и «юрики»

Что касается кейсов, упомянутых в документе Центробанка и выступлении его представителя, наиболее заметным инфоповодом стали проекты в духе PFM (Personal financial management, или сервисы «домашней бухгалтерии»). Благодаря двухсторонним соглашениям клиент получил возможность видеть информацию о своих счетах в одном банке в мобильном приложении другого. Собственно, о запуске тестирования первыми объявили Сбер и «Тинькофф» еще 4 июня 2024 года, в преддверии ПМЭФ. В то же время запуск пилотного проекта по внедрению стандартов открытого банкинга анонсировали ВТБ и Альфа-Банк.

На площадке FINOPOLIS 2024 подключить сервис могли все желающие, у которых открыты счета в Сбере и Т-Банке и есть Android-приложения, сообщается в пресс-релизе Сбера. Такой возможностью за два дня форума воспользовались более 300 человек, поделился информацией Святослав Агеев, заместитель директора департамента госпроектов Т-Банка. Спикер упомянул, что ему приходилось слышать вопрос: а зачем банку участвовать в подобных проектах? «Мы фокусируемся на лояльности наших пользователей, потому что, чем больше ты даешь своему клиенту, чем больше ты о нем заботишься, тем выше уровень его лояльности. Но и, конечно же, чем больше времени он проводит в твоем мобильном приложении, тем скорее заинтересуется новыми и интересными сервисами для себя», — так прокомментировал Святослав Агеев вовлеченность Т-банка в проекты Open API.

Во время «Финополиса» Сбер информировал, что планирует запустить совместные пилотные проекты для клиентов еще с двумя банками. «Людям, у которых есть счета в разных банках, конечно, удобнее управлять своими финансами в одном приложении. Открытые API позволяют нам это сделать. Этим летом мы уже запустили аналогичный пилотный проект с Т-Банком. Скоро выйдем на тестирование с Газпромбанком и Совкомбанком. Продукты будут аналогичные: дебетовые карты и платежные счета. Если “пилоты” будут успешными, то уже в первой половине 2025 года сможем приступить к поэтапной раскатке на клиентов», — приводятся в релизе слова Кирилла Царева, первого заместителя председателя правления Сбербанка.

Информация в приложении о счетах и картах другого банка и возможность переводов в один клик — полезная вещь, хотя и далекая пока от полноценного PFM-сервиса. «…Очевидно, что это не тот функционал, который в перспективе хочет видеть клиент. Мне бы как клиенту …хотелось увидеть все мои основные финансовые продукты: вклады, кредиты, инвестпортфель, страховки», — рассуждал Станислав Короп из Центробанка. На вопрос о целевом функционале и развитии сервиса участвующие в дискуссии банкиры поддержали идею о расширении доступных финансовых продуктов и операций, однако важно делать это поэтапно, с учетом тестирования и обратной связи от клиентов, заметил Святослав Агеев из Т-Банка.

Пилотные проекты из других приоритетных категорий, связанные с корпоративным мультибанкингом и обменом информацией в процессах страхования, трудно назвать рыночной новеллой — эксперименты с похожими решениями происходили и раньше. На FINOPOLIS 2024 объявили о новых соглашениях и запуске пилотных проектов, в частности о тестировании корпоративных сервисов Сбер договорился с ВТБ и ПСБ.

Законы и порядки

Как и в случае межбанковских сервисов для физлиц, понятно, что банки-лидеры научились (или скоро сделают это) пилотировать технологии открытого банкинга. Но когда же произойдут скачок и те самые лавинообразные изменения, о которых говорит Максим Григорьев из АФТ? Сверяясь с дорожной картой Банка России и стенограммой выступлений на секции по открытым API, можно предположить, что основные препятствия на пути массового распространения связаны с двумя аспектами: появлением Платформы коммерческих согласий (ПКС) и законодательным обеспечением открытого банкинга.

И лидер Ассоциации Финтех, и Станислав Короп из Центробанка говорили о плотном и продуктивном сотрудничестве с Министерством цифрового развития. Напомним, что за этим ведомством закреплена реализация Платформы коммерческих согласий — важнейшего элемента цифровой инфраструктуры Open Finance, а в перспективе и Open Data. И вот модератор предоставил слово Юрию Шабанову, врио директора департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры России. Чиновник упомянул о важности механизма управления согласиями и о реализации комплексного сервиса на базе портала «Госуслуги». «Если сказать про время … предусматриваем дорожной картой, что 1 июля следующего года мы сможем привести “пилот” с финансовыми организациями, которые изъявят желание присоединиться», — сказал Юрий Шабанов. По итогам «пилота» предполагается сделать доработки для улучшения сервиса, проанализировать вопросы информационной безопасности. А запуск платформы в промышленную эксплуатацию может состоятся в начале 2026 года.

«…Хочется отметить, что придется принять огромное количество нормативно-правовой базы, потому что нужны стандарты, нужен порядок, нужны вообще полномочия на это. Над этим не менее тяжелым вопросом придется нам совместно с коллегами из Банка России поработать и, конечно, с участниками отрасли, потому что очень важно в акт заложить правильный процесс, правильную юридическую архитектуру, которая будет применена в гражданско-правовых отношених», — добавил спикер.

Остается не до конца решенным еще один важный инфраструктурный вопрос — необходимости создания оператора среды открытых API и его функционала, сообщил Станислав Короп. ЦБ сейчас ведет активную дискуссию по этому вопросу. Одним из результатов работы на Форуме стало подписание Меморандума о проработке предложений по функциям Оператора среды открытых API, к которому присоединились 15 участников — крупных и нишевых банков, страховых компаний, а также НСПК (Национальная система платежных карт) и маркетплейс «Сравни.ру». Планируется до 1 ноября 2024 года обсудить с участниками АФТ и предложить для более глубокой проработки перечень ключевых функций Оператора среды открытых API, которые целесообразно реализовать, и провести пилотирование к началу обязательного применения стандартов открытых API в 2026 году.

Круг участников рынка, активно вовлеченных в пилотирование открытых интерфейсов, уже сформировался — большинство из них присоединились к упомянутому Меморандуму, а всего спикеры называли в числе участников пилотных проектов 19 организаций. Организации, которые участвуют в «пилотах», придут более подготовленным к старту обязательного внедрения, которое все равно случится, считает Станислав Короп: «…Надо воспринимать пилотирование не как преждевременную и ненужную инвестицию ресурсов — материальных, трудовых. Нечто, что не выгорит на практике. Это действительно долгосрочная инвестиция в успех». Главный финтех-чиновник «аккуратно рекомендовал» приступать к использованию рекомендованных открытых API — по крайней мере, тем участникам финансового рынка, которые к 2026 году приобретут вмененную обязанность предоставлять данные по волеизъявлению клиента.

Перспективы и альтернативы

Озабоченность регулятора и стремление вовлечь большее число участников рынка в госпроект открытого банкинга вполне понятны. Однако у банков, как и у любого бизнеса, ежедневно появляется множество альтернативных вариантов, как потратить и как сэкономить деньги — собственно, это одна из важных составляющих управленческого таланта. Инвестировать сейчас в технологию из соображений будущего регуляторного обязательства выглядит преждевременным, поскольку ключевые решения пока не оформлены и остаются, по сути, декларациями.

Что касается бизнес-кейсов, на которые делали упор спикеры секции, здесь тоже все не так очевидно. Многообразие интеграционных технологий и креативность в бизнес-подходах при желании и наличии ресурсов позволяют строить коллаборации и реализовывать продукты гораздо более гибко и оперативно, нежели в зарегулированном «официальном» контуре Open API.

Приведу один пример, связанный с транзакционным функционалом (платежами и переводами для физических лиц), о котором тоже заходила речь на сессии. В рамках пилотного проекта Сбера и Т-Банка демонстрируются отображение счетов одного банка в приложении другого, а также возможность сделать перевод между счетами в разных банках. Будем честны, с переводами между своими счетами в разных банках никакой проблемы у клиентов не осталось, особенно с развитием и увеличением M2M-лимита в СБП. Перевод по своему номеру выполняется в несколько кликов, для постоянных операций можно настроить шаблон, многие банки выводят подсказки о последних выполненных переводах и т.д.

В целом, возможности автоматических «бесшовных» платежей получили ускорение за последнее время. Рекуррентные платежи (опция оплаты с «привязанной карты» в приложениях и сервисах) развивались еще в предыдущую, «карточную», эпоху платежной индустрии, а с появлением СБП темп ускорился. Оплата подписок и единичных покупок в автоматическом режиме, без ввода реквизитов карты, в маркетплейсах и сервисах стала обыденностью. Финсервисы маркетплейсов, которые называют дизрапторами рынка электронных денег (они увеличили свою долю с 2 до 40% за три года) пошли еще дальше. В середине сентября в приложении «Яндекс.Пэй» запущен механизм автопополнения. Если в момент покупки в кошельке не хватает денег, средства могут быть автоматически списаны с предварительно привязанного через СБП счета в другом банке.

Подобные проекты имеют более внятный потенциал создания свежего клиентского опыта, формирования убедительных бизнес-кейсов. Они доступны в рамках существующих технологических стеков, не несут дополнительной регуляторной нагрузки, и могут воплощаться в более привлекательные сценарии для участников рынка, которые хотят развиваться в логике коллабораций — не буквы, но духа открытого банкинга.

Мнение эксперта

По просьбе «Б.О» развитие автоматических платежей прокомментировала Марианна Данилина, руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех

Развитие автоматических платежей, также известных как повторяющиеся платежи или платежи по подписке, набирает темп и в России, и в мире. Можно подчеркнуть преимущества автоматических платежей: для клиентов — это возможность удобнее совершать регулярные платежи, для компаний финансового рынка — снижение оттока клиентов и повышение транзакционных доходов. Во всем мире сервисы, предлагающие подписки (например, стриминговые платформы или SaaS), используют бесшовные платежи для автоматического списания средств, что упрощает процесс для пользователей. Согласно прогнозу международной компании Research&Markets, в ближайшие три года глобальный рынок автоматических платежей ожидает рост с темпом 12,3% в год. То есть к 2027 году объем рынка автоплатежей составит 6,3 млрд долларов США.

В России в последние время активно развиваются цифровые и быстрые платежи, в том числе автоматические. Например, внедрение Системы быстрых платежей (СБП) и Национальной платежной системы (НПС) существенно повлияло на платежный рынок. Так, по данным Банка России, в апреле — июне 2024 года переводами через СБП воспользовались шесть из десяти жителей нашей страны, оплатой товаров и услуг с помощью СБП — четыре из десяти.

При этом аналитики прогнозируют рост количества автоматических платежей на 25% к 2025 году за счет активно развиваемых экосистемных продуктов от крупнейших банков и технологических платформ.

Следующим этапом развития цифровых платежей станет внедрение цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), включая цифровой рубль.

Рост использования автоплатежей обусловлен спросом на онлайн-сервисы. Среди них наиболее перспективными можно назвать платформы потокового вещания, SaaS-услуги и подписки на платформах e-commerce. Например, популярным международным инструментом для автоплатежей, который позволяет бизнесам принимать повторяющиеся платежи с помощью карт и других методов оплаты, можно назвать всем известный PayPal. Он поддерживает более 200 рынков и имеет интеграцию с популярными платформами электронной коммерции.

Однако на российском рынке есть собственные платформы, позволяющие использовать аналогичные платежные сервисы в зависимости от конкретных нужд пользователя. Российские платежные сервисы предлагают интеграции для интернет-магазинов и сервисов, позволяя легко настроить прием автоплатежей без лишних шагов.

Тенденции развития финтеха указывают на то, что у бесшовных платежей есть все шансы стать доминирующей идеей в области платежных сервисов. Помимо скорости и легкости интеграции они позволяют клиентам совершать транзакции без необходимости ввода информации о платеже каждый раз. В мире 70% онлайн-магазинов планируют использовать бесшовные платежи в ближайшие два года, а многие крупные компании уже внедрили технологию в свои продукты. Например, Amazon и Google Pay уже давно используют бесшовные платежи для оплаты товаров, а Uber — для оплаты поездок.

Если посмотреть на азиатские страны, то Индия выступает лидером по методам безналичной оплаты. Сильнейший толчок развития платежных систем страна получила после внедрения правительственной инициативы Unified Payments Interface (UPI), а также все большего распространения мобильных кошельков, таких как Paytm, PhonePe, Google Pay.

В России большинство крупных банков предлагают мобильные приложения с функциями бесшовных платежей. Пользователи могут быстро проводить переводы, оплачивать услуги и товары всего в несколько кликов. В России банки массово выдают своим клиентам вместе с картой еще и стикеры NFC (Near Field Communication), которые крепятся на смартфон и позволяют совершать платежи с помощью смартфонов или карт, просто поднося их к терминалу.

Еще один популярный платежный инструмент — оплата по QR-коду. Пользователи могут сканировать код с экрана или на товарах, чтобы мгновенно произвести оплату. В России доля данного способа оплаты составила 33% в 2024 году. В Индии же этот показатель выше — на уровне 40%. Так что можно сказать, что QR-коды становятся лидирующим методом платежа.

#Open API #FINOPOLIS





Новости Релизы