Банковское обозрение

Финансовая сфера

11.11.2019 Аналитика
От продуктов к платформам

Участники Форума «FinSME-2019: Экосистемы и цифровизация» поделились с «Б.О» своим видением развития кредитования сектора МСБ


Вадим Ференец
Обозреватель
Банковское обозрение
Алексей Лампси
Обозреватель
Банковское обозрение

Анастасия Волжина, руководитель группы по работе с клиентами малого и среднего бизнеса департамента транзакционного бизнеса МКБАнастасия Волжина, руководитель группы по работе с клиентами малого и среднего бизнеса департамента транзакционного бизнеса МКБ

Технические решения важны не только в бэк-офисе. Автоматизация процедур помогает банку ускорить и удешевить процедуры. Но не менее важны решения для клиентов. Так, доступность и удобство интерфейса мобильного приложения, набор доступных операций в личном кабинете приобретают все большее значение для клиента при выборе кредитной организации.

В МКБ уже реализован ряд онлайн-сервисов, таких как личный кабинет для упрощенной подачи документов на открытие счета, моментальный выпуск карты для бизнеса. Пакеты услуг, подключаемых в банке, построены по принципу «мультиопциональности» — по умолчанию в каждый пакет включен определенный набор опций (таких, как ВЭД, начисление процентов на остаток и самоинкассация).

Пока это не приносит Банку прибыли. Монетизация идет не с онлайн-сервисов, а с клиента в целом. Но прогресс в части клиентского обслуживания происходит так быстро, что скоро банки, которые не смогут предложить сопоставимых с рынком сервисов, просто выдавят с рынка.

Виктор Четвериков, президент Национального рейтингового агентства (НРА)Виктор Четвериков, президент Национального рейтингового агентства (НРА)

Сейчас в России наблюдается большая дефолтность по кредитному портфелю МСБ, и банки снижают объемы кредитования клиентов данной категории, что связано с высокими рисками на этом рынке. В то же время компании МСБ имеют различные источники финансирования, у малых и средних предприятий появилась возможность размещаться на Московской бирже, привлекать кредиты от МФО, в том числе от региональных игроков, которые выдают гарантии и могут компенсировать процентную ставку; Корпорация МСП также по-прежнему остается значимым источником фондирования. В этой связи важно понять, что можно сделать для облегчения доступа МСБ к финансированию. Прежде всего это снижение процентных ставок — как у банков, так и у МФО; сокращение объемов документов, которые запрашиваются при подаче заявок на ссудные ресурсы; вероятно, автоматизация этих процессов; со стороны Мосбиржи возможно удешевление стоимости доступа на биржу, то есть выпуска ценных бумаг. Сейчас эта цена может составлять около 1 млн рублей. Рейтинговые агентства также могли бы помочь, предлагая этой категории клиентов иные цены за свои услуги по сравнению с теми, что предлагаются крупному бизнесу. Это можно согласовать с Центральным банком, который поддерживает идею о том, что для МСП допустима другая цена. Банки также могут предлагать МСБ очень выгодное и удобное РКО, чтобы предпринимателям было легче понимать, как управлять финансами, выстраивать планирование, а кредитные организации смогут четче видеть финансовые потоки клиентов. Банки используют скоринг клиентов, зачастую он кардинально различается у разных банков — используются различые модели, разные наборы показателей, которые могут быть избыточны или противоречивы. В этой связи очень важно провести валидацию скоринговых моделей банков, а также предложить некую единую модель для унификации требований кредитных организаций.

Александр Че, генеральный директор МАРЭР, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политикеАлександр Че, генеральный директор МАРЭР, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике

На сегодняшний день темп роста малого и среднего бизнеса имеет положительную динамику. По данным экспертного сообщества, только за последний год прирост составил 10%.  

На протяжении всей деятельности компании МАРЭР мы активно продвигаем новые технологии для адаптации МСБ к банковской системе, что дает бизнесу возможность получения необходимых финансовых инструментов. Компетенции МАРЭР позволяют анализировать открытые источники информации, в экспресс-режиме оценивая кредитоспособность потенциального заемщика (принципала). 

Благодаря сотрудничеству с Fintech M и FIS Group, лидерами в области банковских IT-решений, и многолетнему опыту в банковской сфере мы разработали абсолютно новую высокотехнологичную платформу «АгентФин» (atfn.ru). Она представляет собой инновационный программно-аппаратный комплекс, который позволяет интегрировать скоринг-модели «экспресс банковских продуктов».

Наиболее интересными и прозрачными для получения любой информации являются участники государственного заказа, поскольку вся информация размещается на сайте zakupki.gov. Именно на них и сфокусировано внимание компании МАРЭР.

Благодаря уникальной технологии, лежащей в основе «АгентФин», в настоящее время мы можем предложить сегменту МСБ, в частности участникам государственных заказов, весь спектр качественных финансовых услуг.

Владимир Ломов, советник генерального директора платежной системы «Таможенная карта»Владимир Ломов, советник генерального директора платежной системы «Таможенная карта»

Мир меняется. Банковская система и весь финансовый сектор движутся к профильным надбанковским платформам. В Европе после директивы PSD2 банки обязаны раскрывать свои интерфейсы для управления счетами. В России также во многих отраслях финансовых услуг банки уже переключаются с истории «Мы классные! У нас есть четыре продукта» на работу с партнерами.

В тренде экосистемы и сквозной сервис. Но комплексные решения в этой сфере в России могут позволить не более десяти игроков. К примеру, Сбербанк, который скупает на рынке все, чего ему не хватает в экосистеме. 

В любом сегменте, где играет большое количество кредитных организаций, клиенты будут ориентироваться на тематические надбанковские платформы, так как самостоятельно проанализировать все предложения на рынке нереально.

Туда будет переходить предложение продуктов, а платформы, в свою очередь, будут снабжать банки поведенческими моделями клиентов. В нашем случае — это все, что связано с ВЭД: логистика, таможенное оформление, платежи и т.д.

Анна Ермолаева, заместитель директора Банка по МСБ и региональному корпоративному бизнесу, банк «Восточный»Анна Ермолаева, заместитель директора Банка по МСБ и региональному корпоративному бизнесу, банк «Восточный»

Сегодня принципиально меняется подход банков к обслуживанию малого и среднего бизнеса. Если раньше банки видели проблемы своих клиентов через призму продуктов, за которыми они к ним обращались, то сейчас мы анализируем в целом то, что происходит с их бизнесом, даже если это напрямую не связано с предоставлением банковских услуг.

Статистика по закрытию нового бизнеса и количество выданных кредитов демонстрируют общие проблемы бизнеса, на которые банк может указать и помочь найти решение.

Недостатки предварительной работы со стороны начинающего предпринимателя, такие как изучение спроса покупателей на свой потенциальный продукт, изучение конкурентов, формирование бизнес-модели, оценки операционных затрат на старт и в первый год существования бизнеса, эффективное использование каналов продвижения, — все это приводит к тому, что начальный капитал уходит на нивелирование ошибок, после того как предприниматель уже перерезал ленту «Старт». Аналогичная ситуация с действующим бизнесом: анализ компаний при обращении в банк за получением кредита свидетельствует о том, что компании приходят за кредитом не для развития бизнеса, а для поддержания его жизнедеятельности, что чревато еще большей финансовой нагрузкой.

Поэтому мы считаем важным в первую очередь делать упор на развитие компании, при этом банк, обладая огромным опытом работы с клиентами и знаниями о них, может указать на риски и проблемы бизнеса и помочь найти решение. Тем самым через оздоровление бизнеса одной компании он увеличивает количество потенциальных компаний, которым может быть в дальнейшем предоставлено финансирование.

Появляется возможность всесторонне оценить деятельность компаний, которые работают с банком, выяснить риски и проблемные зоны, которые есть или с которыми они могут столкнуться, и давать рекомендации, как их избежать. В этом может помочь созданная в банке «Восточный» экосистема продуктов и сервисов для МСБ. Она будет полезна именно в плане оздоровления бизнеса, повышения его эффективности и как следствие увеличения доступа к банковскому финансированию. В итоге мы должны сделать предпринимательство более привлекательным и для тех, кто только задумывается о начале собственного дела, и для тех, кто уже активно работает.

Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБСпартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ

Сегодня на финансовом рынке наблюдается тенденция трансформации кредитных организаций в маркетплейсы. По сути, банки становятся бэк-офисами для клиентов, предоставляя в режиме витрины различные услуги. На рынке среднего и малого бизнеса предприниматели все чаще используют цифровые каналы взаимодействия с финансовыми организациями — это мировой тренд. Мы видим, что здесь растет конкуренция за клиентов, которая способствует появлению и внедрению новых онлайн-продуктов и сервисов. А чтобы успешно развивать эти направления, многие банки создают цифровые фабрики специально под задачи бизнеса. Их главный фокус — предоставление лучшего клиентского опыта и максимальная диджитализация услуг.

Владимир Давыдов, начальник управления продаж продуктов электронного бизнеса МСБ ПромсвязьбанкаВладимир Давыдов, начальник управления продаж продуктов электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка

На сегодняшний день банку не так сложно создать экосистему для малого бизнеса и наполнить ее различными сервисами. Мы все строим жизненный путь предпринимателя, изучаем, какие услуги ему нужны на каждом этапе: при регистрации бизнеса, при открытии счета. Проблема в том, что большая часть дополнительных сервисов не востребована бизнесом. Почему так происходит? Потому что, если у предпринимателя, например, возникла потребность в юридических услугах, вряд ли он пойдет в банк, скорее он обратится к знакомому юристу. Первый вызов, который стоит перед любым банком, – научиться своевременно выявлять потребность клиента и давать ему возможность воспользоваться той услугой, которая ему нужна, именно тогда, когда нужно. Второй вызов заключается в том, чтобы обеспечить необходимую скорость получения этой услуги в онлайн-режиме. Это то, над чем мы сейчас работаем – строим интеллектуальную систему продаж, которая позволит предпринимателям пользоваться другими нашими сервисами. И мы уже преуспели в таких продуктах, как онлайн-регистрация бизнеса, онлайн-открытие счета, онлайн-бухгалтерия и онлайн кредит, который мы выдаем бизнесу меньше чем за сутки»

Константин Бобров, председатель правления банка «УРАЛСИБ»Константин Бобров, председатель правления банка «УРАЛСИБ»

По статистике, на горизонте трех лет выживает около 5–10% компаний малого бизнеса. Понятно, что на статистические данные влияет большое количество фирм-«однодневок», заведомо открываемых на короткие сроки, тем не менее кредитные риски в сегменте достаточно высоки.

Финансирование стартапов и финансирование компаний, где уже есть финансовый поток, — это две разные истории. Стартапы, даже если мы посмотрим на мировую практику, это прерогатива инвестиционных и венчурных фондов. Это небанковская история, так как банки не могут позволить себе инвестиционные риски. Альтернативы долевому финансированию тут нет.

Если говорить о финансировании уже работающих компаний малого и среднего бизнеса, то, на наш взгляд, было бы интересным развитие программ, направленных не на льготирование ставок, а на хеджирование рисков. Например, распространение покрытия региональных гарантийных организаций на весь портфель МСП, пусть даже и при покрытии не более 50%.