Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Внедрение стандартов открытых API для платежей, вопросы безопасности платежной инфраструктуры и применение искусственного интеллекта — эти ключевые вопросы поставила первый заместитель председателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова перед участниками сессии «Платежи и инновации» в рамках Финансового конгресса Банка России. Помимо этих вопросов актуальными темами в повестке развития платежного рынка стали биометрия и платформа согласий
Первым делом Ольга Скоробогатова поделилась с участниками конгресса новостью о том, что на прошлой неделе Еврокомиссия приступила к рассмотрению новой платежной директивы № 3, которая приходит на смену 2-й версии этого документа, где ранее определялись основные правила платежного рынка. Собственно, основные тезисы директивы — развитие API для платежей, безопасность и использование искусственного интеллекта — модератор предложила обсудить применительно к российскому рынку.
Ольга Скоробогатова (ЦБ). Фото: Финконгресс Банка России
Прежде всего Ольга Скоробогатова предложила спикерам дать оценку «срочности и необходимости внедрения в России API для платежей». Отвечая на этот вопрос, Владимир Комлев, генеральный директор НСПК, упомянул сервис СБПэй: «…это приложение уже построено на базе, пускай не совсем каких-то регуляторных открытых и стандартизованных на рынке интерфейсов, но это такая полноценная предтеча, чтобы такого рода открытые интерфейсы появлялись». Комментируя 3-ю платежную директиву, Комлев сказал, что, на его взгляд, более интересный и полезный документ — FDA (Financial Data Access), который регламентирует правила доступа к персональным данным. Эта инициатива перекликается с готовящимся в России проектом платформы коммерческих согласий.
Владимир Комлев (НСПК). Фото: Финконгресс Банка России
Наряду с государственным регулированием платежных решений важно не мешать развиваться альтернативам, считает Кирилл Царев, первый заместитель председателя правления СберБанка. Он упомянул, что банк активно развивает собственный сервис оплаты по QR-коду (фактически конкурирующей с СБП), в том числе API для интеграции с этой системой, к которой уже подключились шесть банков.
Кирилл Царев (СберБанк). Фото: Финконгресс Банка России
Изучение новостей СберБанка показало, что в числе подключившихся партнеров — крупные розничные игроки «Тинькофф», Альфа-Банк и Совкомбанк. При оплате по QR-коду Сбера они предлагают своим клиентам получать кешбэк, как при оплате обычной картой, что выгодно отличает этот способ от платежей по QR-коду СБП. В пресс-релизе СберБанка, опубликованном накануне Конгресса, 3 июля 2023 года, Дмитрий Малых, старший вице-президент, руководитель блока «Транзакционный банкинг B2C», сообщил: «Мы наблюдаем растущую популярность и рост количества транзакций по QR-коду от Сбера. Сейчас этим сервисом пользуются более шести миллионов клиентов, и это количество увеличивается каждый день. Оплату по QR принимает более 1,4 млн POS-терминалов Сбера по всей России, а ежемесячное количество транзакций превышает 30 млн штук».
Ранее глава СберБанка Герман Греф заявил о необходимости создания конкурента НСПК как оператора платежной системы «МИР», рассчитывая при этом на «согласие со стороны государства». «Было бы неплохо, если бы либо НСПК изменила свой статус и была продана участникам рынка, как изначально предполагалось, чтобы банки стали ее участниками, либо в конце концов появился еще один рыночный игрок, чтобы можно было сравнивать качество услуг и влиять на ценообразование», — заявил Герман Греф.
Похоже, что подобные инициативы пока не находят поддержки регулятора. Ольга Скоробогатова на сессии Финконгресса усилила нажим на спикера СберБанка: «А все-таки, как нам преодолеть, на мой взгляд, совершенно ненужное для клиента соперничество между банками и государством? Потому что роль государства, развивая финансовые сервисы, создавая возможности для банков, все-таки направлять все лучшее для человека и бизнеса, потому что мы для этого и работаем. Но при этом мы видим, когда некоторые экосистемы действительно закрывают клиента внутри или не дают ему возможности, например, делать платежи тем инструментом, который мы хотим».
Позицию Центробанка поддержал Вадим Кулик, заместитель председателя правления ВТБ, припомнив Сберу постоянное стремление к созданию альтернативных технологий, которые «должны относиться к страновой инфраструктуре и быть единственными». Так, по мнению спикера, инвестиции банков в создание систем коммерческой биометрии (вместо ориентации на единые стандарты ЕБС) стали всеобщим заблуждением сектора. Кулик одобрительно высказался о введении обязательных стандартов платежных API, которые должны стать элементом страновой инфраструктуры наряду с платформой согласий и платформой подписания, обеспечивающей оборот электронных документов. Концепцию создания платформы коммерческих согласий планируется выпустить в ближайшие два месяца, упомянула Ольга Скоробогатова.
Вадим Кулик (ВТБ). Фото: Финконгресс Банка России
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником