Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Прямо на наших глазах происходят два процесса, которые через несколько лет могут быть оценены как переломные для российского финансового рынка.
Первый — интенсивное развитие технологий, облегчающих процесс дистанционного приобретения и продажи ценных бумаг. Второй — кратный рост интереса к инвестированию среди частных инвесторов. Последний является непосредственным следствием первого. И оба эти явления происходят связаны с всеобщим проникновением мобильного Интернета и повышением доступности смартфонов.
Мы видим, как быстро растет число брокерских счетов физлиц (в том числе индивидуальных инвестиционных счетов — ИИС): в сентябре их количество превысило 3 млн человек.
Пока брокеры — основные бенефициары интереса граждан к фондовому рынку. Однако, зная историю развитых стран, можно предсказать скорое смещение интереса от самостоятельной покупки ценных бумаг к инвестированию в готовые портфели. Лучшим подобным решением являются паевые инвестиционные фонды. Причин несколько. Во-первых, с небольшой суммой сложно самостоятельно сформировать диверсифицированный портфель, так как некоторые акции стоят десятки и даже сотни тысяч рублей. Во-вторых, при правильном подходе к инвестированию необходима постоянно ребалансировка портфеля, а значит, нужны соответствующий опыт и много свободного времени.
В свою очередь, инвестирование в ПИФ должно соответствовать следующим критериям:
Зная историю развитых стран, можно предсказать скорое смещение интереса от самостоятельной покупки ценных бумаг к инвестированию в готовые портфели
Сегодняшние российские реалии соответствуют ситуации в США до 1984 года, когда в банке продавались акции (паи) лишь тех фондов, которые входили в одну группу с банком. Название революции mutual funds (аналог российских ПИФов), произведенной Чарльзом Швабом: «Открытая архитектура продаж». Данная модель позволяет инвесторам беспрепятственно совершать инвестиции в фонды разных управляющих компаний на одной площадке.
Стратегией win-win для российских банков станет партнерство с электронными платформами, являющимися «паевыми супермаркетами». Банки в такой конструкции становятся «витринами», на которых «выставляется» ассортимент супермаркета. Вопросы, которые появляются у банков: «Зачем банку терять своего клиента, передавая его платформе?» и «В чем выгода банка и зачем это платформе?». Ответ прост.
Если сейчас, в момент стремительного роста числа частных инвесторов и объема вкладываемых ими средств на фондовом рынке, воспользоваться окном возможностей и протянуть руку друг другу, то электронные платформы с банками смогут достичь результата, ничуть не менее впечатляющего, чем у зарубежных коллег.
О кредитных рисках в сложных отраслях экономики и перспективах темпов снижения ключевой ставки ЦБ РФ Павел Самиев, генеральный директор АЦ «БизнесДром» и шеф-редактор «Б.О», поговорил с Александром Сараевым, первым заместителем генерального директора и директором по рейтинговой деятельности «Эксперт РА», на полях Финконгресса Банка России
Запуск нового российского мессенджера MAX, называемого аналогом китайского WeChat, вызвал интерес к китайской IТ-корпорации Tencent, создавшей не только WeChat, но и огромную цифровую экосистему Поднебесной. Что лежит в основе WeChat? Можно ли, изучив его особенности, привнести что-либо новое в российский MAX, сделав его лучше китайского?
Оборотная сторона цифровизации финансовых организаций — неуклонный рост попыток покушения мошенников на хранимые в банках денежные средства граждан. Благодаря новым требованиям ЦБ к антифрод-процедурам, вступившим в силу летом 2024 года, в противодействии мошенничеству наблюдается положительная динамика