Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Подарки от души и от компании
01.11.2004

Подарки от души и от компании

Все больше российских компаний используют сувениры не просто для повышения лояльности клиентов и деловых партнеров, но и как способ продвижения брэнда и инструмент формирования корпоративной культуры. Сувениры становятся неотъемлемой частью делового общения, а рынок корпоративных подарков растет на 40% в год. Радуясь количеству заказчиков, специалисты все же предупреждают: пора делать ставку не на количество и цену, а на качество и оригинальность подарков.


Рынок растет — фантазия чахнет

Индустрия бизнес-сувениров растет как на дрожжах, однако специалисты считают, что говорить о сувенирной продукции как о самостоятельной отрасли пока рано. Рынок бизнес-сувениров в России еще не сформировался. Основным препятствием, тормозящим развитие «сувенирного» рынка, считается однообразность, отсутствие фантазии и оригинальных идей при подборе подарка. Большинство российских бизнесменов и финансистов независимо от ранга предпочитают делать подарки, хотя и различные по стоимости, но традиционные и однотипные по сути — ручки, брелки, визитницы, календари, часы, органайзеры… Компании же, работающие в области бизнес-сувениров, не борются с подарочными штампами, считая это делом сложным и затратным. Между тем подобное однообразие дисквалифицирует саму идею «сувенирного» бизнеса — какой смысл дарить точно такую же кружку, которую только что подарил ваш конкурент?

Сегодня по данным Института профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса (IPSA) на рынке бизнес-сувениров в России работает чуть более 2 тыс. компаний, из которых около 600 фирм являются специализированными, в остальных же «сувенирка» — побочный вид бизнеса. В основном «сувенирные» фирмы являются посредниками и зарабатывают на предоставлении «сувенирных» услуг — перепродают предметы и наносят на них логотипы.

Сейчас на российском рынке бизнес-сувениров наблюдается заметное оживление. Компании начинают формировать свой новогодний рекламный бюджет и делают заказы на сувениры. Ведь Новый год — это самый удобный момент сделать приятное деловым партнерам и сотрудникам, в то же время ненавязчиво прорекламировать свой товар или услугу. До 40% годового оборота участники «сувенирного» бизнеса получают именно с новогодних праздников.

Быть оригинальным даже в мелочах

Все корпоративные сувениры специалисты условно делят на три группы: промо-сувениры, бизнес-сувениры и VIP-сувениры.

К промо-сувенирам обычно относятся ручки, зажигалки, значки, пакеты, блокноты, календарики с логотипом компании и ее реквизитами. Эти сувениры самые дешевые и по стоимости редко превышают один доллар. Прямое назначение таких сувениров — имиджевая реклама компании. Их не принято дарить партнерам или коллегам. В первую очередь эти подарки раздают потенциальным клиентам, потребителям на выставках и презентациях, в которых участвует компания. «В последнее время мы наблюдаем некоторое снижение рекламной эффективности сувенирных канцелярских товаров, — говорит Татьяна Фонарева, менеджер по продажам риэлторской компании «ИнвестСтрой».— На выставках почти все наши конкуренты раздают клиентам похожие блокноты и ручки со своими логотипами. Массовость приводит к тому, что люди не реагируют на логотипы, сувенир перестает работать и теряется. Поэтому на прошлой выставке мы решили выделиться и сделали заказ на изготовление ручек с маленькими фонариками внутри — и писать приятно, и фонарик пригодится. В итоге светящиеся ручки сработали — на канцелярскую рекламу в этот раз откликнулось на 20% клиентов больше, чем обычно».

Чтобы привлечь целевую аудиторию, компаниям приходится заставлять себя быть оригинальными даже в мелочах. К примеру, из оригинальных сувениров в низкоценовой нише в моде так называемые сувениры «антистресс» или «офисный допинг». Это могут быть резиновый мобильник, каучуковая лампочка, сердце или домик с реквизитами и логотипом компании, которые приятно мять в руках, снижая тем самым уровень стресса. Эта категория сувениров только начинает входить в моду и пока еще не очень востребована. В то время как на Западе бизнесмены не считают зазорным обмениваться подобными сувенирчиками, одно из главных достоинств которых — милая несерьезность и необязательность.

Сувенир для банкира

Вторая категория сувениров предназначена для потенциальных или уже состоявшихся партнеров по бизнесу, собственных сотрудников, но никак не простых посетителей выставок. Такие сувениры еще принято называть бизнес-подарками, которые обычно преподносят на деловых встречах. Их стоимость колеблется в пределах 10—50 долларов. Тут необходимо учитывать, что бизнес-сувениры не должны быть широко растиражированными. На подарки такого уровня принято наносить фирменный логотип, но уже без реквизитов. При этом желательно, чтобы логотип не сильно выделялся и был небольшого размера.

«В этой категории клиенты часто предпочитают стандартные наборы подарков: кожаные тисненые портфели, органайзеры, позолоченные настольные часы и т.д., — говорит Руслан Антонов, маркетинг-менеджер рекламного агентства «Адвентис». — Хотя творческий подход мог бы сработать на имидж заказчика гораздо лучше. К примеру, в этом году нам позвонили из приемной управляющего филиала одного из столичных банков и попросили нанести логотип банка на комплект хороших махровых полотенец и банный халат. Подарок готовили подчиненные для своего начальника — управляющего филиалом банка. Банковские сотрудники понимали, что после новогодних праздников приемная их шефа будет завалена таким количеством разных органайзеров, портфелей и канцелярских принадлежностей, что ими может пользоваться не одно поколение банкиров. Полотенца же и халат стали для шефа весьма неожиданным подарком, которым он остался доволен».

В последнее время, по словам участников «сувенирного» рынка, российские бизнесмены стали все больше заказывать в качестве бизнес-подарков съедобные сувениры: подарочные кондитерские изделия и алкоголь. Заказать набор шоколадных конфет в упаковке с логотипом своей компании сейчас можно почти на любой кондитерской фабрике. Лидер по количеству именных наборов — московский «Красный Октябрь». Любопытно, что при заказе большой партии конфеты будут не очень отличаться по цене от таких же, но в обычной упаковке. К примеру, подарочная коробка с девятью шоколадными плитками в обертках с логотипом компании стоит чуть больше 100 рублей, но при заказе от 2 тыс. штук.

В охотку идут и алкогольные сувениры. Многие производители сувенирных игристых вин разрабатывают специальную подарочную упаковку с фирменной символикой заказчика. В прошлом году на московском заводе шампанских вин «Корнет» на заказ было изготовлено около 50 тыс. бутылок шампанского с этикетками различных банков и компаний. Пару лет назад соригинальничала и компания «Росси-траст», которая вмонтировала мини-диктофон в пробку с бутылкой водки. После откупоривания сосуда диктофон некоторое время записывает застольные разговоры. Затем, когда участники мероприятия достигнут необходимой кондиции, начинает воспроизводить запись. Стоит бутылка с говорящей пробкой 50 долларов.

Нефтяная вышка в подарок

Эксклюзивные и дорогие подарки, которые заказывают в единственном экземпляре для конкретного человека, относятся к третьей категории подарков. Это VIP-сувениры стоимостью от 100 долларов и до бесконечности. К примеру, как стало известно корреспонденту «БО», одному из российских импортеров элитного французского шампанского был сделан заказ при подготовке к Новому году на несколько десятков подарочных комплектов, в каждом из которых — 750-граммовая бутылка элитного игристого вина и два хрустальных бокала. Подарки предназначены для топ-менеджеров известной российской нефтяной компании. Стоимость одного комплекта — 200 долларов.

При выборе VIP-подарков в первую очередь обращают внимание на престиж и качества предмета, а уж потом на цену и функциональность. Настоящий VIP-подарок должен создавать ощущение, что он сделан специально для своего обладателя. Особое внимание надо обратить на вопрос нанесения логотипа. Вряд ли глава крупной компании станет пользоваться, например, кожаным портфелем с логотипом другой компании. Поэтому наиболее удобный вариант — вручить подарок без логотипа со специально сделанными визитками.

«Эксклюзивность, эстетические свойства предмета, цена, брэнд — все это основные критерии VIP-сувенира, — считает Галина Российская, руководитель сувенирного отдела рекламного агентства Debby. — Например, для VIP-подарка иностранцам мы всегда рекомендуем кукол ручной работы в русских национальных костюмах XIX века на подставке в подарочной упаковке. Это оригинально, и вероятность, что кто-то подарит точно такой же подарок, полностью исключена».

По словам специалистов, в бизнес-сообществе сегодня модно привозить дорогие сувениры из-за границы, с западных выставок. К примеру, с гонконгской выставки попал в Россию модный сувенир — настольная нефтяная вышка с музыкой. Привозят также ювелирные украшения, предметы интерьера, ковры и… животных. Как рассказали корреспонденту «БО» в пресс-службе Московского зоопарка, года три назад у столичных бизнесменов была повальная мода окружать свою персону различной экзотической живностью. Банкиры и финансисты, руководители компаний, чиновники постоянно возили друг другу в качестве сувениров экзотических птиц, обезьян, крокодилов, змей, тигров, пантер. Потом, когда животное надоедает или чахнет ввиду отсутствия должных условий содержания, новоявленные хозяева приезжают в зоопарк и умоляют забрать «подарок» за любые деньги.

Вообще VIP-сувениры, пожалуй, единственная категория подарков, где даритель проявляет максимум изобретательности. Например, фирменный VIP-сувенир «Газпрома» представляет собой позолоченную зажигалку под названием «Личный кубометр газа». Весит эта зажигалка около 5 кг и заправлена сжиженным газом с расчетом на то, что если выпустить весь газ в атмосферу, то он займет ровно один кубометр. А председатель правления банка «Возрождение» Дмитрий Орлов одним из самых оригинальных подарков, сделанных ему партнерами по бизнесу за последние годы, считает внушительные куски самородного янтаря. Их банкиру подарили сотрудники филиала банка в Калининграде, символом которого считается янтарь. Подарок тогда украсил рабочий кабинет банкира.

«Последняя тенденция в области производства подарков высшей ценовой категории — это формирование компаниями эксклюзивной корпоративной подарочной коллекции, которая в принципе не может быть похожа на подарки других компаний, — говорит представитель российского подразделения немецкой рекламной компании Werex, имеющей сувенирное направление. — Если требуется корпоративная VIP-коллекция галстуков и платков, то нужно подобрать оригинальный рисунок, материал и покрой, которые сделают изделия не похожими на другие. А можно подарить партнеру по бизнесу целый ряд деловых аксессуаров — портмоне, футляр для документов, визитницу, ключницу и обложку для паспорта, — выполненных в одном стиле. Обладать подобной коллекцией приятно и престижно». Следует отметить, что компании, работающие на российском сувенирном рынке, весьма неохотно берутся за направление VIP-подарков. «Мы работаем с несколькими компаниями по предоставлению сувенирных услуг, и никто из них не уделяет должного внимания направлению VIP», — посетовали в компании «Русский Стандарт», являющейся эксклюзивным дистрибьютором элитного французского шампанского «Мадам Клико» и «Круг». Примерно то же самое сообщили и в российском представительстве испанского фарфорового дома Lladro.

Если, к примеру, в Европе VIP-сувениры занимают 10% рынка, то в России этот процент настолько крохотный, что специалисты его даже считать не берутся. Держать на складе дорогую продукцию, которая месяцами, а то и годами, оказывается не востребована, могут позволить себе только крупные участники рынка. Поэтому на еще не оформившемся российском «сувенирном» рынке заказать интересные эксклюзивные сувениры можно лишь в пяти-шести лидирующих компаниях.

Поздравлять продано

Типичной ошибкой при выборе сувениров специалисты считают неумение правильно выбирать подарки и оформлять заказы. «Самая ужасная ошибка — доверить выбор сувениров человеку, не имеющему художественного вкуса, — говорит менеджер производственной компании Nobel. — Ведь сувенир — это прежде всего подарок, призванный приносить положительные эмоции. К сожалению, многие руководители доверяют это дело сотрудникам хозяйственных отделов и секретарям, которые в большинстве случаев не имеют четких критериев выбора, опираются на собственный вкус и обращают внимание прежде всего на цены и количество, а не на цель, которую должен достичь подарок. А между тем любой сувенир представляет компанию, говорит о степени ее корпоративной культуры, поэтому его выбор должен быть обдуманным, но никак не случайным. В итоге часто получается так, что деньги потрачены, а эффекта нет». Кроме того, многие организации не планируют заблаговременно подготовку подарков и спохватываются в канун праздников. Стихийные заказы приводят к тому, что заказчики не могут получить желаемый товар и им приходится брать то, что осталось на складе.

Откуда дровишки

Из общего количества представленных на внутреннем рынке сувениров на долю отечественных производителей приходится 20%, остальное — импорт. При этом основная масса сувениров везется из Китая. Даже если на предмете помечено «made in France», он скорее всего произведен на французском предприятии, размещенном в Китае, поскольку в Европе много фирм, занимающихся дизайном сувенирной продукции, а производство изделий компании размещают в странах Юго-Восточной Азии. Европейские производители, которые присутствуют на российском рынке, как правило, работают в сегменте эксклюзивных подарков. Что же до отечественных компаний, то наиболее крепкое положение на родном рынке занимают производители полиэтиленовых пакетов, которые еще недавно в России совсем не умели делать и везли из Турции, Германии, Италии. Сейчас же почти 100% потребляемых в России пакетов производится внутри страны. Та же история и с российскими полиграфистами. Еще лет пять назад перекидные календари и календари «трио» везли из Финляндии. Сейчас на рынке импортной продукции практически не найти. Несколько хуже ситуация в производстве ежедневников. Точных данных нет, но по ощущениям участников рынка иностранные и отечественные производители делят рынок поровну.

Вообще, по словам представителей Российской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС), рынок бизнес-сувениров в России настолько молод, что маркетологи даже не берутся точно подсчитать его объемы, поэтому никакой статистики о том, сколько сувениров ввозится в Россию, сколько производится внутри страны, пока не ведется. В денежном выражении объем этого рынка его участники оценивают интуитивно. Компании ориентируются на собственные обороты и на собственные представления о доле рынка. По разным оценкам объем рынка колеблется от 150 до 200 млн евро, а его емкость оценивается в 1 млрд долларов. При этом 70% сувенирной продукции сконцентрировано в Москве. Для сравнения, например, в Германии объем рынка бизнес-сувениров на сегодняшний день оценивается в 4 млрд долларов, а в США — в 20 млрд долларов. Однако в Европе и Америке наблюдается довольно серьезная стагнация этого рынка, оборот которого ежегодно сокращается на 10—15%, в то время как российский «сувенирный» рынок растет на 40% в год.

Рост и формирование рынка сувенирной продукции его игроки связывают с появлением и становлением корпоративной культуры у российских бизнесменов. «Именно традиции этой культуры являются нашим рынком. Чем выше будет подниматься эта культура, тем качественнее и разнообразнее будет сувенирная продукция и «сувенирный» бизнес», — подытожили в РАППС.

spravka BO

Корпоративная сувенирка от «БО»

Карты банкирские сувенирные для преферанса

Пример чрезвычайно удачной идеи корпоративной сувенирной продукции — «Карты банкирские сувенирные для преферанса», выпущенные в свет «Банковским обозрением» в сентябре этого года. В качестве ключевых персонажей колоды выступают самые известные и авторитетные деятели банковской сферы. Тузы (В. Геращенко, С. Игнатьев, А. Казьмин, А. Кудрин), короли, среди которых А. Костин и А. Козлов, дамы и валеты банкирской колоды уже произвели настоящий фурор в банковском сообществе. Люди сведущие особенно оценили выбор фигур-джокеров. Это два известнейших либеральных экономиста, которые при этом являются антиподами и ярыми оппонентами. Кто они — журнал держит в секрете, предлагая любопытным самим распечатать колоду.

Зримо оценить успех своей идеи редакция журнала смогла уже на Международном банковском форуме в Сочи, который прошел в начале сентября. После того, как журнал начал раздачу карт, работа форума была парализована минут на двадцать. Потом забавно было наблюдать, как сразу несколько банкирских компаний на пляже «Лазурной» расписывали пульку с банкирскими картами. В редакции «Банковского обозрения» постоянно раздаются звонки от читателей с просьбой презентовать карты. Особенно заинтересовались PR-службы регулирующих учреждений. Это и понятно, ведь среди главных карточных фигур — их любимые начальники. Подразделения этих ведомств оказались очень мобильны и просят по несколько десятков колод.

К сожалению, первый тираж банкирских карт оказался не готов к такому спросу со стороны банкиров. Карты были изготовлены как сувенир в рамках подписной компании. Они будут вручены первым ста подписчикам «Банковского обозрения» на 2005 год, а также партнерам и рекламодателям журнала. Подробнее информацию о «Картах банкирских сувенирных для преферанса» можно найти на сайте журнала «Банковское обозрение» www.bosfera.ru.






Новости Новости Релизы