Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Вечной классикой рекламы любой финансовой компании можно назвать фразу «нам важно заслужить доверие потребителя». Как бы ни была эта фраза банальна и привычна, она действительно отражает очень насущную потребность рынка. Однако есть ли доверие сейчас?
В специальном отчете агентства Edelman Trust in Financial Services за 2020 год российские финансовые сервисы потеряли еще шесть пунктов доверия граждан и расположились в конце рейтинга с показателем 35 пунктов из 100, а любой показатель ниже 50 принято оценивать как недоверие. Насколько эта статистика правдива, можно косвенно судить и по тому, что в России даже регулятор демонстрирует отсутствие доверия к своим поднадзорным.
В конце прошлого года, несмотря на наличие стандартов СРО, регулирующих предложение инвестиционных продуктов гражданам, ЦБ резко ужесточил правила продажи сложных продуктов, выпустив ряд рекомендательных писем и подготовив законопроект, запрещающий продажу ряда финансовых продуктов неквалифицированным инвесторам и ускоряющий введение тестирования для инвесторов. Поясняя необходимость законодательного введения новых ограничений, регулятор указал, что «значительное количество споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг возникает в связи с отсутствием должного информирования потребителей об условиях приобретаемой ими финансовой услуги».
Действительно, сложно доверять тем, кто постоянно недоговаривает.
19 мая после серьезных доработок закон был принят. Изменения значительно смягчили законопроект. В итоге ответом на мисселинг стали дополнительные требования по раскрытию информации, ограничение продажи ряда сложных инструментов неквалифицированным инвесторам и ускоренное внедрение самого тестирования — срок перенесен с апреля 2022 года на октябрь 2021-го. Тестирование для неквалифицированных инвесторов — действенный механизм информирования о рисках. Его можно превратить в профанацию и даже сделать инструментом продаж, но это невыгодно для всех.
Мне очень хочется верить, что участники финансового рынка серьезно отнесутся к этому закону и воспримут его как предупреждение. Хочется верить, что вместо изобретения новых схем и поиска лазеек в букве закона, они начнут информировать клиентов об услугах и постараются создать максимально эффективно работающие тестовые вопросы, которые действительно помогут инвестору понять, что за продукт он покупает и какие риски в нем скрыты. Хочется верить, что в этот раз и банки, и страховые компании, и брокеры не на словах, а на деле продемонстрируют, что им «важно заслужить доверие потребителя». Потому что если этого не произойдет, то нам стоит ждать новых запретов и ограничений, а это невыгодно ни финансистам, ни инвесторам.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)