Финансовая сфера

Банковское обозрение


11.06.2021 FinRegulationFinRetailАналитика
Последний тест на доверие

Вечной классикой рекламы любой финансовой компании можно назвать фразу «нам важно заслужить доверие потребителя». Как бы ни была эта фраза банальна и привычна, она действительно отражает очень насущную потребность рынка. Однако есть ли доверие сейчас?


В специальном отчете агентства Edelman Trust in Financial Services за 2020 год российские финансовые сервисы потеряли еще шесть пунктов доверия граждан и расположились в конце рейтинга с показателем 35 пунктов из 100, а любой показатель ниже 50 принято оценивать как недоверие. Насколько эта статистика правдива, можно косвенно судить и по тому, что в России даже регулятор демонстрирует отсутствие доверия к своим поднадзорным. 

В конце прошлого года, несмотря на наличие стандартов СРО, регулирующих предложение инвестиционных продуктов гражданам, ЦБ резко ужесточил правила продажи сложных продуктов, выпустив ряд рекомендательных писем и подготовив законопроект, запрещающий продажу ряда финансовых продуктов неквалифицированным инвесторам и ускоряющий введение тестирования для инвесторов. Поясняя необходимость законодательного введения новых ограничений, регулятор указал, что «значительное количество споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг возникает в связи с отсутствием должного информирования потребителей об условиях приобретаемой ими финансовой услуги». 

Действительно, сложно доверять тем, кто постоянно недоговаривает.

19 мая после серьезных доработок закон был принят. Изменения значительно смягчили законопроект. В итоге ответом на мисселинг стали дополнительные требования по раскрытию информации, ограничение продажи ряда сложных инструментов неквалифицированным инвесторам и ускоренное внедрение самого тестирования — срок перенесен с апреля 2022 года на октябрь 2021-го. Тестирование для неквалифицированных инвесторов — действенный механизм информирования о рисках. Его можно превратить в профанацию и даже сделать инструментом продаж, но это невыгодно для всех. 

Мне очень хочется верить, что участники финансового рынка серьезно отнесутся к этому закону и воспримут его как предупреждение. Хочется верить, что вместо изобретения новых схем и поиска лазеек в букве закона, они начнут информировать клиентов об услугах и постараются создать максимально эффективно работающие тестовые вопросы, которые действительно помогут инвестору понять, что за продукт он покупает и какие риски в нем скрыты. Хочется верить, что в этот раз и банки, и страховые компании, и брокеры не на словах, а на деле продемонстрируют, что им «важно заслужить доверие потребителя». Потому что если этого не произойдет, то нам стоит ждать новых запретов и ограничений, а это невыгодно ни финансистам, ни инвесторам.