Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Российские предприниматели демонстрируют более высокий уровень финансовой грамотности, чем граждане страны в целом. Ключевые различия проявляются в наличии или отсутствии сберегательных стратегий поведения: предприниматели в большей степени ориентируются на сберегательные модели поведения, граждане — на потребительские
Выбор того или иного типа поведения во многом определяется уровнем ответственности, который берет на себя человек: более высокий уровень ответственности приводит к более высокому уровню финансовой грамотности. Концепция ответственности и ее культивирование должны стать отправной точкой в процессе финансового обучения, а акцент в самом обучении должен быть смещен с преподавания конкретных знаний и навыков на формирование установок ответственного поведения в целом.
Результаты первого в России социологического исследования финансовой грамотности предпринимателей, проведенного в марте 2017 года Аналитическим центром НАФИ по заказу Банка России1, свидетельствуют о том, что предприниматели более финансово грамотны, чем граждане, не имеющие собственного бизнеса.
Уровень финансовой грамотности предпринимателей составил 64 п.п. из 100, в то время как у населения этот показатель — 58 п.п2. Основные различия между предпринимателями и остальным населением состоят в том, что бизнесмены в большей степени ориентированы на построение долгосрочных целей, чаще делают сбережения и в целом демонстрируют более рациональный подход к финансам семьи. Так, подавляющее большинство предпринимателей (67%) отмечают, что имеют долгосрочные финансовые цели, в то время как среди населения данный показатель составляет лишь 46%. Кроме того, большинство бизнесменов считают, что нужно больше сберегать, чем тратить (67%). Среди населения таких всего 29%. При этом установка на сбережения трансформируется в реальное поведение: среди предпринимателей активно сберегают 74%, среди населения — 55%.
Возникает закономерный вопрос: почему предприниматели демонстрируют большую финансовую грамотность в обращении с личными финансами, чем население в целом?
Как было отмечено ранее, у населения России в сравнении с предпринимателями слабо сформированы установки в части сберегательного поведения. Иными словами, население считает, что лучше тратить деньги сегодня, чем сберегать их для будущего.
Причина таких расхождений объясняется разным уровнем ответственности предпринимателя и обычного человека, не ведущего бизнес. Так, предприниматель ввиду своей профессиональной деятельности априори не может быть безответственным. Он управляет компанией, отвечает за ее функционирование и жизнеобеспечение: необходимо регулярно выплачивать заработную плату, делать налоговые и социальные отчисления. Если предприниматель будет безответственным, то его бизнес не сможет существовать продолжительное время. Таким образом, беря на себя ответственность за развитие и поддержание предприятия, бизнесмен автоматически попадает в ситуацию, при которой установка на финансово грамотное поведение становится неотъемлемой частью его жизни. Именно ответственность за судьбу своего предприятия, за людей, которые работают на нем, а также ответственность перед всеми стейкхолдерами формируют у предпринимателей установку на сберегательное поведение, поскольку предпринимательская деятельность несет больше финансовых рисков: риск остаться с долгами перед кредиторами и риск неполучения стабильного гарантированного дохода.
В случае же с человеком, не ведущим свой бизнес, риски гораздо ниже, соответственно и уровень ответственности тоже. Такой человек, как правило, отвечает только за себя и свою семью, поэтому жесткий контроль финансовых потоков и ориентация на сберегательное поведение не столь необходимы. Ведь человек, работающий по найму, располагает регулярным гарантированным доходом с заранее известным уровнем.
Кроме фактора ответственности важную роль в формировании финансовых установок играет фактор дохода. Так, согласно опросам Аналитического центра НАФИ, средний размер всех полученных доходов предпринимателя за месяц составляет 49 тыс. рублей, в то время как средний уровень доходов среди населения — 33 тыс. рублей. При этом размер дохода у предпринимателя не всегда стабилен и равномерен в течение года. Именно эта особенность — более высокий, но нестабильный доход — становятся основой формирования установки на сбережение, так как, согласно модели сбережений Дж. Катоны, люди склонны к сберегательным моделям поведения в тех случаях, когда допускают возможность сокращения своего дохода в будущем.
Актуализация установки на сбережение своего дохода запускает у предпринимателей механизм поиска и отбора релевантных финансовых инструментов. Предприниматель сталкивается с необходимостью разобраться в условиях и продуктах, которые предлагают финансовые организации. На этом этапе установка трансформируется в набор конкретных финансовых знаний. Результаты опроса Аналитического центра НАФИ подтверждают данный тезис. Так, предприниматели гораздо лучше рассчитывают сложный процент по вкладу — 66% среди предпринимателей против 46% среди населения. Кроме того, предприниматели лучше понимают суть диверсификации рисков, поскольку процесс сохранения дохода для них более актуален, чем для населения — 51% среди предпринимателей против 41% среди населения.
Формирование финансово правильных установок приводит к поиску и «впитыванию» необходимых финансовых знаний, а минимальный набор знаний позволяет нивелировать возможные страхи и барьеры, связанные с пользованием финансовыми продуктами. Иными словами, человек склонен пользоваться теми финансовыми продуктами и услугами, которые ему понятны и не вызывают опасений. Например, предприниматели, у которых сформирована установка на сбережение и которые лучше ориентируются в условиях сберегательных продуктов, демонстрируют более высокий уровень пользования такими продуктами.
Таким образом, закрепление финансово грамотных долгосрочных моделей поведения возможно через трансформацию существующих установок. Но проблема заключается в том, что установки обладают высокой степенью ригидности, и для их изменения необходимо либо длительное систематическое воздействие извне, либо изменение среды, в которой пребывает человек. Иными словами, человек меняет установки либо посредством обучения, либо через изменение уровня своего дохода, профессии и т.д. Если во втором случае вряд ли что-то можно изменить коренным образом, то с первым случаем можно работать. Этот вопрос частично уже решается на уровне государства: на данный момент разработано достаточно большое количество учебно-методических комплексов, которые активно внедряются в школах и вузах. Однако эти учебно-методические комплексы пока направлены в большей степени на ликвидацию пробелов в части конкретных знаний и навыков. При этом в меньшей степени уделяется внимание формированию необходимых установок с акцентом на ответственное поведение и, что очень важно, с пояснением, почему человек должен поступать тем или иным образом. От того, как в дальнейшем будет культивироваться и прививаться концепция ответственности человека за свой выбор, зависит то, насколько успешными и эффективными окажутся действующие образовательные программы по повышению финансовой грамотности.
1. Исследование финансовой грамотности предпринимателей, проведенное по инициативе Банка России Аналитическим центром НАФИ совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, объединением «Опора России» и Российским микрофинансовым центром.
2. В основе измерения уровня финансовой грамотности лежала международная методология ОЭСР, далее нормированная на 100 п.п.
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению
«Балтийский лизинг» провел сделку с представителями российской сети спортивных центров WorldClass. Липецкий филиал компании профинансировал покупку разнообразного спортивного оборудования для нового комплекса сети, открывающегося в Липецке