Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Растущая стагнация или стагнирующий рост
26.12.2019 Аналитика
Растущая стагнация или стагнирующий рост

Перспективы роста лизингового рынка в условиях слабой динамики и экономики спроса на лизинговые услуги, а также новые сервисы и изменения программ государственной поддержки обсудили участники XIII Ежегодной аналитической конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»


Мария Кубалова
Обозреватель
Банковское обозрение

«По итогам 2018 года объем лизингового портфеля России все так же занимает 5-е место, а объем нового бизнеса одну позицию уступил Польше», — начал свое выступление Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА». Дело в том, что на позиции России в Европе сильно сказывается курс рубля. Его снижение привело к тому, что доля России снизилась. Тем не менее за последние три года российскому лизинговому рынку удалось достичь доли 5%, как было до 2014 года.

Что касается итогов девяти месяцев, то в топ-10 без больших изменений по-прежнему доминируют государственные компании, в топ-5 — только одна частная. Сбербанк стал первым ввиду того, что ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) заключила гораздо меньше сделок с авиализингом, а Сбербанк активно рос, в том числе за счет сделок с недвижимостью.

«В целом за девять месяцев мы видим, что рынок находится в фазе стагнации, — продолжил Руслан Коршунов. — Снижение было обусловлено стагнацией в корпоративном сегменте, в то время как другие сегменты активно росли». Если говорить об объеме лизингового портфеля (по РСБУ), то он по инерции продолжает расти и составил 4,6 трлн рублей. Однако это довольно спорный показатель, он не учитывает временного фактора, также возможны обесценивание активов и риски лизинговых компаний. Поэтому мы решили дополнительно оценить рынок по МСФО — собрали данные около 40 лизинговых компаний. Чистые инвестиции в лизинг составили по итогу 2018 года 1,75 трлн рублей. Чтобы объективно представить объем рынка, нужно еще прибавить активы в аренде, которые учитываются в NIL (Net Investment Lease). Вместе NIL активы в аренде уже составляют 2,3 трлн рублей, что в два раза меньше, чем лизинговый портфель по МСФО. Тем не менее объем все равно существенный.

Почему же произошло снижение в крупных сегментах? Железнодорожная техника и авиасегмент показали минус 43% и минус 64% соответственно. В первом сегменте проблемы возникли из-за снижения цен на уголь, и это привело к профициту вагонов и снижению погрузки на железнодорожных путях. Второй сегмент — авиализинг — за последние три года вообще показал наименьший объем нового бизнеса.

Какие же сегменты поддержали рынок и не позволили уйти в минус? Это строительная техника, речной и водный транспорт, а также сегмент недвижимости, он был сформирован одной компанией (Сбербанк). Абсолютный прирост показал также автолизинг (+74 млрд рублей), который в последние годы стабильно растет. Прежде всего этот рост обусловлен тем, что лизинг активнее стал использоваться в финансировании малого и среднего бизнеса. По нашим оценкам, доля финансирования данного сегмента выросла с 6 до 13%. Около 6% все еще приходится на факторинг.

Руслан Коршунов («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Руслан Коршунов («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Руслан Коршунов отметил, что доля проникновения лизинга в продажи легковых, в том числе легковых коммерческих автомобилей, растет. «Она по-прежнему невысокая, но здесь точно есть потенциал для роста», — заявил эксперт.

Алексей Киркоров, вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) и финансовый директор «Сбербанк Лизинг», рассказал, что была ситуация, когда лизинговым компаниям не возмещали субсидии, которые они уже передали своим клиентам. «Мы активно работали над тем, чтобы эти субсидии были возвращены. Ближе к концу года часть субсидий нас попросили вернуть, так как размер аванса, который был скомпенсирован лизинговыми компаниями с помощью субсидий, полностью не совпадал с точной цифрой в 10%. Хочется, чтобы наши клиенты получали максимальный эффект от тех ресурсов, которые выделяет государство на поддержку наших клиентов», — заявил топ-менеджер Ассоциации. При этом сейчас идет активная работа по единой субсидии. Был подготовлен проект Постановления. Работает команда, которая предлагает, чтобы она была более прозрачной, чтобы конкуренция была естественной и понятной всем участникам, а сама субсидия давала максимальный эффект для экономики страны. Планируется, что субсидия начнет работать со следующего года.

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

В этом году также была проведена работа с Росфинмониторингом, который делал секторальную оценку по лизинговому рынку. «Работали над тем, чтобы была проведена четкая граница между тем, какие риски несут для экономики сами лизинговые компании, а где лизинговые компании сталкиваются с какими-то мошенническими действиями. Потому что какие-то элементы отчета можно было интерпретировать по-разному. То есть это показывает, что с нами начинают работать мошенники, которые используют разные лизинговые схемы», — уточнил вице-президент ОЛА.

За последние три года российскому лизинговому рынку удалось достичь доли 5% среди европейских стран, как было до 2014 года

Все лизинговые компании сегодня отчитываются по факту заключения сделок в федеральный ресурс. Однако до реальной передачи имущества должно пройти некоторое время. В этом мы видим условие для неравной конкуренции, когда можно посмотреть, какую сделку заключил лизингополучатель, с какой конкретно лизинговой компанией и как конкретно действовать до поставки машины. Поэтому поступили предложения по изменению регистрации сделки в федеральном ресурсе с момента подписания договора до передачи транспортного средства.

Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя банка России, рассказал о структуре федерального финансирования лизингового сектора, а также о том, как и на что она влияет. «Существующая структура бюджета относительно нова, она появилась в 2008 году, — сообщил Сергей Моисеев. — В общей сложности за последние десять лет объем финансирования из бюджета составил 27 млрд рублей». Расходы на финансирование лизингового сектора состоят из трех частей: взноса в уставные капиталы, субсидии лизингодателям и субсидии лизингополучателям. На начало 2019 года государственный сектор вложил 481 млрд рублей в капитал лизинговых компаний, а с учетом субсидий минимальная оценка составляет 684 млрд рублей. При этом надо отметить, что политика правительства менялась со временем. До 2014 года власти были ориентированы на поддержку клиентов. Это было связанно с высокими ценами на нефть и необходимостью поддержки авиа- и железнодорожных перевозок. После 2014 года политика изменилась. Теперь в основном финансируются не клиенты, а сами лизинговые компании.

В октябре 2019 года правительство приняло стратегию развития судостроительной промышленности в период до 2035 года. В ней предусмотрены лизинг с государственным софинансированием, субсидирование лизинговых программ, а также возмещение перевозчикам части лизинговых платежей. Предполагается распространить, модель, которая использовалась на авиационном лизинге, когда самолеты передавались на 12 лет, на лизинг судов.

Сергей Моисеев (Банк России). Фото: «Эксперт РА»

Сергей Моисеев (Банк России). Фото: «Эксперт РА»

Больше всего растет со временем возмещение процентных расходов лизингодателей. Это означает, что отдельные компании не в состоянии в полной мере за свой счет нести долговое бремя и нуждаются в ежегодной бюджетной поддержке. Раньше компании получали по постановлению правительства субсидии, которые имели  секторальную поддержку. Условия поддержки были сформированы таким образом, что фактически получателем могли быть всего несколько компаний. Сейчас эта практика постепенно меняется. В настоящее время правительство пришло уже к адресной поддержке. «С одной стороны, это, конечно, хорошо. Это более транспарентно. Но с другой стороны, эта тенденция может столкнуться с антимонопольными ограничениями», — отметил Сергей Моисеев.

Павел Самиев («БизнесДром»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев («БизнесДром»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам, отметил, что, несмотря на начавшийся рост выдачи малому бизнесу кредитов в 2018 году и положительную динамику 2019 года, портфель банковского кредитования продолжал стагнировать. Это связанно с тем, что начали преобладать более краткосрочные кредиты, прежде всего торговым предприятиям. Они все время занимали высокую долю, которая сейчас опять увеличилась. Всплеск активности банков привел к тому, что краткосрочные выдачи выросли, а портфель остался прежним. Банков в структуре кредитного портфеля доли среднего и малого бизнеса гораздо меньше, чем лизинговых компаний. «Здесь рынок, в отличие от лизинга для малого бизнеса, продолжает показывать очень слабую динамику. При этом концентрация достаточно быстро растет и по регионам, и по крупным банкам», — добавил Павел Самиев.

КОММЕНТАРИЙ УЧАСТНИКА

Алексей Киркоров, заместитель генерального директора-финансовый директор «Сбербанк Лизинг», вице-президент Объединенной лизинговой ассоциацииАлексей Киркоров, заместитель генерального директора-финансовый директор «Сбербанк Лизинг», вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации

Существует проблема, связанная с неточным отражением различных фактов при применении электронного паспорта транспортного средства. Например, возникает ряд вопросов: на кого будет зарегистрировано транспортное средство на основании электронного ПТС, кто собственник, как организовано взаимодействие между данными электронного ПТС и базами ГИБДД? Во всех этих вопросах мы видим большие риски. Если ошибки, с которыми Объединенная лизинговая ассоциация обращается к разработчикам данного продукта, не будут исправлены, случаи мошенничества могут участиться.

Также мы столкнулись в этом году ситуациями, когда судебные приставы при банкротстве лизингополучателя арестовывали лизинговое имущество, не имея информации, кому именно оно принадлежит.

Дело в том, что у судебных приставов не всегда есть данные о собственнике того или иного имущества, им сложно установить, перешло ли право собственности от лизингодателя к лизингополучателю. Важно сделать доступы к регистрации транспортных средств и переходу права собственности более прозрачными.




Сейчас на главной