Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Развитие эквайринга сохраняет динамику
19.06.2023 FinCorpFinRetailFinTechАналитика

Развитие эквайринга сохраняет динамику

Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка


— Алексей, какие изменения с точки зрения эквайринга вы наблюдаете в платежном поведении мерчантов и пользователей в связи с развитием СБП?

— СБП — действительно мощный тренд, и он продолжает усиливаться. У нас прирост составляет около 10% месяц к месяцу. Сейчас наш оборот по СБП — примерно 30 млрд рублей в месяц, а начинали мы год с 8 млрд.

Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка

Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка

— Если смотреть не только на абсолютные значения, но и на распределение между платежными инструментами, какую долю сейчас занимает СБП?

— Оборот карточного интернет-эквайринга в Альфа-Банке достиг 50 млрд в месяц. Думаю, в ближайшие месяцы мы достигнем паритета с СБП, который в сегменте малого бизнеса уже стал популярнее, чем оплата по картам.

Если посмотреть на графики, темпы роста наземного POS-эквайринга снижаются. Надо отметить, что отчасти происходит каннибализация, то есть часть оборота офлайн-торговли переходит в онлайн.

— Недавно прошел Форум FINOPOLIS 2023, на котором обсуждалась идея создания единого платежного QR. Как вы относитесь к этой идее?

— Вы наверняка знаете, что это не QR-код СБП, это лендинг на страницу с разными платежными методами, первый из которых SberPay. Кстати, там есть и AlfaPay, а СБП находится внизу страницы.

Если единый QR появится, ЦБ снабдит это правильной методологией и, скорее всего, обяжет банки его поддерживать. Объективно НСПК не имеет сейчас конкуренции внутри России, в каком-то смысле конкурентом для нее выступает Сбер. И выглядит это так, что единый QR — нерыночная конкуренция. Поэтому, прежде чем что-то внедрять, хотелось бы провести конструктивную дискуссию с учетом интересов всех сторон.

— Как меняется запрос на платежные сервисы со стороны компаний электронной коммерции? Какие составляющие эквайрингового продукта важны для них, кроме комиссии?

— Прежде всего важна конверсия. Потому что она по-прежнему остается в е-com больной точкой. На нее влияют антифрод-фильтры, есть проблема с переходом из корзины в покупку и т.д. Поэтому основной запрос компании электронной коммерции, чтобы оплата покупки совершалась быстро и с максимальной конверсией. Бывают некорректные ответы эмитента, мы тоже стараемся за этим следить. Если мы видим какие-то аномалии на потоке транзакции (возможно, какой-то эмитент удельно чаще отвечает отказами), то мы с этим разбираемся.

Второе, здесь есть место для развития BNPL-сервисов. Мы это предложили практически каждому клиенту интернет-эквайринга. На платежной странице среди прочих появился и метод оплаты в рассрочку. Это помогает уменьшить объем отказных транзакций из-за нехватки средств на счете.

— Покупки с рассрочкой занимают заметную долю?

— Пока эта доля небольшая, что объясняется низкой базой. Эти методы появились совсем недавно — активные продажи BNPL пошли в 2023 году. Сейчас мы их «накатили» на весь портфель, и через несколько месяцев можно будет понять востребованность, в том числе клиентами, которые не проявляли интерес к рассрочке. У нас по договору новый метод автоматически появляется на платежной странице, а дальше, если клиенту это не нужно, он может в личном кабинете его отключить.

Анализируя результаты BNPL в крупных сетях, мы видим хороший потенциал.

Пока в нашем портфеле этот метод занимает около 2% трафика.

— Как строится комплексная бизнес-модель обслуживания корпоративного клиента, частью которой является прием платежей?

— Если рассматривать торговый эквайринг автономно, становится видно, что он убыточен из-за больших затрат на оборудование и сервис. Но так его никто не рассматривает. У нас большие планы по развитию этого направления, оно стратегическое. Портфель пока относительно небольшой, поскольку Альфа-Банк недавно вернулся в этот бизнес, мы прирастаем практически на такой же ежегодно. У нас сейчас более 200 тыс. клиентов.

Если смотреть на клиента комплексно — РКО, остатки на счетах, кредитование и пр. — бизнес-модель начинает выглядеть совсем по-другому, как только появляется эквайриинг. Счет проявляет большую активность, растут остатки. Клиент становится более понятным и привлекательным для кредитования, поскольку у него другие скоринговые баллы.

Опросы показали, что если мы не будем давать эквайринг, то около 70% клиентов, которые работают в рознице и которым релевантна эта услуга, просто не пойдут в банк или не будут использовать его в качестве основного.

Здесь уже не приходится рассчитывать на остатки или регулярные платежи. Мы получим «спящий» счет, который, может быть, изредка будут использовать для уплаты налогов. Это и побудило нас восстановить услугу эквайринга.

— В последнее время банки активно развивают дополнительные сервисы для юрлиц, например специализированные решения для селлеров на маркетплейсах, участников ВЭД и т.д. Есть ли подобные сервисы в Альфа-Банке и могут ли такие инициативы дать толчок экварийнговому бизнесу?

— У нас большой набор нефинансовых сервисов для клиентов. Суть взаимодействия с e-com для нас — это не только и не столько интернет-эквайринг. Для таких компаний прием платежей стоит не на первом месте.

Согласно различным исследованиям, в России 300 тыс. предпринимателей, торгующих в интернете. По нашим замерам, самостоятельных интернет-магазинов не более 100 тыс. Все остальные просто торгуют на маркетплейсах. Логика понятная — там есть постоянный трафик, решены все вопросы с логистикой, с движением товаров и прочим, за что предприниматели готовы отдавать треть выручки.

У нас привлечение новых клиентов исчисляется тысячами в месяц, при этом конверсия в активных — на уровне 50%. Бывает, появляются какие-то свежие идеи, стартапы, которые получают инвестиции на продвижение, им удается развиваться. Когда нарабатывается портфель клиентов, мы уже видим возрастающий поток транзакций по ним. Но таких компаний относительно немного. Поэтому, если говорить о трендах, то маркетплейсы поглощают другие форматы и консолидируют сегмент интернет-торговли. В целом, в e-com я вижу тренд на платформенное развитие. Самостоятельным игрокам, особенно из малого бизнеса, здесь выживать сложно.

— Насколько остро для отрасли стоит вопрос трансграничных платежей, приема иностранных карт и есть ли здесь какой-то прогресс?

— Есть площадки, по которым ограничения больно ударили, например отели. Есть интернет-магазины, которые раньше продавали в том числе иностранцам. Поэтому запрос есть, и банки ищут способы. Есть и обратная история: некоторое банки подумывали наладить эквайринг в странах, где есть большой турпоток, давать какие-то решения в Турцию, Эмираты и т.д.

Причем вопрос скорее не в авторизации, потому что найти дружественный банк можно. Главная проблема — это стабильные расчеты за рубеж. Как только появляются заметные денежные потоки, к банкам сразу возникают вопросы, в этом основные затруднения. Поэтому пока какого-то системного предложения не появилось ни в Турции, ни в других странах, хотя многие об этом говорили.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ