Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Исследование качества коммуникаций микрофинансовых компаний с инвесторами, подготовленное агентством «БизнесДром» и Институтом развития финансовых рынков, показало: прозрачность раскрытия информации ценится больше всего, и не нужно пытаться «запутать» инвестора.
На недавно прошедшей в Санкт-Петербурге XVII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности инвестициям в МФК была посвящена отдельная секция, в рамках которой состоялся жаркий спор на тему того, как много нужно раскрывать информации потенциальному инвестору.
Выводы исследования очень важны для выстраивания качественной коммуникации с клиентом-инвестором, поскольку позволяют не только посмотреть на проблему с точки зрения конкретной компании, но и увидеть срез рынка — в выборку попало 19 компаний. Аналитики обращали внимание на полноту раскрытия информации на сайте компании, качество и доступность телефонных консультаций, но, наверное, главное — это проверки методом «Тайный покупатель» непосредственно в офисах компаний.
Что касается заочной проверки, то здесь большинство МФК продемонстрировало весьма высокий уровень предоставления информации на сайте и по телефону. Однако нашлись и те, кто по каким-то причинам оказался равнодушным к желанию инвестора разместить в компании крупную сумму или не захотел раскрыть нужную информацию. Например, лишь 11 компаний раскрывают финансовую информацию (данные об уставном капитале, финансовые отчеты) и информацию о руководстве. К сожалению, во всей выборке не нашлось ни одной компании, которая размещала бы у себя на сайте информацию о выполнении нормативов регулятора
У отрасли, несмотря на очевидные изменения в положительную сторону, все еще неоднозначный имидж
Когда же дело дошло до очной консультации непосредственно в офисе, выяснилось, что «хорошистов» и «отличников» из списка менее половины: всего девять компаний. Оказалось, что нередки случаи, когда сотрудники не были готовы вести конструктивный диалог, не проявляли достаточного уровня грамотности и осведомленности о продукте, почему-то акцентировали внимание на предложения конкурентов, не говоря уже о внешнем виде и других важных для клиента факторах. В частности, оказалось, что лишь 13 компаний рассказывают о рисках инвестирования, сотрудники всего девяти организаций поинтересовались о целях инвестирования. Но нашлись и такие микрофинансовые проекты, которые решили завоевать доверие потенциального инвестора очным знакомством с генеральным директором компании.
По итогам работы выяснилось, что все «тайные покупатели» хотели бы продолжить сотрудничество лишь с тремя МФК и лишь один из них — еще с пятью. Данный результат стоит смело назвать неутешительным.
Это исследование очень ценно для нас, тем более что наша компания приняла в нем участие, хотя пока и не вошла в тройку лидеров. С другой стороны, это и хорошо: есть отличная возможность провести тщательный анализ выявленных проблем и, что называется, широким фронтом подойти к их решению. Достаточно поставить себя на место потенциального инвестора, который принес не менее полутора миллионов рублей (хотя на практике эта сумма в среднем больше в 2-3 раза), чтобы понять, что такому клиенту крайне важен сервис, он обращает внимание в том числе и на мелочи. Имеет ли он право на это? Безусловно.
По моему глубокому убеждению, чем больше будет прозрачности в предоставляемой отчетности и дополнительной информации по запросу инвесторов, чем удобней будет найти такую информацию на официальных сайтах компаний и с чем большей готовностью сотрудники МФК будут готовы к коммуникациям с кредиторами, тем лучше. Будем честны — у отрасли, несмотря на очевидные изменения в положительную сторону, все еще неоднозначный имидж. Кроме того, инвесторы напуганы проблемами, с которыми столкнулся в этом году один из лидеров рынка микрофинансирования в России, и справедливо озабочены состоянием отрасли в целом. Они хотят знать о потенциальном объекте инвестиций как можно больше, в том числе через непубличные каналы. Это серьезный вызов для всей индустрии, и мне кажется, что решение проблемы тут единственное: прозрачность, готовность к сотрудничеству и максимальная открытость.
О ключевых трендах на рынке финансирования МСП, о том, как можно «разморозить» банковское кредитование в этом сегменте, а также о том, как развивать малый бизнес и наращивать его долю в ВВП России, «Б.О» рассказал Александр Шустов, генеральный директор Российского центра малого и среднего предпринимательства (РЦМСП), основатель и генеральный директор МФК «Мани Фанни Онлайн»
О том, когда начнет меняться в положительную сторону ситуация с просрочкой МСП и наконец «разморозится» кредитование малого бизнеса, Павлу Самиеву, управляющему директору НРА, генеральному директору компании «БизнесДром», рассказал Александр Шустов, руководитель Российского центра малого и среднего предпринимательства (РЦМСП), генеральный директор МФО «Мани Фанни»
Генеральный директор МФК «Мани Фанни Онлайн» Александр Шустов ответил на вопросы Павла Самиева, генерального директора «БизнесДром» и управляющего директора НРА, о регулятивном арбитраже, развитии рынка МФО, рефинансировании займов и экосистеме для малого бизнеса
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты