Банковское обозрение

Финансовая сфера


26.05.2020 Аналитика
С расчетом на себя

Лизинг вошел в перечень отраслей, которые больше других пострадали от пандемии и могут рассчитывать на меры поддержки со стороны Центрального банка. Но многие лизинговые компании начали менять стратегию работы с клиентами и развивать digital-технологии, не дожидаясь этой поддержки


Из спокойного роста в волатильность

«За прошедший 2019 год лизинговый рынок показал невысокие темпы роста. Хоть розничные сделки и оказывали серьезную поддержку отрасли, корпоративный сегмент сжимался. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы прироста объема нового бизнеса в 2019 году составили 15% (1,5 трлн рублей).

С оценками аналитиков солидарны и крупнейшие игроки. «За год мы заключили около 33,5 тыс. новых договоров с клиентами, что на 15% больше, чем годом ранее. Стоимость имущества по ним составила 133,3 млрд рублей без НДС, а число клиентов увеличилось на 10%, до 28,3 тыс.», — поделился с «Б.О» генеральный директор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер.

Весной 2020 года лизинговые компании начали менять стратегию взаимоотношений с клиентами. Не секрет, что одна из первых отраслей, попавших под удар в связи с пандемией, стала авиация. Но авилизинг и так является одной из самых волатильных отраслей. «В сегменте крупного бизнеса мы уже отработали несколько таких кейсов. Например, предоставили авиакомпаниям “Аэрофлот” и “Ютэйр” отсрочку лизинговых платежей по договорам аренды воздушных судов», — рассказал Дмитрий Ивантер.

По мнению заместителя директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурена Асатурова, авиализинг действительно ощутил на себя наиболее сильное негативное влияние кризиса, поскольку ограничение пассажиропотока и ослабление рубля оказывают прямой сдерживающий эффект на сектор гражданской авиации. «Даже устаревший парк самолетов отдельных крупных авиакомпаний не сможет поддержать рост в текущих условиях. Более того, поддержка авиационному сегменту может быть оказана за счет реструктуризации или кредитных каникул со стороны лизинговой отрасли, что будет оказывать давление на собственную кредитоспособность некоторых лизинговых компаний», — прокомментировал Сурен Асатуров.

Также в связи с резким сокращением перевозок в сложном положении оказался лизинг железнодорожных вагонов. «Автолизингу также несладко, например сфера автоперевозок официально включена в список пострадавших от эпидемии», — добавил генеральный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов.

В целом, большая масса лизингополучателей из пострадавших в результате коронавируса отраслей столкнулась с объективными сложностями проведения платежей по договорам лизинга. Дмитрий Ивантер пояснил, чем чревато это для компаний: «Если лизинговая компания идет навстречу клиенту и переносит срок платежей, она может оказаться в ситуации кассового разрыва. Ей придется обратиться в банк за реструктуризацией».

Лизинговая компания «Европлан» финансирует реализацию мер поддержки из своего капитала. «Другого источника для ее предоставления нет. При этом на текущий момент банки не предоставляют нам отсрочек платежей по кредитам и займам», — сообщил Александр Михайлов. 

О том, что за последние несколько недель поступило множество обращений об отсрочке лизинговых платежей, рассказал и генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев: «Мы идем навстречу клиентам из секторов экономики, наиболее пострадавших во время кризиса. Остальным клиентам мы предлагаем услуги пересчета графиков, при котором погашение тела долга откладывается на несколько месяцев. Естественно, это приводит к изменению графиков и зачастую к удорожанию договоров лизинга. Поэтому не все клиенты пользуются данными возможностями после некоторого раздумья».

Борьба за бизнес

В марте представители рынка решили, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Две лизинговые организации — «Лизинговый союз» и Объединенная лизинговая ассоциация — обратились к правительству РФ с предложениями по мерам поддержки лизинговой отрасли в период пандемии.

Какие меры предложил рынок? 

Во-первых, компании попросили изменить порядок начисления резервов для кредитных организаций. Это упростит банкам реструктуризацию кредитов для лизингодателей, которые, в свою очередь, смогут реструктуризировать договоры лизинга для клиентов.

Во-вторых, компании обратились с просьбой предоставить ускоренное возмещение НДС из бюджета по имуществу, предназначенному для передачи в лизинг, а также рассмотреть возможность отсрочки по уплате НДС. Это, по оценкам экспертов, позволит частично компенсировать недостаток притока платежей от клиентов. 

В-третьих, компании просили увеличить бюджет существующих льготных лизинговых программ Минэкономразвития и Минпромторга, а клиентам из пострадавших отраслей предоставить адресные субсидии, которые помогли бы избежать дефолта по лизингу.

Ведь сегодня особенно уязвимы небольшие компании, считает Дмитрий Ивантер. По его оценке, банк должен создать резервы на возможные потери по ссудам в размере от 20 до 100% кредита в зависимости от своей оценки тяжести финансового положения, в котором окажется лизинговая компания. Через повышение ставки, комиссию за реструктуризацию, штрафы и другие инструменты банк будет вынужден переложить потери на саму лизинговую компанию. «Для ряда лизинговых компаний такая ситуация может привести к серьезным проблемам, вплоть до неспособности продолжать бизнес. Наибольший ущерб понесут те, у кого в портфеле окажется сильная концентрация клиентов из наиболее пострадавших отраслей экономики. А ведь у таких компаний есть своя ниша на рынке, клиенты, сотрудники, и необходимо думать об их поддержке», — пояснил Ивантер.

В итоге Центральный банк внес отрасль в список пострадавших от пандемии. Что это означает для рынка? Прежде всего то, что банки могут не ухудшать оценку качества долга лизинговых компаний, которые реструктурировали платежи своих клиентов, чье финансовое положение ухудшилось из-за пандемии. То есть, если лизинговые компании не смогут полноценно обслуживать кредиты из-за трудного финансового состояния лизингополучатели, они все равно будут надежными заемщиками для кредитных организаций.

Кризис уйдет, технологии останутся

Участники рынка признаются, что наиболее эффективной поддержкой для отрасли будут комплексный подход и применение всех перечисленных мер. Сегодня на первый план вышли способность компаний гибко реагировать на происходящее, проводить качественный скоринг, грамотно управлять своими издержками, а также вести бизнес дистанционно. «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и другие крупные игроки подтвердили, что самоизоляция в условиях пандемии дала серьезный толчок усилению цифровизации бизнеса.

Если лизинговые компании не смогут полноценно обслуживать кредиты из-за трудного финансового состояния лизингополучателей, они все равно будут надежными заемщиками для кредитных организаций

И здесь есть куда расти. Александр Михайлов сказал: «В силу специфики лизингового бизнеса, который строится вокруг имущества, IT-сервисы на нашем рынке не так распространены, как на рынке банковских услуг, но при этом они активно развиваются. Сегодня важно предлагать такие продукты и форматы взаимодействия, которые могут быть востребованы клиентами. Например, мы начали оказывать автоуслуги по любому транспортному средству по счету-договору, что максимально упрощает процедуру для наших клиентов».

«ВТБ Лизинг», где активно переводят продукты в онлайн-среду, по словам руководителя компании, в марте приняли на 40% больше онлайн-заявок по сравнению со средними значениями января-февраля этого года.

Сохраняя оптимизм

Что касается рынка в целом, то ожидания игроков по нему можно охарактеризовать как «умеренно-негативные»: по прогнозам, рынок сократится по итогам года на 10–20%. По оценкам агентства НКР, спад нового бизнеса в отдельных сегментах лизинга может достичь 20–30%. «При этом мы ожидаем сокращения и совокупного лизингового портфеля компаний по итогам года на 10–15%. Это произойдет впервые с 2015 года», — заявил директор — руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин. По его мнению, полноценное восстановление экономической активности может начаться не ранее второго полугодия. В связи с этим свои инвестиционные программы бизнес начнет постепенно восстанавливать лишь в ближе к концу года.

Впрочем, участники рынка не теряют оптимизма. По мнению Дмитрия Ивантера, в ситуации экономического спада и недостатка средств, необходимых для развития бизнеса, инструмент лизинга станет еще более востребованным среди клиентов.

Как считает Сурен Асатуров из АКРА, меньшие потери ожидают те лизинговые компании, которые могут рассчитывать на помощь со стороны государства или оперируют в рамках крупных финансово-промышленных групп. «На сегодняшний день таковых немало, больше половины рынка, и этот факт будет несколько смягчать возрастающие экономические риски», — резюмировал Сурен Асатуров.







Читайте также

Сейчас на главной