Финансовая сфера

Банковское обозрение


07.05.2020 Аналитика
В отрицательной зоне

Несмотря на сокращение корпоративных лизинговых сделок, объем нового бизнеса в 2019 году вырос на 15%. Поддержку рынку оказали розничные сегменты и укрепление рубля, вследствие которого лизинговые компании активнее привлекали валютные кредиты. В 2020 году снижение инвестиционной активности предприятий из-за изменившейся макроэкономики приведет к сокращению рынка на 10–20%


По итогам 2019 года объем нового бизнеса лизинговых компаний составил 1,5 трлн рублей, показав минимальный за последние четыре года темп прироста в 15%. Основной причиной замедления роста лизингового рынка стало падение на 5% объемов корпоративных сделок, к которым Агентство относит железнодорожный и авиализинг, сделки с морскими и речными судами, а также с недвижимостью. Так, железнодорожный сегмент показал отрицательную динамику (более 25%) вследствие стагнации объемов погрузки на железнодорожных путях из-за падения цен на уголь и последовавшего роста профицита некоторых видов вагонов. Значительное сокращение объема нового бизнеса было отмечено и в авиасегменте (–28%), что было вызвано прежде всего снижением поставок в лизинг самолетов «Сухой».

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования лизинговых компаний

Сегмент недвижимости вырос более чем в 3 раза, а его доля в объеме нового бизнеса за прошлый год составила около 6% рынка против 1,6% годом ранее. Положительную динамику показал сегмент морских и речных судов, увеличивший долю с 4 до 10% за 2019 год. Однако, несмотря на то что лизинговые сделки с водным транспортом и недвижимостью показали рост, они не смогли удержать корпоративный сегмент от падения. На фоне сокращения объема корпоративных сделок остальные сегменты, напротив, продолжают показывать двузначные темпы прироста: +30% по сравнению с прошлым годом, при этом автолизинг вырос на 26%, строительная и дорожно-строительная техника — на 36%, а сельскохозяйственная техника и скот — на 25%.

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования лизинговых компаний

Лидером рынка по объему нового бизнеса за 2019 год стала компания «Сбербанк Лизинг», в том числе за счет крупных сделок с недвижимостью. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), имеющая крупнейший по объему лизинговый портфель, заняла вторую позицию, показав сокращение бизнеса на 6%. Третье место в рэнкинге второй год подряд удерживает «ВТБ Лизинг». Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировал «Райффайзен-Лизинг», объем нового бизнеса которого увеличился на 67% по сравнению с 2018 годом.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2019 года года

Место по новому бизнесу

Наименование компании

Рейтинг кредитоспособности от агентства «Эксперт РА» на 31.03.2020

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2019 год, млн рублей

Темпы прироста нового бизнеса за 2019 год, %

Сумма новых договоров лизинга за 2019 год, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.01.2020, млн рублей

01.01.2020

01.01.2019

1

2

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

 

207 429

6

362 983

775 156

2

1

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)

 

201 677

–6

314 203

1 097 946

3

3

«ВТБ Лизинг»

ruAA-

133 288

–16

208 451

580 141

4

6

«ВЭБ Лизинг»

 

91 699

56

174 235

417 349

5

4

«ЛК «Европлан»

 

85 137

16

н.д.

108 440

6

5

«Альфа-Лизинг» (ГК)

 

59 862

–6

89 200

156 995

7

7

«Газпромбанк Лизинг»

 

59 850

18

91 728

241 832

8

8

«Балтийский лизинг» (ГК)

ruA

53 952

27

76 678

65 204

9

10

«РЕСО-Лизинг»

ruA+

51 245

49

80 084

72 570

10

9

«Сименс Финанс»

 

45 671

17

66 302

70 222

11

11

«ЮниКредит Лизинг»

ruAAA

27 619

18

38 033

47 233

12

12

«Мэйджор Лизинг»

 

26 826

23

43 858

37 140

13

13

«CARCADE Лизинг»

ruA-

24 548

19

35 526

29 514

14

-

«РЕЙЛ1520» (ГК)

 

22 461

2 135

10 506

15

17

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ»

 

22 189

57

33 485

43 434

16

15

АО «Росагролизинг»

ruA

21 684

38

27 307

56 553

17

-

«Открытый лизинг»

 

19 200

–-

34 102

28 927

18

-

«Фольксваген Груп Финанц»

 

18 699

28 767

21 341

19

16

«Элемент Лизинг»

 

17 320

22

25 576

19 539

20

20

«Райффайзен-Лизинг»

 

16 832

67

24 447

27 031

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования лизинговых компаний

Если сравнивать объемы и динамику лизингового бизнеса с банковским кредитованием, то, по нашему мнению, корректнее сопоставлять объем нового бизнеса не с общими выдачами кредитов корпоративным заемщикам, а с инвестиционным кредитованием. Как правило, инвестиционные кредиты идут на модернизацию и расширение производства, поэтому по своему назначению более близки к лизингу и нередко сопоставляются с ним. Ввиду того что в России отсутствует подробная статистика по инвесткредитованию, отчасти аналогом данного финансирования могут выступить банковские кредиты, входящие в состав инвестиций в основной капитал. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года объем выдачи таких кредитов составил 1874 млрд рублей, а его динамика заметно коррелирует с объемом нового бизнеса, который более чувствителен к снижению инвестиционной активности в экономике. На протяжении последних лет лизинг сокращал отставание от объема выдаваемых кредитов, направленных на инвестиции в основной капитал, но по-прежнему уступает им, в то время как в отдельных странах (например, в Польше, которая по объему рынка сопоставима с Россией) стал превышать объем инвесткредитов.

Источник: «Эксперт РА», данные Росстата

Пока крепчал рубль

Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, доля которых в профинансированных средствах составляла не менее 60% на протяжении последних четырех лет. По данным Банка России, при оценке ежемесячной динамики выданных кредитов лизинговым компаниям1 отмечается их резкий рост в ноябре 2019 года (на сумму, эквивалентную 63 млрд рублей), во многом обусловивший рост корпоративных сделок, которому сопутствовало увеличение доли валютных выдач (10% за 2019-й против 2,5% годом ранее).

Источник: «Эксперт РА», данные Банка России

Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, доля которых в профинансированных средствах составляла не менее 60% на протяжении последних четырех лет

По нашему мнению, рост валютных кредитов на фоне укрепления курса рубля и снижения кредитных ставок в прошлом году может свидетельствовать о реализации части отложенного спроса со стороны клиентов на сделки с иностранным оборудованием. в предыдущие годы объем таких сделок снижался, во многом они были точечными и совершались в периоды кратковременного укрепления рубля либо ввиду крайней необходимости в таком оборудовании из-за отсутствия достойных аналогов в России. Учитывая девальвацию национальной валюты в марте 2020 года, привлечение данных кредитов несет повышенные риски для лизинговых компаний. Проблемы с обслуживанием валютного долга возникнут у авиакомпаний (вследствие падения пассажироперевозок) и компаний, занимающихся добычей и транспортировкой угля и нефти, цены и спрос на которые продолжают снижаться.

Пессимизм нарастает

  • Исходя из рисков для экономики, возникших вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, мы видим два сценария развития ситуации в 2020 году*: умеренно негативный и кризисный. Наиболее вероятной мы считаем реализацию умеренно негативного сценария, предполагающего снижение среднегодовой цены на нефть марки Brent до 40–45 долларов за баррель, а также превышение таргета по инфляции в 4%, установленного Банком России, на фоне ослабления курса национальной валюты.

Таблица 2. Ключевые предпосылки прогноза на 2020 год

Индикатор

Умеренно негативный сценарий

Кризисный сценарий

Цена нефти марки Brent, долларов за баррель (среднегодовая)

40–45

<35

Темп прироста реального ВВП, %

0–0,5

<–1,5

Уровень инфляции по итогам года, %

4–5

>7

Источник: прогноз рейтингового агентства «Эксперт РА»
* материал подготовлен 13 апреля 2020 года

Мы не исключаем и реализацию кризисного сценария. Несмотря на достижение новых договоренностей по возобновлению сделки ОПЕК+, нефтяные цены по-прежнему далеки от уровня, заложенного в бюджете на 2020 год (42,45 доллара за баррель). Кроме того, продолжительное поддержание курса рубля в текущем ценовом диапазоне может стать экономически невыгодным для Банка России, так как будет ускоренно истощать резервы. Отказ от валютных интервенций на фоне слабых цен на нефть приведет к значительному обесценению национальной валюты и активирует условия для наступления кризисного сценария, реализацию которого мы ожидаем при среднегодовой цене на нефть марки Brent ниже 35 долларов за баррель.

По «вирусному» сценарию

Если 2019 год характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования для лизинговых компаний на фоне укрепления рубля, то в текущем году ситуация во многом будет диаметрально противоположной. При умеренно негативном сценарии мы ожидаем, что железнодорожный сегмент продолжит сокращаться вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД (–2,8% за январь-февраль 2020 года относительно аналогичного периода прошлого года). Основной причиной снижения погрузки во многом являются падение спроса на ключевые грузы — каменный уголь (–8,4% за январь-февраль текущего года), а также нефть и нефтепродукты (–2,1% за аналогичный период). При этом сокращение погрузки данных товаров в текущем году усилится ввиду усугубляющихся рисков для российской экономики из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ценовой войны на нефтяном рынке. Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Влияние этих факторов приведет к сжатию железнодорожного сегмента на 40%. При этом профицит вагонов и неопределенность относительно прогнозного объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны железнодорожных операторов на оперативный лизинг.

Драйверу рынка — автолизингу — из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей будет сложно показать темпы прироста более 5

Ослабление рубля и ограничения на полеты из-за пандемии коронавируса окажут давление на объем пассажирских перевозок, что в итоге приведет к росту убытков авиакомпаний и замораживанию их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка. В этой связи динамика авиализинга будет слабой в этом году, однако относительно базы 2019 года (самой низкой за последние семь лет) мы ожидаем небольшое восстановление (не менее +5%) ввиду закрытия сделок, начатых в прошлом году. Вместе с тем ситуация в авиаотрасли существенно ухудшится в случае продления ограничений на полеты из-за пандемии, что приведет к реструктуризации лизинговых договоров.

Драйверу рынка — автолизингу — из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей будет сложно показать темпы прироста более 5%. При этом удорожание стоимости среднего автомобиля, в том числе из-за повышения утилизационного сбора, не сможет компенсировать объему нового бизнеса спад лизинговых продаж ЛК. Обеспечить кратковременный всплеск спроса на лизинг автомобилей может волатильность рубля вследствие ожиданий дальнейшего подорожания машин, а госсубсидии в случае увеличения их объема окажут поддержку рынку, но не переломят негативный тренд. Снижение инвестиционной активности представителей МСБ из-за изменившейся макроэкономической ситуации ударит по спросу на лизинговые услуги. Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, покажут отрицательные темпы прироста (–13% против +69% в 2019 году) из-за высокой базы в сегментах недвижимости, а также морских и речных судов. В итоге объем НБ по итогам 2020 года сократится на 10% и не превысит 1,4 трлн рублей. При этом меньшие темпы сокращения возможны только за счет крупных сделок, динамика которых не будет отражать реальное состояние всего рынка.

Если говорить про кредитоспособность отдельных игроков, то наибольшие риски по-прежнему сосредоточены в крупных корпоративных сегментах (железнодорожный, авиа-, водный транспорт). Однако во многом данные компании являются государственным либо контролируются окологосударственными структурами, поэтому такие лизингодатели могут рассчитывать на господдержку. Кроме того, в случае ухудшения ситуации с поступлениями лизинговых платежей от клиентов все более вероятными будут реструктуризации кредитных договоров и предоставление кредитных каникул для таких лизинговых компаний. Среди розничных игроков крупных банкротств мы не ожидаем, так как опыт работы с автомобилями в кризис у них в основном весьма значителен, а концентрация на клиентах невысока, при этом ряд игроков при необходимости может рассчитывать на поддержку со стороны материнских структур (банков, страховых компаний, производителей оборудования и пр.).

В случае реализации кризисного сценария сокращение объема нового бизнеса по итогам 2020 года может составить более 20%, его абсолютный размер при этом не превысит 1,2 трлн рублей.


1. Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам — резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях по ОКВЭД2 «77-Аренда и лизинг».






Читайте также