Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский ответил на вопросы «Б.О» об итогах 2019 года
— Чем вам запомнился 2019 год? Какие серьезные изменения на финансовом рынке вы можете отметить?
— В уходящем 2019 году в финансовой индустрии произошло много знаковых изменений. Из основных я бы выделил введение пропорционального регулирования, переход на новую модель финансирования строительства жилья через эскроу-счета, сбор биометрии для развития дистанционных каналов обслуживания, запуск Системы быстрых платежей, расчет показателя долговой нагрузки.
Еще одна важная тема, которая волнует не только финансовый рынок, но и всех нас как клиентов кредитных организаций, — это информационная безопасность и защита персональных данных. Риски, связанные с ростом киберугроз, требуют эффективного реагирования. В декабре 2019 года в Комитете Ассоциации по информационной безопасности мы обсуждали подходы к управлению рисками в кибербезопасности.
— Каковы сейчас системные проблемы в банковской сфере?
— На мой взгляд, это сохранение высокой регуляторной нагрузки и сложная конкурентная среда. Постоянно меняющиеся регуляторные требования — расчет ПДН в потребительском кредитовании, риск-ориентированный подход в управлении киберрисками, новые формы отчетности при переходе на МСФО — увеличивают нагрузку на кредитные организации и требуют ресурсов для перенастройки технологических процессов.
Что касается развития конкурентной среды, то мы видим, что растет число регионов, в которых доминируют банки с госучастием и крупные федеральные банки. На фоне общего снижения маржинальности и увеличения уровня расходов на регуляторные требования в борьбе за клиента выигрывает тот, кто обладает доступом к недорогим ресурсам. Такие ресурсы предоставляет государство в рамках своих программ, но не все банки могут участвовать в них. Одна из мер, предложенная Ассоциацией для выравнивания конкурентных преимуществ, — это создание системы доступа к публичным ресурсам на основе рейтинга.
— Как развивается диалог с ЦБ РФ и правительством, заметна ли общая готовность решать проблемы?
— Нам удалось выстроить конструктивный доверительный диалог с Банком России. Эта большая кропотливая работа идет на нашей площадке через комитеты Ассоциации. Могу сказать, что нас слушают, слышат и все чаще просят представить экспертное мнение по разным вопросам. Например, мы плотно работали с Минстроем и Банком России над доработкой нормативной базы при переходе на новый механизм проектного финансирования. В итоге круг банков, уполномоченных работать с застройщиками и открывать эскроу-счета, расширился в два раза.
Уже принято решение о совместной работе по проведению инвентаризации форм отчетности
На последнем Совете Ассоциации с участием председателя Банка России обсуждались вопросы оптимизации отчетности кредитных организаций. Насколько я знаю, уже принято решение о совместной работе по проведению инвентаризации форм отчетности. Эта работа позволит выйти на оптимальный объем информации для регулятора, который могут обрабатывать банки с универсальной и базовой лицензией.
— Какие планы у Ассоциации на 2020 год?
— В 2020 году Ассоциация отметит свое 30-летие, и этот юбилейный год пройдет в работе над многими проектами и инициативами. В мае на Съезд выносим Основные направления работы Ассоциации на ближайшие три года. Сейчас мы заканчиваем работу над докладом по саморегулированию в банковском секторе и вынесем его на обсуждение Совета Ассоциации в январе 2020 года.
Также продолжается работа над законопроектом о рейтингах. Наши юристы проанализировали объем требований, которые сегодня предъявляются к банкам в рамках действующего законодательства, и предложили комплексный подход к системе доступа к публичным ресурсам на основе рейтинга кредитных организаций. Для реализации этого законопроекта потребуется внести изменения в 23 закона и четыре кодекса — гражданский, бюджетный, жилищный, градостроительный. Первые обсуждения с госведомствами показали, что это будет непростой диалог, но мы намерены двигаться постепенно, осознавая, что это серьезный шаг к выравниванию конкурентной среды на финансовом рынке.
Где должна проходить граница регулирования в условиях активной фазы цифровизации финансового рынка? Что меняется в банковской системе, в экономике? Своим мнением об этих и других проблемах российского рынка с «Б.О» поделился Михаил Сухов, профессор Банковского Института НИУ ВШЭ, до 2016 года зампред Банка России
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка