Банковское обозрение

Финансовая сфера


30.09.2020 Аналитика
Система быстрых…

Каково состояние СБП сегодня и что будет происходить с ней в ближайшее время? Этот вопрос обсуждался на прошедшем 15 сентября ПЛАС-форуме «Трансформация платежного бизнеса 2020»


СПБ сегодня

Дмитрий Колесников, начальник управления инноваций Национальной системы платежных карт (НСПК), озвучил следующие цифры. К Системе подключен уже 141 банк, к ней обращались 8 млн пользователей, суммарный оборот составил 340 млрд рублей. На полную мощность вышел первый и наиболее популярный платежный с2с-сценарий. Что касается развития каналов c2b и b2с — ЦБ рассматривает их как части единой платежной подсистемы и просит банки при подключении обеспечивать готовность к запуску обеих опций. В проекте изменений к Положению 595П Центробанка обозначены сроки обязательного подключения банков к этим каналам: с 1 июля 2021 года для системно значимых банков и с февраля 2022 года — для всех остальных. 

Дмитрий Колесников, начальник управления инноваций НСПК. Фото: Plus-Forum

Сегодня платежный сценарий b2с, механика которого сходна со сценарием с2с, реализуется пользователями в области микрозаймов, страховых возмещений, выплаты заработной платы. 

Но особенно быстрый рост трафика наблюдается в c2b-канале. Эту опцию поддерживают 16 банков, быстро растет количество пользующихся сервисом торговых предприятий, за один только август оборот удвоился и составил 218 млн рублей, а за весь период работы c2b-канала — 720 млн рублей. На слайде — статистика наиболее популярных направлений платежей за август.

Дмитрий Колесников акцентировал внимание на экосистемной концепции СБП: фактически СБП — это инфраструктура для встраивания в нее все новых и новых сервисов. И если на начальных этапах инициатива ее развития была в руках Банка России, то в будущем, по мере того как Система будет демонстрировать свои преимущества и укореняться, ожидается все больше инициатив и внедрений со стороны других заинтересованных игроков: банков, финтех-компаний, крупного ретейла. Механика c2b-платежей следующая. Покупатель отложил товар в корзину на сайте продавца или подошел к кассе, и кассир соответствующим образом среагировал. В ответ на эти действия магазин получает через СБП платежную ссылку на свой банк. А дальше задача магазина — любым технически возможным способом доставить ссылку на смартфон покупателя: отправить ссылку электронным сообщением, дать QR-код, разместить кнопку на сайте, если есть свое приложение, разместить кнопку на нем и т.д. — простор для творчества огромный.  

Идеальный вариант — передача ссылки напрямую на смартфон покупателя с последующим автоматическим платежом. Но такое возможно лишь в случае интеграции между магазином и платежным приложением на смартфоне. Это то, к чему будут эволюционировать все платежные сценарии: отсутствие действий со стороны пользователя. Перспективной видится также интеграция СБП с системами лояльности. В ближайшем будущем ожидается много интересных решений как от юрлиц — пользователей СБП, так и от эквайеров. 

Парад кейсов C2B

Георгий Коннов, директор направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка, поделился опытом первых подключений к СБП/c2b. Интеграция юрлица с банком предельно простая. Чтобы обеспечить эту простоту, банк создает собственные API-решения под разные индустрии. Фактически подключиться к сервису проще, чем подключиться к эквайрингу и интернет-эквайрингу. Решения недорогие, поскольку не требуют изменений в IT-инфраструктуре юлрица. Механика работы сервиса следующая. Интегрированная с c2b-решением касса обращается в банк, тот генерирует QR-код, код выводится в предчек или на экран, покупатель сканирует, касса запрашивает у банка подтверждение платежа, затем товар передается покупателю. Особое внимание Георгий обратил на важность непрерывного UX в приложении пользователя. Будут ли покупатели пользоваться СБП и в каких масштабах — зависит от того, как позаботится магазин о продвижении СБП. Логотип СБП и QR в поле зрения посетителя, информирование покупателей и обучение продавцов, слоган «Нет карты — оплати через смартфон!» значительно поднимают обороты по СБП. Георгий привел впечатляющие графики роста среднего чека по СБП, роста количества оплат и роста оборота от недели к неделе. Показатели уверенно росли в июле, а в августе буквально взлетели. Осенью Райффайзенбанк ожидает тех же темпов роста и аншлага подключений к СБП торгово-сервисных предприятий. Зарабатывает ли банк Райффайзенбанк на c2b-платежах через СБП? Не всегда. Но по крайней мере не несет убытки, в отличие от эквайринга, который приходится дотировать на крупные суммы. 

 

 

Виталий Копысов, директор по инновациям СКБ-банка, имея богатый опыт партнерства с финтех-компаниями, озвучил следующий прогноз: в области СБП/c2b конец 2020 года и весь 2021 год станут временем триумфа финтех-компаний, которые перехватят инициативу у банков и начнут вытеснять их из сферы непосредственной работы с ретейл-клиентами. В конце концов за банками останется только платежное API. Основания для прогноза — заточенность финтеха на инновационные решения и креативная, не скованная стереотипами мысль молодого поколения. Виталий привел несколько кейсов QR-решений для c2b, рекордно быстро созданных финтехами и интегрированных в IT-инфраструктуры торгово-сервисных предприятий (ТСП). Среди своих собственных разработок Виталий упомянул, в частности, решения на основе старой операционной системы Android 4.2, коих у населения и предпринимателей накопилось великое множество, так что ими легко можно оснастить штат мобильных продавцов. 

Виталий рассказал также о готовящемся прорывном решении, при котором QR-код выполняет роль универсального средства идентификации и вызова приложений на смартфон для самых разнообразных типов безналичных платежей. Решение основано на том, что в QR-код зашита ссылка на веб-платформу, интегрированную не только с СБП, но и с Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay. Решение дает возможность не устанавливать приложение на смартфон, а переместить его в web-среду. 

NFC или «куайринг»?

Впервые неологизм «SoftPOS» зазвучал на российском рынке в 2019 году после презентации на выставке Finopolis 2019 нового решения «POS без железа» для российского бизнеса. Довольно быстро несколько российских компаний подхватили идею и начали создавать свои собственные SoftPOS-решения. Все они задействовали технологию NFC. Если попытаться прочитать «SoftPOS» буквально, то под него подпадут любые варианты замены POS-терминалов на программное обеспечение. Однако ввиду неустоявшейся терминологии одни специалисты называют решениями SoftPOS только технологии, основанные на NFC, другие относят к SoftPOS также вариант со сканированием QR-кода. Для торгово-сервисных предприятий оба решения имеют сходные преимущества по сравнению с классическим эквайрингом: не требуются дорогое POS-оборудование и расходы на его эксплуатацию, регистрация клиентов в банке происходит гораздо быстрее, комиссия за услугу ниже, а интеграционные решения проще и дешевле. 

Немало плюсов имеют решения и для банков: более низкие по сравнению с эквайрингом операционные расходы, нет связанных с оборудованием рисков, появляется возможность дотянуться до недоступного прежде сегмента самозанятых и можно опереться на поддержку в продвижении со стороны финтеха, занимающегося автоматизацией «последней мили» на стороне ретейла. 

Однако при всем «функциональном» сходстве для пользователей QR- и NFC-решения принципиально различаются технически. Разнятся они и в своем позиционировании относительно СБП: если «куайринг» развивался в России основном в русле развития СБП, то развитие российского рынка NFC-SoftPOS шло своим собственным путем, имеет зарубежные корни и в отношении СБП разные компании могут держать курс как на интеграцию, так и на конкуренцию. 

По оценке Виталия Копысова, СБП — наиболее совершенное решение в мировой платежной индустрии, и за ним будущее на протяжении чуть ли не всего XXI века. Можно ли, однако, ожидать беспристрастной оценки от одного из наиболее активных участников проекта по созданию СБП в России? Сегодня, во всяком случае, российский рынок привязанных к зарубежным платежным системам NFC-SoftPOS также показывает быстрый рост. 

Всмотримся в будущее

Какие возможны прогнозные предположения о перспективах СБП? С большой долей уверенности можно ожидать опережающего развития системы на фоне мировой платежной индустрии. Этому благоприятствуют несколько факторов. Во-первых, высокий, а подчас и лидирующий уровень цифровизации российского банковского сектора и соответственно готовность к быстрому внедрению новых функционалов СБП и ее «надстроек». Во-вторых, высокий уровень российского финтеха. В-третьих, как отмечают эксперты на форумах последних двух лет, сложившаяся повышенная восприимчивость населения к инновациям в финансовом секторе, более низкий по сравнению с другими странами уровень консерватизма и инерционности. В-четвертых, благоприятствующие развитию СБП последствия пандемии. Изоляционные меры властей, хотя и притормозили ряд интеграционных проектов с ретейлом и банками, в долгосрочной перспективе оказали стимулирующее воздействие на проникновение цифровых технологий как в бизнес (удаленные рабочие места, онлайн-сделки, миграция серверных функций в облако), так и в повседневную жизнь населения (цифровые пропуска, дистанционные заказы на доставку продуктов и товаров). Как метко выразился в своем выступлении на Столыпин-форуме Александр Аузан, из пандемии мы вынырнули в платформенный капитализм. Наконец, в-пятых, ввиду складывающейся после коронавирусного кризиса геоэкономической обстановки с большой долей вероятности протекционистская политика регулятора в отношении СБП будет только усиливаться. Что же касается развития характеристик самой СБП, то здесь значение будут иметь два тренда платежной индустрии. С одной стороны, упрощение пользовательских интерфейсов вплоть до устранения явно представленного интерфейса. С другой — обогащение платежной системы большим количеством полезных потребителям дополнительных функций, в том числе не связанных с платежами напрямую.

 

Алексей Курзяков, директор по развитию цифрового бизнеса ОТП БанкаАлексей Курзяков, директор по развитию цифрового бизнеса ОТП Банка

Система быстрых платежей очень быстро преобразует платежное пространство РФ. Единообразие клиентского пути перевода по номеру телефона во всех банках приводит к демонополизации отдельных игроков на этом рынке. Мы также развиваем этот канал для наших клиентов, подключая переводы, оплату услуг и сервисов по QR-коду, и внимательно следим за нововведениями, которые предлагает НСПК, чтобы найти оптимальные решения для создания удобного пространства по управлению финансами в мобильном приложении и интернет-банке.

Важный вопрос сегодня — как быстро будет распространяться сервис с2b в качестве замены эквайринга. На данный момент его внедрение не выглядит привлекательным как для банков, так и для пользователей карт, так как у банков нет возможности выплачивать кэшбэк по операциям в большом объеме. От внедрения c2b при этом, конечно же, выигрывают торгово-сервисные предприятия за счет снижения комиссий на эквайринг. Вполне вероятно, что Банку России каким-то образом придется стимулировать крупнейших эквайеров на использование СБП и развитие этого предложения.

Еще один вопрос, который интересует многих участников рынка, — b2c и зарплатные клиенты. С точки зрения потребителя, выгода очевидна — технология дает большую степень свободы сотруднику, который может указать любой банк для получения зарплаты. При этом многие люди уже самостоятельно разработали для себя альтернативные способы пополнения счета в том банке, в котором они хотят обслуживаться. С учетом интересов таких клиентов, которые хотят пользоваться услугами определенного банка вне зависимости от предложенного работодателем, создаются такие сервисы, как пополнение счета с карты другого банка на сайте или в мобильном приложении (такое есть в ОТП) либо возможность внести деньги на счет через сеть партнеров (или без комиссии). Тем не менее уверен, что технология b2c будет очень интересна банкам, которые продают индивидуальные зарплатные проекты, и станет для них зоной развития бизнеса.