Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На вопросы «Б.О» о кредитования малого и среднего бизнеса, тенденциях рынка, перспективах развития направления в Банке ответил Максим Световцев, начальник управления по развитию малого и среднего бизнеса ОТП Банка
— Максим, в 2017 году самыми востребованными кредитными продуктами на российском рынке МСБ были кредитные линии и овердрафты, направленные на финансирование оборотного капитала и ликвидацию кассовых разрывов. Как развивается это направление в ОТП Банке? Объем, динамика, структура кредитного портфеля СМБ?
— Активно кредитовать малый бизнес мы начали в этом году, поэтому объемы пока небольшие, но динамика хорошая. Мы усиливаем привлечение клиентов МСБ, наращиваем объемы кредитования. Структура кредитного портфеля соответствует рынку — наибольшим спросом пользуются кредиты на пополнение оборотных средств. Кредиты на инвестиции тоже выдаются, но в нашем кредитном портфеле их не более 10–20%. Это длинные кредиты, берут их, как правило, производственные компании, например, на приобретение дорогостоящего оборудования. В целом же, рынок МСБ состоит в большей степени из торговых предприятий.
Если говорить о нашей продуктовой линейке, то у нас есть все основные виды кредитных продуктов: овердрафт, кредит на пополнение оборотных средств, инвестиционный кредит, гарантии и так далее. Тем не менее сейчас около 60–70% наших заемщиков кредитуются через овердрафт или кредит на пополнение оборотных средств.
— Каков размер годовой выручки заемщиков ОТП Банка и как он коррелирует с размером выдаваемого кредита, сроками?
— Наш сегмент кредитования — это клиенты с годовой выручкой около 300 млн рублей в регионах и до 500 млн рублей в Москве. Корреляция размера кредита с выручкой прямая — чем выше выручка, тем больше сумма кредита. Средняя сумма на текущий момент — 1,5–2 млн рублей, средний срок — от 12 до 18 месяцев.
— Поговорим о привлечении клиентов. Используются ли с этой целью онлайн-каналы?
— Онлайн-каналы мы запустили недавно, и пока они дают не более 10%. Эффективность таких каналов находится в прямой связи с объемом контекстной рекламы. В этом году большие расходы в бюджете по данной статье не предусматривались. Основная масса клиентов по-прежнему привлекается прямыми продажами, то есть сотрудниками отделений. Такой подход на сегодня оправдан, поскольку у ОТП Банка достаточно большая база действующих клиентов с открытыми расчетными счетами, которым контекстная реклама не нужна.
Именно за моделями привлечения клиентов через удаленные каналы — будущее кредитования
— Считаете ли вы перспективными онлайн-продажи кредитов?
— Однозначно — да. На мой взгляд, именно за моделями привлечения клиентов через удаленные каналы — будущее кредитования. На начальной стадии это, конечно, означает определенные инвестиции в IT-инфраструктуру, но потом и привлечение новых клиентов, и их обслуживание становится экономически выгодным. Поэтому ОТП Банк, конечно, планирует развивать свою инфраструктуру в этом направлении, но сначала обкатаем рабочие процессы, реализацию кредитных продуктов в рамках пилотного проекта.
— Каким требованиям должен отвечать субъект МСБ, чтобы ОТП Банк выдал ему кредит?
— Главное требование — стабильность бизнеса. Второй, тоже очень важный фактор — открытость перед ОТП Банком. С микробизнесом в этой части есть определенные проблемы. Ведь чем больше бизнес, тем он прозрачней, поскольку сдается официальная отчетность, публикуется баланс, отчет о прибылях и убытках. В случае малого бизнеса мы имеем дело с упрощенными видами налогообложения, фактически с отсутствием официальной отчетности, и, когда такой клиент приходит в ОТП Банк за кредитом, применяются разные методики.
— Какие именно?
— Если сумма кредита маленькая — 3–5 млн рублей, используется скоринг в целях анализа поведенческих паттернов клиента, то есть методика, близкая той, что применяется при розничном кредитовании. Например, клиент — индивидуальный предприниматель, который занимается ремонтом обуви три года, на одном месте, работает один, просроченных кредитов нет; на основании этой информации принимается решение, какой кредит ему можно выдать.
— Предполагается, что у клиента должна быть кредитная история?
— Необязательно, но если таковая имеется, это способствует положительному решению о выдаче кредита. Например, у клиента уже есть кредит в другом банке, и он его регулярно погашает. Такому клиенту можно предложить кредит на ту же сумму, но с более низкой ставкой — на рефинансирование. В этом случае основной упор делается не на анализ финансового состояния бизнеса клиента, а на то, как он обслуживает кредит.
— А другие методики оценки открытости клиента?
— Второй подход предполагает, что клиент предоставляет ОТП Банку данные отчетности, которую ведет для себя, а не для государства или налоговой инспекции — например, тетрадку с записями, чеки. Методы оценки таких источников информации различны, самый простой — чисто зрительный. Если записи в тетради сделаны разным почерком, выполнены разными ручками, значит, это не вчера ночью написано, специально для ОТП Банка. Третий подход можно использовать, когда клиент участвует в госзакупках. Если государственные контракты стабильно исполняются, можно спокойно выдать такому клиенту кредит.
— Что делается в ОТП Банке в части персонализации услуг?
— У нас не такие большие объемы, как у крупных банков, поэтому, если имеется такая потребность, мы имеем возможность работать с клиентом персонализированно, в том числе предоставлять ему персонального менеджера.
— Автоматизирована ли процедура принятия решений по кредитованию МСБ?
— Процедура автоматизирована в плане расчета ряда финансовых показателей потенциального заемщика, но само решение принимает специалист. Мы только приступаем к тиражированию процесса по кредитованию, это вопрос будущего.
— Нефинансовые сервисы — тоже инструмент в конкурентной борьбе. Какие нефинансовые сервисы может предоставить ОТП Банк своим клиентам?
— У нас есть все то, что предлагается на рынке: онлайн-бухгалтерия, юридический сервис, мобильный банк, интернет-банк. В проработке — антивирусная защита, CRM-системы.
Мы только приступаем к тиражированию процесса по кредитованию, это вопрос будущего
— Насколько популярны нефинансовые сервисы среди клиентов?
— Недавно проведенное исследование рынка показало, что клиенты уже привыкли к продаже банками нефинансовых сервисов. Вместе с тем констатировать, что подавляющая масса клиентов уже покупает такие продукты, нельзя. В нашем случае это около 20%.
— Эти сервисы всегда платные или могут быть бонусами?
— Нефинансовые сервисы могут включаться в комплексный пакет услуг, при этом действует традиционный подход: чем больше услуг, тем они дешевле. Если говорить о рынке в целом, то бесплатные нефинансовые сервисы в дополнение к открытому счету используются как метод привлечения новых клиентов на РКО.
А вот заемщикам мы предлагаем бонусом к выдаче кредита бесплатные сервисы, например пакеты РКО или сервис по проверке контрагентов бесплатно на год, скидки на эквайринг и повышенные ставки по депозитам.
— Открытие счета — насколько этот процесс в вашем банке легок для малых предприятий? Есть ли какой-то упрощенный вариант?
— Для открытия счета клиенту нужно собрать документы и приехать в ОТП Банк. Из дополнительных сервисов, способных облегчить этот процесс, — приезд клиентского менеджера к клиенту и помощь в сборе необходимых документов. Вместе с тем мы думаем над тем, как предоставить клиенту полный сервис, чтобы он оставлял заявку, а наши специалисты приезжали к нему с пакетом готовых документов на подпись. В будущем же, когда регулятор разрешит использование ЭЦП, вообще никто никуда не будет ездить — ни клиент в Банк, ни представители ОТП Банка к клиенту.
— В заключение традиционный вопрос: в каком направлении вы планируете развивать кредитование МСБ?
— Планируем двигаться в направлении максимальной автоматизации и цифровизации процессов, переходить на привлечение клиентов в онлайне, скоринговые методики. Это не ближайшая перспектива, конечно, но и не отдаленная.
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты