Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В ЦБ «обед по расписанию»
29.10.2013 Мнение

В ЦБ «обед по расписанию»

О том, какой будет денежно-кредитная политика на среднесрочную перспективу


Есть такая поговорка: «Война войной, а обед по расписанию». Мне кажется, что именно в этой экономической ситуации нам важно продолжать проводить реформы и все те изменения, которые необходимы для того, чтобы создать условия для устойчивого, сбалансированного и достаточно высокого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.

Поскольку мы говорим о политике ЦБ, то одной из центральных реформ является переход к инфляционному таргетированию как к конституциональному механизму проведения денежно-кредитной политики.

И вторая задача, с этим связанная, — это постепенное снижение инфляции, переход к низким уровням, что, в общем-то, совершенно необходимо для повышения инвестиций. Российской экономике они нужны, причем долгосрочные, с длинными сроками окупаемости.

Учитывая структурные вызовы, которые стоят перед нашей экономикой, время быстрых инвестиций проходит. Не так много секторов, куда они еще могут прийти.

Для привлечения длинных инвестиций нужны длинные кредитные инструменты, длинные методы планирования. И, конечно же, низкая инфляция является одним из необходимых условий повышения инвестиционной привлекательности страны в этом направлении.

Банк России ставит эту задачу и будет ее планомерно решать, параллельно проводя реформы, связанные с переходом на инфляционное таргетирование. Политика перехода началась еще в 2011 году, по факту 2014 год — ключевой. Это год, когда мы рассчитываем закончить все необходимые институциональные изменения. Часть из них — законодательные, часть — институциональные изменения внутри ЦБ плюс изменения нашего инструментария, который мы, конечно же, будем продолжать настраивать и в последующие годы, исходя из текущей ситуации.

Касательно ближайшей перспективы, то опубликован обновленный проект документа «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы». Он направлен в Государственную Думу, соответственно, будет обсуждаться вместе с парламентом, и в дальнейшем будет принят окончательный вариант.

Центробанк меняет формат своей цели. Целью его остается инфляция, но теперь мы будем выбирать точечную цель и устанавливать интервал плюс-минус 1,5%, в рамках которых мы не будем корректировать свою денежную политику, если фактическая инфляция будет отличаться от сырьевой за счет действий непредвиденных на момент установления показателя факторов.

В случае кризисных явлений ЦБ оставляет за собой возможность проведения точечных аукционов

Целевые показатели на 2014 год — это 5%, на 2015 год — 4,5% и на 2016 год — 4%.

Должна сразу сказать, что мы приняли внутреннее решение все-таки действовать с 0,5% шагом, округляя иногда более точечные значения. Нам кажется, что 4,8–4,9% — это в рамках погрешности, поэтому мы будем устанавливать цели таким вот образом.

С февраля будет серьезное изменение в наборе наших инструментов. Введена уже ключевая ставка денежно-кредитной политики на уровне 5,5%.

Мы сейчас только в качестве справочной используем ставку рефинансирования. Никаких денег сейчас по ставке рефинансирования не выдается. Мы привяжем ставку рефинансирования к ключевой ставке в 2016 году. Сделано это потому, что в России очень много разного рода законодательных документов и других, не связанных с предоставлением ликвидности, показателей было привязано к ставке рефинансирования. И если бы мы их сразу привязали к ключевой, то в экономике могли бы возникнуть шоки непредвиденного характера.

Основным инструментом предоставления ликвидности будет недельный аукцион РЕПО. В феврале мы предполагаем отказаться от однодневных аукционов РЕПО. И будет существовать процентный коридор плюс-минус 1%, по которому будут осуществляться обменные операции постоянного действия, которые будут позволять сглаживать шоки ликвидности в периоды между аукционами.

Еще одна важная задача, которую мы пытаемся решить, — способствовать развитию денежного рынка в условиях дефицита рыночного обеспечения.

Российский финансовый рынок достаточно молодой, еще не очень развит, и когда Центробанк перешел от политики проведения, в основном, операций на валютном рынке к политике проведения операций по предоставлению ликвидности, мы столкнулись с проблемой, что рыночного обеспечения не только государственного долга, но и корпоративного, недостаточно. Поэтому сейчас одной своей целью мы видим замену обеспечения, которое находится в залоге у ЦБ, с рыночного на нерыночное, для того, чтобы высвободить рыночное обеспечение для нормальной работы денежного рынка.

Делаться это будет посредством такого инструмента как техничные аукционы с плавающей процентной ставкой под нерыночное обеспечение. Эти аукционы будут проводиться регулярно, раз в три месяца.

Мы также оставляем возможность проведения годовых аукционов, но как дополнительного инструмента. В случае возникновения разного рода кризисных явлений мы оставляем за собой возможность проведения точечных аукционов для решения локальных проблем.

 

По материалам 5-го ежегодного инвестиционного форума «Россия зовет!», 1 октября 2013 года






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ