Банковское обозрение

Финансовая сфера


03.08.2020 Аналитика
В ожидании «цифры»

Страховые продукты в России, по мнению участников рынка, оцифрованы не более чем на 15%. Доходы от инвестиционной деятельности страховых компаний остаются низкими, а внедрение новых сервисов и услуг происходит медленнее, чем на Западе. Смогут ли страховые компании сделать глобальную перезагрузку в условиях турбулентности экономики?


Перезагрузка

История с «цифрой» для страхового рынка в России началась относительно недавно, в 2017 году, когда были приняты поправки в законодательство, предусматривающие введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО и ставшие катализатором изменений для всей страховой отрасли. Компании, которые с того времени перевели обслуживание клиентов в онлайн, уверенно чувствовали себя даже в условиях вынужденной самоизоляции. Но основным цифровым продуктом даже у самых продвинутых страховщиков остается ОСАГО. 

Как отметил начальник департамента корпоративных продаж СК «ПАРИ» Николай Кудряков, в общей цифровизации продуктовой линейки 40% в его компании — за ОСАГО в электронном виде, доля остальных цифровых продуктов в сегменте b2c не превышает 5%. Сейчас компания активно оцифровывает сегмент b2b и, в частности, предлагает решения по страхованию грузоперевозок, которые в оцифрованном виде занимают более 8% всего портфеля страхования грузоперевозок. Если брать за 100% все существующие на сегодня цифровые продукты СК «ПАРИ», то ОСАГО занимает 68%, грузы — 19%, остальные виды страхования — 13%.

Генеральный директор «РСХБ-Страхование» Сергей Простатин заметил, что его компания с 2019 года осуществляет продажу ряда продуктов через цифровые партнерские каналы. В первую очередь это такие продукты, как страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества, страхование финансовых рисков. По итогам первого полугодия 2020 года в «РСХБ-Страхование» на эти продукты приходится около 15% сборов.

«Несмотря на то что страховая отрасль в целом очень консервативна, в последние годы многие сделали первые шаги к цифровизации, а пандемия и сопровождающий ее карантин послужили для компаний стимулом активнее переводить в онлайн свои процессы, фактически не оставив другого выбора в конкурентном поле», — резюмировал генеральный директор «Манго Страхование» Павел Конев, уточняя, что «Манго Страхование» — полностью цифровая компания, которая предлагает два продукта: страхование квартир и страхование домашних животных.

Прежде всего для цифровизации подходят страховые продукты, которые ориентированы на физических лиц, не требуют сложного андеррайтинга и достаточно просты для самостоятельного оформления. Это, например, страхование путешественников, страхование имущества, страхование от несчастных случаев, каско, уверен Сергей Простатин. 

С ним согласны и другие участники рынка. По словам генерального директора компаний «УРАЛСИБ Страхование» и «УРАЛСИБ Жизнь» Марии Мальковской, перевести в онлайн-формат можно практически любой продукт. Но клиенты лучше «понимают» простые страховые продукты в онлайне, где нет сложных расчетов и тарифов. Сложные, инвестиционные продукты, требующие дополнительных разъяснений, пока трудно продавать в онлайне. Цифровая среда будет использоваться как сервис для таких услуг, как быстрое и корректное оформление пролонгаци, урегулирование онлайн и сопровождение клиента. Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка, уточнила: очень важно, чтобы первый опыт пользования страховыми услугами в дистанционном формате был положительным, потому что именно его клиент будет проецировать на будущее. «На первом этапе клиентам будет проще оформлять дистанционно простые, стандартные страховые продукты, например полисы для защиты дома, страхование от несчастных случаев, продукты так называемого естественного спроса типа е-ОСАГО. По мере развития консультационных сервисов, чат-ботов, внедрения голосовых помощников простым и понятным станет и онлайн-оформление более сложных страховых продуктов», — отметила эксперт. 

Цифровизация не может быть самоцелью, уверен Павел Конев: «Главное — выделить клиентские группы, понять их потребности и сделать удобный продукт под нужды клиентов. Чаще всего происходит наоборот: создается цифровой продукт, а потом ищутся для него каналы сбыта, которые смогли бы дотянуться до каких-нибудь клиентов». 

Два пишем, ноль в уме

Казалось бы, цифровизация должна однозначно снизить себестоимость продукта и, видимо, его конечную цену для потребителя. Но, как считает ряд экспертов, это не совсем так. 

По словам Марии Мальковской, многое будет зависеть от самого продукта и от непосредственного места продажи. Если это собственный сайт страховой компании, то здесь цена может быть без дополнительных «наценок» в виде комиссии, с минимально заложенным уровнем расходов на ведение дела (РВД). Реальная экономия здесь будет достигаться на второй год продаж. Катрин Соомре добавила, что переход в диджитал, особенно на начальном этапе, — это инвестиции в выстраивание полноценного цифрового клиентского пути, клиентского опыта. Просто вывести продукт на сайт недостаточно. Важно сделать для него правильную, понятную упаковку, простые и быстрые процессы оформления договора, внесения в него изменений и, конечно, урегулирования убытков и страховых выплат. 

Сама цифровизация стоит значительных вложений, и при незначительных объемах продаж экономия на операционных расходах (на бумаге, например) может не покрыть затрат, считает Муратхан Эльдаров, заместитель генерального директора страховой компании «АРСЕНАЛЪ». Для цифровизации, по его мнению, подходят все продукты с преднастроенными андерайтерскими решениями, продукты, при продаже которых не требуется участие сотрудников компании, принимающих решения.

Николай Кудряков отметил, что в себестоимость страхового продукта, как правило, закладывается рисковая составляющая, стоимость привлечения и административные расходы (зарплаты, офис и т.д). На риск цифровизация может повлиять значительно, поскольку при наличии данных можно будет переходить к индивидуальному тарифу, снижая стоимость для конкретного клиента. На стоимость привлечения диджитал влияет незначительно, поскольку на рынке офлайн-продаж был силен агентский канал, а в онлайн-продажах значительную долю занимают партнерские продажи — CPA-сети, агрегаторы, агентские порталы, банки, автосалоны. А вот на административные расходы в розничных видах страхования цифровизация влияет сильно, поскольку администрировать большое количество агентов можно будет онлайн. По оценке Марии Мальковской, цифровизация страховых продуктов может снизить их стоимость примерно на 15–25%, если внутри компании автоматизированы все процессы.

«Если внимательно изучить отчетность страховщиков, то будет видно, что примерно две трети всех расходов страховых компаний — это комиссии, а внутренние административные расходы составляют только одну треть. Если за счет цифровизации процессов компания снизит свои внутренние расходы вдвое, то снижение общих расходов составит лишь 15%. Без выстраивания прямого взаимодействия со своими клиентами снизить стоимость продукта будет крайне тяжело. Необходима полная перестройка всех процессов с фокусом на клиента», — заявил Павел Конев. 

Страховка аккаунта и другая экзотика 

Если цифровизация — это не самая очевидная схема по увеличению прибыли, то, возможно, страховым компаниям в быстро меняющемся мире стоит делать ставку на новые продукты и услуги? По оценкам компании Deloitte, через три года треть всех страховых премий в мире будут поступать от продуктов, которых сейчас на рынке просто нет. Кроме того, в Deloitte считают, что в ближайшее время с 35 до 61% вырастет доля страховщиков, чья выручка более чем на 30% будет формироваться от доходов, связанных с оказанием услуг, а не от собственно страховой деятельности. 

«Успешное IPO технологической компании LIMONADE, которое состоялось в начале июля 2020 года, дает четкий сигнал о высоком интересе частных и институциональных инвесторов к теме InsurTech. Объем собранных страховых премий в мире приблизился к отметке 5 трлн долларов. Рынок стоит на этапе глобальных перемен — волна цифровизации этой консервативной отрасли запущена. Мировые гиганты GEICO и Ping An уже несколько лет инвестируют в искусственный интеллект и большие данные. Лидеры страховой отрасли ищут новые бизнес-модели, пытаются сократить затраты на персонал и агентов, переводят взаимодействие с клиентом в цифровые каналы, выходят в наносегменты вроде страхования от сердечного приступа во время игры в маджонг за доллар», — рассказал Павел Новиков, директор Центра инноваций в финансовом секторе Фонда «Сколково».

С 2018 года на российском рынке развивается направление комбинирования страховых услуг с сервисными услугами, которые от лица страховщика оказывают специализированные нестраховые компании. «К таким услугам относятся телемедицина, чек-апы, второе медицинское мнение, консьерж-сервисы», — прокомментировал Сергей Простатин. Но коробочные продукты в страховании по-прежнему остаются одними из самых актуальных, о чем свидетельствует наличие отдельной одноименной номинации премии FINAWARD’19. «Основные объемы страховых премий по-прежнему приходятся на продукты, появившиеся много веков назад», — напомнил Павел Конев.

Номинация «Коробочный продукт в страховании» премии FINAWARD'19

Компания/проект

Описание проекта

ВСК / Пакетный страховой продукт «Домашний помощник»

Страхование квартиры с сервисно-бытовыми услугами в режиме «одного окна». Кроме классического страхования квартиры, мебели и гражданской ответственности клиент получает набор сервисов: уборка квартиры, мойка окон, глажка белья; ремонт выключателей, устранение засоров, течи, а также личного консультанта по любым вопросам ЖКХ. Программа включает возможность онлайн-урегулирования

СК «Абсолют Страхование» и Райффайзенбанк / «От задержки рейса»

Страхование от задержки рейса — коробочный продукт, сочетающий в себе традиционные преимущества коробочных решений и новые цифровые технологии. Приобретая продукт, клиент вводит номер рейса и технологический партнер страховой компании начинает отслеживать рейс через онлайн-табло мировых аэропортов. При возникновении задержки СК моментально связывается с клиентом и предлагает ему заполнить электронное заявление на урегулирование убытка. Заполнив заявление, клиент уже в аэропорту получает страховое возмещение в размере 3 тыс. рублей за каждый час задержки

СК «АльфаСтрахование» / Посуточная защита в путешествиях «Travel on/off» и поминутное страхование «Каско on/off»

Новая серия продуктов с уникальной возможностью кратковременного активирования за выбранный период. Страховой защитой легко управлять с помощью мобильного приложения и экономить на страховании

СК «Зетта Страхование» / «ЗОНТИК»

Продукт представляет собой специальное предложение для клиентов, позволяющее не беспокоиться в случае недостаточности суммы по ОСАГО при ДТП или наступлении непредвиденной ситуации в части общегражданской ответственности в любой сфере жизни. Программа состоит из двух блоков: ДАГО (ответственность за причинение вреда в результате ДТП) и Общегражданская ответственность (уникальная опция полис два в одном). Полис действует 1 год, оформить его можно к полису ОСАГО или каско от «Зетта Страхование»

СК «Росгосстрах» / «Здоровье дороже»

Комплексная программа компании в партнерстве с компанией «Национальная медицинская служба», направленная на помощь людям, столкнувшимся с онкологией, обеспечивает лечение впервые диагностированных онкозаболеваний, необходимую медпомощь, в том числе с привлечением федеральных квот, и получение страховой выплаты. Продукт сочетает в себе единовременную выплату и значительный лимит на лечение. Сервисная составляющая доступна клиенту сразу после вступления в силу договора страхования (нет периода ожидания)

Источник: FINAWARD.RU

Мария Мальковская добавила, что сейчас намечаются два самых перспективных направления развития страхового рынка. Первое — все, что касается здоровья и профилактики заболеваний, в том числе защита от вирусов. Второе направление — это цифровые активы, в том числе цифровые персональные данные (с электронной подписью), аккаунты и профили в различных онлайн-играх и форумах, профили в социальных сетах, блоги. 

Меняются и расширяются не только объекты страхования, но и сам принцип, появляются страхование по требованию, страхование на базе пользования, микрострахование, параметрическое страхование. Мария Мальковская видит два пути развития страхового рынка России. Первый — оставаться автономными поставщиками услуг и создавать вокруг себя экосистемы продуктов, как сейчас это делают банки. Второй путь — превратиться в продуктовую фабрику, которая сфокусирована именно на разработке новых страховых продуктов, а продажи, продвижение, сопутствующие услуги передать партнерам: маркетплейсам, например. В случае реализации первого сценария страховые продукты начнут «обрастать» различными дополнительными услугами: от выпуска дубликатов ключей при потере, аренды авто на время ремонта собственного до полного консьерж-сервиса. Однако конкурировать страховым экосистемам с уже существующими будет крайне тяжело. 

Инвестиции, коронавирус и Уимблдон

На Западе доходы некоторых страховых компаний на 90% формируются от инвестиционной деятельности. А что в России? В СК «АРСЕНАЛЪ» говорят, что инвестиционные доходы не превысили 10% финансового результата по страхованию. «Наше мнение: в условиях падения ставок инвестиционный доход будет снижаться и не превысит рыночных ставок на долговом рынке» — считает Муратхан Ильдаров. В СК «РСХБ-Страхование» отметили, что доходы от инвестиционной деятельности составляют важную долю в структуре прибыли компании. Активы инвестированы в высоконадежные инструменты, стоимость которых незначительно подвержена колебаниям фондового рынка.

За 17 лет организаторы крупнейшего теннисного турнира заплатили за страховку 34 млн долларов, но в 2020 году получили от страховщика более 140 млн

«Совокупно у российских страховщиков объем активов примерно в два раза превышает объем годовой выручки, что дает возможность получать инвестиционный доход в 10–12% заработанной премии. Страховая деятельность сама по себе приносит весьма небольшой, а иногда и отрицательный результат. Это бизнес-модель страховщиков во всем мире», — прокомментировал Павел Конев. 

Отрицательный результат для страховой компании, видимо, может принести не только погоня за цифровизацией, не подкрепленной существенным спросом на определенную онлайн-услугу, но и внедрение смелых решений. Николай Кудряков напомнил разлетевшийся по миру пример с Уимблдонским турниром, который с 2003 года включил в страховое покрытие риск остановки из-за эпидемии. В результате за 17 лет организаторы крупнейшего теннисного турнира заплатили за страховку 34 млн долларов, но в 2020 году получили от страховщика более 140 млн. Стоит ли удивляться, что недавно директор Уимблдонского турнира Ричард Льюис сообщил журналистам, что не нашел ни одной страховой компании, которая готова была бы застраховать турнир от его отмены из-за пандемии в 2021 году. Сергей Простатин уточнил, что в случае наступления пандемии с характерными для нее показателями заражаемости и смертности (многократно превышающими текущие показатели по коронавирусу) кумулятивный убыток на большом портфеле может оказаться непосильным для страховщика.

Ну а пока в мире остаются шансы на вспышки новых эпидемий, даже такой консервативный рынок, как страхование, ищет пути перехода в «цифру». И, судя по всему, ему это удается.







Сейчас на главной