Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Внедрение цифровых сервисов позволяет не останавливать бизнес
26.06.2020 Аналитика
Внедрение цифровых сервисов позволяет не останавливать бизнес

В настоящее время крупные российские корпорации активно наращивают компетенции в области цифровизации бизнес-процессов. Согласно опросу КПМГ, проведенному в 2019 году, 63% респондентов сообщили, что имеют программу цифровой трансформации бизнеса. Распространение коронавируса и его последствия, скорее всего, станут катализатором ускорения этой трансформации. Мы поговорили о внедрении IT-технологий и их важности с генеральным директором Группы Газпромбанк Лизинг Максимом Агаджановым


Максим Агаджанов
Генеральный директор Газпромбанк Лизинг

Максим Агаджанов, Генеральный директор Газпромбанк Лизин— Максим, как у вас сложились отношения с цифровизацией и насколько она важна в лизинговом бизнесе?

— Важна, особенно сейчас. Думаю, даже после снятия ограничений часть процессов останется в онлайн-формате. И это хорошо. Что касается Группы Газпромбанк Лизинг, то мы, как и наш акционер Газпромбанк, активно внедряем цифровые инструменты для работы с клиентами.

Как только Группа перевела более 90% сотрудников на удаленную работу в середине марта, сразу началось тестирование системы электронного документооборота в части подписания договоров посредством квалифицированной электронной подписи. В течение одной недели мы вышли на промышленную эксплуатацию системы, исключив бумажные носители информации. Объем документации всегда определяется по согласованию с клиентом: можно подписывать договоры, обмениваться первичной бухгалтерской документацией или полностью перейти на электронный документооборот.

— До этого вы не подписывали договоры с помощью ЭЦП?

— Нет, не подписывали. Нашими клиентами являются представители крупного корпоративного бизнеса, а стоимость имущества, которое мы финансируем, в среднем исчисляется сотнями миллионов рублей. Не каждый клиент готов перейти на полностью электронный документооборот с такими объемами. Два года назад мы начали комплексную работу по внедрению системы электронного документооборота «Диадок»: обменивались с клиентами и партнерами исключительно первичной документацией. Сейчас с помощью сертификата квалифицированной электронной подписи заключаем уже миллиардные сделки.

— С кем уже подписали такие сделки?

— На текущий момент в нашем портфеле уже более 20 договоров, допсоглашений и юридически значимых писем, которые мы подписали посредством электронной подписи. Первой сделкой стал договор лизинга высокотехнологичного IT-оборудования на сумму 1 млрд рублей, сейчас есть сделки выше этой суммы. Сам процесс проверки и подписания документов занимает не более одного рабочего дня.  

— После снятия ограничений вы оставите процесс заключения сделок в электронном формате? 

— Мы будем исходить из удобства для клиентов. Не все готовы к этому, хотя на сегодняшний день 99% наших клиентов уже установили ту или иную систему электронного документооборота. По оценке СКБ Контур, лишь 30% российских компаний пользуются сейчас электронным документооборотом. Уверен, что текущая ситуация с пандемией будет способствовать скорейшему переходу на электронный формат взаимодействия даже тех компаний, которые ранее не задумывались о такой необходимости.

На первый взгляд, преимущества электронного документооборота не так очевидны. Однако, как оказалось при детальном изучении, он позволяет существенно оптимизировать бизнес-процессы внутри компании и в отношениях с контрагентами, сократить время на операции, ранее занимавшие часы и дни. Как минимум внедрение цифровых сервисов дает возможность не останавливать бизнес и приобретать имущество даже удаленно. Все документы, отправленные или полученные в электронном виде, юридически значимы. Поэтому даже простой обмен «первичкой» позволяет клиенту оперативно подавать документы в налоговую в целях возмещения НДС или в рамках ежеквартальной отчетности. Это особенно важно для наших региональных клиентов. 

— Думаю, вы со мной согласитесь, что любое внедрение новых технологий в бизнес требует серьезных вливаний. Поговорим об инвестициях. В 2018 году вы запустили стартап по автолизингу для розничных клиентов — Газпромбанк Автолизинг, основанный как раз на цифровых технологиях. Сколько это стоило?

— Не могу раскрыть данные по объемам инвестиций в точности до рубля, но мы сделали все, чтобы сократить затраты и издержки на запуск стартапа Газпромбанк Автолизинг. Мы отказались от классической IT-поддержки — в компании нет ни одного сервера. Внутренние и клиентские процессы мы перенесли в облако нашего партнера #CloudMTS. Такое решение было принято на этапе формирования стратегии компании, потому что предстояло интегрироваться в достаточно высококонкурентный рынок автолизинга. Создавать традиционную компанию было бы неверным решением.

— Какие результаты вы получили от облачных технологий?

— За неполных два года работы на рынке лизинга коммерческого транспорта Газпромбанк Автолизинг к началу 2020 года смог масштабировать бизнес в 27 крупных российских городах. За счет отказа от классической IT-инфраструктуры в пользу облачных решений мы открыли офисы быстро и с минимальными затратами. Ежемесячно мы экономим до 30% на IT-издержках, а все цифровые сервисы — от выбора автомобиля до подписания договоров с ЭЦП — работают в 10 раз быстрее традиционных процессов. Все это позволило развить небольшой стартап Группы менее чем за два года в достаточно перспективного рыночного игрока с портфелем 10 млрд рублей и с соответствующими амбициями. 

— Насколько известно, Газпромбанк Автолизинг — единственная лизинговая компания, работающая на облачных технологиях. Что дальше, какие планы? 

— С учетом бизнеса компании «Каркаде», которая входит теперь в Группу Газпромбанк Лизинг, до конца года мы намерены утвердиться в топ-3 лизинговых компаний по автолизингу.

— Какие ниши вы смотрите кроме автолизинга? Что еще можно «цифровизировать»? 

— Цифровые технологии сегодня развиваются достаточно быстро. Мы всецело это поддерживаем и внедряем лучшие практики в свои процессы. До конца 2020 года Газпромбанк Лизинг запустит «Личный кабинет» в интеграции с «Диадок» для клиентов крупного корпоративного бизнеса. Это в разы повысит скорость прохождения сделок. Что касается финансирования ИП и МСБ-сегмента, то Газпромбанк Автолизинг с успехом проводит полностью цифровые сделки уже полтора года. Клиенты не посещают офисы компании, все этапы проходят удаленно. Вместе с тем объективно мы понимаем, что всего 5% ИП и компаний на ЕНВД и 12% предприятий на УСН используют электронный документооборот. Безусловно, в какой-то мере это сдерживает масштабное развитие онлайн-лизинга в России.

Мы отказались от классической IT-поддержки — в компании нет ни одного сервера. Внутренние и клиентские процессы мы перенесли в облако нашего партнера #CloudMTS

В целом, мы высоко оцениваем российские отрасли телекоммуникаций и IT, активно работаем с этими сегментами по финансированию высокотехнологичного оборудования. В нашем портфеле есть необычная сделка — лизинг 3D-принтера для печати образцов и деталей авиадвигателя в лаборатории аддитивных технологий ЦИАМ им. П.И. Баранова. Также мы сотрудничаем с компанией «Ростелеком». Начали работать с ними в середине прошлого года и уже заключили договоры лизинга на 5 млрд руб­лей в рамках финансирования высокотехнологичного оборудования и систем хранения данных.

Сегмент «Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры» в общем объеме нового бизнеса лизингового рынка пока занимает небольшую долю, но показывает хорошую динамику. По итогам 2019 года объем увеличился в 7,5 раз и достиг 13,4 млрд рублей. Сейчас мы входим в топ-3 лизингодателей по работе с компаниями данного сегмента и занимаем долю на рынке 10%. Это не предел наших возможностей, поэтому мы планируем сохранять и развивать позиции в этой области.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также

Сейчас на главной