Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
За последние несколько лет российский рынок страхования жизни (СЖ) превратился в основной драйвер роста страхового рынка в целом. Расширился охват населения продуктами СЖ, выросло число клиентов, получающих плановые страховые выплаты. Как следствие рынок начинает играть более ощутимую роль в социальной сфере и экономике.
По данным Банка России, за прошлый год, несмотря на пандемию, страховой рынок вырос на 4,1% по сравнению с 2019 годом; объем собранных страховых премий превысил 1,5 трлн рублей. Наибольшие темпы роста наблюдались именно в сегменте СЖ. Так, объем взносов по НСЖ увеличился на 25%, до 136,9 млрд рублей. В целом, на рынок СЖ пришлось более 457 млрд рублей взносов, или около трети всех сборов страхового рынка.
Первый квартал этого года подтвердил тенденцию усиления интереса потребителей к СЖ. Согласно аналитике, представленной ЦБ, страховые премии совокупно выросли на 7,9% год к году — до 460 млрд рублей. При этом суммарные премии по СЖ выросли на 6,3% — до 115 млрд. Рост в сегменте НСЖ вновь был более ощутимым, он составил 18%. Важно, что данные таких компаний, как Группа «Ренессанс страхование», «Кардиф», БКС, «Уралсиб страхование», «Хоум кредит страхование», «Сосьете Женераль Страхование», не попали в отчет ВСС по итогам первого квартала 2020 года, что, в свою очередь, привело к завышению показателя совокупного роста рынка год к году. С учетом этого прирост рынка по факту не превысил отметки 5%.
В отличие от рискового страхования, договоры СЖ заключаются на более длительные сроки. По данным ВСС, в прошлом году 46% всех договоров в этом сегменте были заключены на срок, превышающий пять лет. Еще одна особенность уже непосредственно продуктов НСЖ — страховые взносы клиентов здесь, как правило, не разовые, а регулярные (их периодичность колеблется от ежемесячных до ежегодных). Поскольку собираемые премии направляются страховщиками жизни в резервы, которые затем размещаются в наиболее надежные финансовые инструменты, эти средства становятся значимым источником «длинных денег» в экономике.
По итогам прошлого года резервы страховщиков жизни превысили пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов. Безусловно, свою роль сыграла продолжающаяся с 2014 года «заморозка» перечисления средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, но фактом остается то, что на финансовом рынке утвердился новый крупный игрок: к 1 апреля этого года объем резервов страховщиков жизни достиг 1,36 трлн рублей.
Практически все эти средства инвестируются компаниями в государственные ценные бумаги и облигации крупнейших корпоративных эмитентов: по объему инвестиций в ОФЗ страховщики жизни в прошлом году вошли в топ-3 российских инвесторов (после банков и НПФ). Совокупные вложения страховщиков в гособлигации и госдолг по итогам 2020 года составили 1,838 трлн рублей, что на 24% выше, чем годом ранее. Непосредственно на страховщиков жизни, по оценкам Института страхования при ВСС, пришлось 800 млрд рублей инвестиций в госдолг. «Российские страховщики при условии развития СЖ смогут быть локомотивом реализации инфраструктурных проектов», — отметил глава ВСС Игорь Юргенс.
Так, можно говорить, что в преодолении «пандемийного» кризиса есть немалая заслуга страховых компаний. Причем касается это не только поддержки экономики через механизм вложений в государственный и корпоративный долги, но и поддержки граждан, получающих страховые выплаты. Институт страхования при ВСС сообщил, что за последние пять лет объем выплат населению в целом по страховому рынку вырос на 31%, до 659 млрд рублей в прошлом году, что составляет 0,62% ВВП страны, или 1,1% величины денежных доходов населения. При этом на выплаты страховщиков жизни пришлось уже около трети всего объема (если учесть и выплаты инвестиционного дохода по продуктам ИСЖ). Для сравнения: доля ОСАГО в выплатах составляет около 21%.
Страховые выплаты в сегменте СЖ, по данным ЦБ, увеличились за прошлый год на 48,5%, до 158,3 млрд рублей. Как отметил регулятор, такой значительный прирост объясняется массовым завершением заключенных ранее договоров СЖ. Стоит отметить, что в таком продукте, как ИСЖ, и в некоторых продуктах НСЖ клиент получает не только вложенные страховые премии, но и инвестиционный доход, который не учитывает статистика Банка России. Поэтому фактически страховщики жизни выплатили клиентам в прошлом году существенно больше: по оценкам Института страхования при ВСС, объем выплат достиг 204,6 млрд рублей, что на 53% превышает выплаты в 2019 году. В этом году в ВСС прогнозируют дальнейший рост выплат, которые могут превысить 300 млрд рублей.
Так СЖ становится важным элементом поддержания социальной стабильности: в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения и отсутствия ясности относительно пенсионной реформы альтернативный инструмент формирования накоплений приходится как нельзя кстати.
Однако на пути дальнейшего развития рынка и совершенствования продуктов СЖ есть несколько барьеров. Один из основных — вопрос идентификации клиентов страховщиков жизни. Упрощенная идентификация, применяемая сегодня банками, пока недоступна страховым компаниям, способным работать в таком режиме только с суммами до 15 тыс. рублей. Этого недостаточно для комфортного для клиентов механизма формирования долгосрочных накоплений. Частично решить проблему помогает наличие у клиента подтвержденной учетной записи на сервисе «Госуслуги». Но и тут есть сложности с получением необходимой категории учетной записи (она есть далеко не у всех пользователей сервиса), что, в свою очередь, также снижает доступность продуктов СЖ в режиме онлайн. В случае же наличия подтвержденной учетной записи реализуется дистанционное взаимодействие клиентов и страховой компании без необходимости личного визита клиента в офис и без ограничения по размеру денежных средств.
Вторая серьезная проблема рынка — сверхвысокие банковские комиссии при продаже продуктов СЖ. Банковский канал продаж является доминирующим, хотя страховые компании предпринимают шаги по развитию прямых продаж, в том числе дистанционных. По данным ЦБ, в первом квартале этого года банковская комиссия составляла в среднем 41% страховой премии (+4,8 п.п. за год). Такая комиссионная политика банков снижает клиентскую ценность для продуктов СЖ, так как напрямую влияет на страховые тарифы и доходность, получаемую по полисам НСЖ и ИСЖ. Необходимо найти оптимальный баланс интересов в этом вопросе, к примеру, установив максимальные лимиты на величину комиссий (хотя для кэптивных игроков рынка, имеющих возможность выплачивать комиссии через дивиденды, этот вариант может и не сработать) или выбрав более перспективный и клиентоориентированный путь трансформации каналов дистрибуции в сторону digital-ресурсов, снижающих расходы на «доставку» продукта до клиента, а значит, способствующих уменьшению размера комиссии.
Сейчас Банк России и Минфин обсуждают со страховым сообществом дорожную карту по развитию СЖ. Она предусматривает в том числе возможное внедрение системы, эквивалентной страхованию вкладов от АСВ, упрощенную идентификацию страхователей перед заключением договора с применением инструментов Digital-каналов, а также появление продуктов unit-linked (предоставляющих клиентам больше свободы при выборе инвестиционных активов, чем ИСЖ или НСЖ), что позволит значительно разнообразить продуктовую линейку компаний и повысить клиентскую ценность продуктов СЖ.
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты