Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Знание — сила
03.04.2020 Аналитика

Знание — сила

Как финансовая грамотность способствует росту МСП


Предприниматели зачастую недостаточно образованы в области финансов и мало осведомлены о мерах поддержки, которые им может предложить государство. Росту финграмотности, информированности малого и среднего бизнеса о мерах господдержки будут способствовать обучающие проекты, которые призвана оценивать и «клонировать» в регионах профильная ассоциация. Но пока подавляющее число заявок на проведение обучающих мероприятий, поданных на рассмотрение, нацелено на физлиц.

Мнение о том, что бизнесмен — это человек, который обладает глубокими знаниями и навыками в области финансов, не всегда соответствует действительности. Далеко не каждый, кто открыл и ведет свое дело, освоил науку финансового планирования, наслышан о возможностях участия в тендерах, разбирается в вопросах привлечения инвестиций, способен вычислить мошенников, отличить лизинг от франчайзинга и краудфандинга и так далее. Зачастую финансовая грамотность индивидуальных предпринимателей, руководителей малых предприятий немногим выше, чем у физлиц. В частности, плохо осведомлены представители МСП о программах господдержки. Немногие наслышаны о грантах на открытие бизнеса, льготных кредитах, гарантиях при их получении, субсидиях, скидках на лизинг, специальных условиях на аренду, обучение, возможностях фондового рынка для МСП и т.д. О том, что в 2020 году Минэкономики расширило программу льготного кредитования для малого бизнеса, открыв доступ не только к получению новых займов под 9,95% вне зависимости от вида деятельности и наличия задолженности по налогам, но и к рефинансированию старых кредитов под 8,5%, также знают далеко не все. Причем информированность предпринимателей тем хуже, чем дальше они от столицы. Московские предприниматели гораздо лучше осведомлены о льготах, чем в бизнесмены регионах. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного по итогам 2019 года, больше половины московских бизнесменов в курсе того, какая помощь предусмотрена для развития их дела. Так, 38% предпринимателей осведомлены о возможности получения поручительства по кредитам от Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы , о бесплатных консультациях на базе экосистемы «Город для бизнеса. Малый бизнес Москвы» (mbm.mos.ru) наслышаны 37% опрошенных, о поддержке в виде субсидий от Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы знают 33% предпринимателей, а о поддержке стартапов и инновационных проектов в виде льготных кредитов со стороны Фонда развития венчурного инвестирования города Москвы — 29%.

Столичные предприниматели не только знают о помощи, но и активно пользуются различными «опциями», предусмотренными для развития МСП. Согласно результатам исследования, проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» и Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы в феврале 2020 года, 18% московских бизнесменов уже воспользовались поддержкой. Большая часть воспользовавшихся конкретной мерой поддержки указала на эффективность: 88% тех, кто использовали имущественную поддержку от Фонда имущества города; 79% получивших субсидии; 77% воспользовавшихся бесплатным обучением в стартап-школе ГБУ «Малый бизнес Москвы»; 72% использовавших бесплатные бизнес-коворкинги. Довольно высокая доля «малышей» заручилась поручительством от Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы — 67% общего числа предпринимателей, воспользовавшихся поддержкой.

А вот в регионах гораздо меньше предпринимателей, имеющих представление о льготах, субсидиях и спецусловиях для МСП, они часто затрудняются сказать, какие конкретно организации оказывают помощь, в чем она может выражаться. Региональные бизнесмены также чаще демонстрируют скепсис в отношении шансов воспользоваться господдержкой, практически треть предпринимателей уверены, что получить поддержку на практике невозможно.

Конечно, льготы и субсидии не раздают всем подряд при открытии бизнеса. Государство не выдает деньги по первому требованию только за желание развивать свой бизнес, а выделяет их точечно. Государственная помощь является своего рода стратегической инвестицией в развитие определенной отрасли экономики, того или иного региона страны, а получение помощи для самих предпринимателей становится важным конкурентным преимуществом. К сожалению, не так широк спектр потенциальных претендентов на поддержку. Часто различные программы заточены фактически на один и тот же сегмент бизнеса, а не на широкие слои. В первую очередь на помощь могут рассчитывать инновационные, высокотехнологичные, производственные компании и экспортеры, в регионах обычно в этом списке еще и сельхозкомпании, при том что в отраслевой структуре МСП две трети, а то и три четверти приходится на торговлю и услуги.

Предпринимателю важно ориентироваться в программах помощи, в противном случае возникают непонимание и даже разочарование. Это может произойти, например, если компания торговая, а льготы по процентной ставке предусмотрены для производственных компаний; если деньги нужны на оборотные средства, а субсидия выделяется на закупку оборудования; если фирма специализируется на брокерских услугах, а грант предусмотрен для экспортеров, предприятий реального сектора экономики или сферы IT. И снова на повестке дня оказывается вопрос о финансовой грамотности предпринимателей, их понимании собственного статуса, целей развития, их способности работать с различными источниками информации, предусматривать и встраивать в свои стратегии доступные источники финансирования и помощи.

Заемщикам из числа малого и среднего бизнеса планируется выдать в рамках льготного кредитования займов на 1 трлн рублей, в период до 2024 года сумма вырастет до 10 трлн рублей

На мой взгляд, сегодня есть запрос от предпринимательского сообщества на образовательные просветительские проекты и на отраслевые или специализированные финансовые программы. Не только начинающие бизнесмены, но и уже состоявшиеся при проведении опросов выражают желание повысить свой уровень знаний и навыков в области финграмотности. Но, во-первых, они не понимают, кому при этом можно доверять, а во-вторых, по-настоящему интересных, полезных, доступных проектов, способных прокачать финграмотность бизнесмена, — единицы. Кроме того, большинство классных мероприятий проходит в столице. Конечно, в этом направлении работают гарантийные фонды, некоммерческие МФО, фонды развития предпринимательства. Но информационная деятельность для них — не основная.

В этой связи необходимо отметить, что предпринимателям стоит проявлять инициативу, ведь финансовые знания можно получить дистанционно и ряд программ предлагают качественное обучение бесплатно. Например, тысячи начинающих и продвинутых предпринимателей занимаются в «On-line академии ГБУ МБМ», многие банки запустили свои экосистемы для МСП и организовали занятия для предпринимателей. Особо стоит отметить обучение для участников госзаказа, этим занимаются на постоянной основе ведущие торговые площадки, так, в Москве действует проект «Биржа торгов на ВДНХ».

В 2019 году полномочия по повышению финграмотности МСП переданы профильной ассоциации. Центром по сбору заявок от авторов проектов, их оценке, тиражированию и финансированию на сегодня является Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ). У правительства большие планы по поддержке МСП. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, эта сфера — одна из приоритетных в работе правительства. Заемщикам из числа малого и среднего бизнеса планируется выдать в рамках льготного кредитования займов на 1 трлн рублей, в период до 2024 года сумма вырастет до 10 трлн рублей. Но чтобы помощь дошла до адресата, нужно создавать и масштабировать успешные инициативы в сфере финграмотности предпринимателей. К сожалению, авторы проектов пока обходят эту сферу стороной. Много желающих повысить финансовую грамотность пенсионеров, граждан с низкими доходами, воспитанников детских садов, школ, вузов, но перспективными эти действия представляются с другой аудиторией — малыми предприятиями, ИП, самозанятыми гражданами. В этом сегменте кроется потенциал развития при соответствующих знаниях. Повышение финграмотности предпринимателей способствует не только здоровью и росту их бизнеса, но и оздоровлению социального климата в тех населенных пунктах, где они ведут свое дело. Ведь успешный малый бизнес — это рабочие места, налоги, социальные начинания на территориях, где он развивается.






Новости Новости Релизы