Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Российские госбанки совершают прорывы не только в различных сегментах банковских услуг, но и на рынке банковских кадров. Только за последние несколько месяцев они перекупили целый ряд «звезд» из крупных коммерческих финансово-кредитных структур. Стремление «госов» понятно: расширение бизнеса и статус лидеров требуют присутствия «звезд», а кроме того — наличия многочисленного персонала низшего и среднего звена, и невысокой текучки кадров. Удастся ли им этого добиться — другой вопрос.
Объем наличного денежного обращения растет ударными темпами: в 2007 году он увеличился на 80%. Рост объемов наличности влечет за собой массу сложностей для банков и регуляторов. Посмотреть в лицо трудностям и продумать пути оптимизации старались участники прошедшей в начале июля Второй международной конференции «Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции».
При составлении первого «Словаря слоганов банковской рекламы» (№ 6–июнь, 2008) сотрудники «БО» натолкнулись на слоган ОАО «Липецккомбанк» «просто. рядом. банк», разработанный, по словам PR-службы, специально для сети розничных финансовых «аптек». В редакции засомневались: финансовые супермаркеты в банковской сфере — знаем, есть, а вот про финансовые «аптеки» никогда раньше слышать не приходилось. Корреспондент «БО» направился в командировку в Липецк, чтобы расспросить о финансовых «аптеках» генерального директора ЛКБ Ольгу Митрохину
Высокий спрос на аренду качественных складских помещений и услуги логистических парков привел к тому, что только за первую половину 2008 года арендные ставки в этом сегменте выросли на 10%. Крупные иностранные банки, а также соседи из СНГ не просто интересуются, а реально финансируют подобные проекты в России. С другой стороны, именно в сегменте складской недвижимости, наиболее зависимой от «длинных» западных денег, был «заморожен» целый ряд проектов.
Советы директоров играют все большую роль в управлении банком. Вместе с тем в языке российского бизнеса даже нет еще устойчивого различия между management и governance — оба термина переводятся как «управление». Задача теоретиков и практиков — понять природу и критерии эффективности совета директоров в российских условиях, а также его влияние на качество управления и стоимость бизнеса.
Сегодня российские банки все больший акцент в своей работе делают на клиентоориентированность, причем на рынке услуг как для корпоративных, так и для частных клиентов. Такой подход предполагает внедрение CRM-систем, логичным продолжением которых становятся call-центры.
Альтернатив «коротким» банковским кредитам становится все больше. Ориентируясь на западный опыт, лидеры российского рынка факторинга намерены применить «некредитную» философию финансирования не только к дебиторской задолженности, но и к более широкому спектру активов. Результатом станет рождение нового сегмента — рынка commercial finance.
PRO
Василий Федоров,
вице-президент
Номос-Банка
СRM-система (система управления взаимоотношениями с клиентами) позволяет решить несколько важных задач — обеспечить поддержку клиентов, повысить эффективность работы отдела маркетинга и продаж. Каким образом лучше осуществлять внедрение решения в банке, насколько может повыситься эффективность работы при реализации такого проекта, рассказал архитектор бизнес-решений консалтингового подразделения корпорации Microsoft Андрей Слепицкий.
За последние годы банки-кредиторы выработали у своих ипотечных заемщиков едва ли не рефлекс по защите приобретенной в кредит собственности. Титульное страхование стало своеобразным гарантом спокойствия в бушующем море сомнительных сделок с недвижимостью. Но сегодня эксперты констатируют: без учета важных нюансов страховка перестает быть адекватной защитой на вторичном рынке. С новостройками — еще сложнее.
Анатолий Волошин, председатель правления ФИА-Банка, одного из лидеров банковского рынка Самарской области, рассказал «БО» об инвестиционных проектах в сфере золотодобычи и строительства жилья. Именно эти «точки роста» должны вывести ФИА-Банк, празднующий в этом году свое 15-летие, в сотню крупнейших в России.
Кредитование малого и среднего бизнеса традиционно относят к категории повышенного риска. Однако статистика невозвратов и темпы роста портфелей в этом сегменте рынка свидетельствуют об обратном. Не имея отработанной годами модели оценки заемщика, банки вынуждены постоянно балансировать между качеством и затратностью методик риск-менеджмента.
Масштабное развитие региональных сетей банков, как и любое расширение бизнеса в целом, требует экономически целесообразной и перспективной системы телефонии. Компания Siemens Enterprise Communications выводит на российский рынок единственный в мире SIP-коммутатор корпоративного класса Open Scape Voice.
Рентабельность страхового бизнеса базируется на глубинном понимании и отслеживании природы ущерба. И что более важно — на умении эффективно управлять системой урегулирования убытков, внедрять инновационные подходы. Именно высокотехнологичные процессы урегулирования убытков позволяют добиться существенного снижения общих расходов и повышения рентабельности бизнеса.
Хотя с начала года Центральный банк России уже три раза повышал ставки отчисления в ФОР, реакция на его действия пока остается минимальной. Спрос на банковские кредиты продолжает увеличиваться, оживление на мировых рынках используется российскими банками для привлечения внешних займов. Россия до сих продолжает находиться в фазе быстрого экономического роста, но и быстрой инфляции, что приводит к накоплению дисбалансов в экономике.