Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ситуация толкает банки к сокращению затрат, а значит — к централизации и аутсориснгу. Как на эти тенденции реагирует рынок и какое отражение они нашли в продуктах и сервисах, «Б.О» рассказал председатель правления компании ЦФТ Андрей Висящев
— Андрей, сейчас рынок, и не только банковский, нестабилен, и поэтому для банков, которым нужен надежный партнер, конечно, важен ответ на вопрос, как себя чувствует компания ЦФТ в этих условиях.
— В целом чувствуем себя достаточно стабильно, у нас в работе немало крупных проектов как в софтверной части, так и в процессинговой. У больших банков появилась зрелость, они научились измерять эффективность бизнес-процессов и готовы отдавать их на аутсорсинг. И те проекты, которые мы сейчас ведем, это подтверждают — есть готовность что-то отдать вендору, чтобы сэкономить.
В части процессинга тренд тоже достаточно очевидный — в результате того, что происходит на макроуровне, сотрудничество банков и партнеров, таких как «Евросеть», не только выгодно, но и неизбежно — просто ситуация толкает к тому, что все должны договариваться. И как раз это сотрудничество позволяет нам максимально проявить себя как поставщику технологических сервисов — как, например, в проекте «Евросети» с Первобанком по реализации депозитов на карту «Кукуруза».
То есть на самом деле ситуация всех мобилизует — решения принимаются достаточно быстро. Нет времени на лишние раздумья, и в этом смысле для нас все очень конструктивно.
— Как на вас повлиял тот факт, что банковский рынок сжимается, игроки укрупняются, становится более важна централизация?
— В этом смысле, я считаю, мы в свое время выбрали абсолютно правильную стратегию — стать технологическим стандартом для крупнейших финансовых институтов, показать им наш продуктовый roadmap в части развития платформы по производительности и масштабируемости. Наши решения действительно могут поддержать консолидацию на объединенной платформе, на единой базе данных. Мы снимаем вопросы, потянет ли система, сможет ли банк поддержать тот продуктовый ряд, который был, или расширить его.
— Как развивается ваша система «ЦФТ-Банк»?
— Де-факто технологическим стандартом уже стала наша вторая платформа. Решения, которые мы сейчас внедряем, строятся в трехзвенной архитектуре, потому что по-другому уже не получится. Так мы делаем и в Банке «Открытие», и в ОТП Банке. В основе этих внедрений лежит Платформа 2МСА.
— Недавно вы заявили о создании платформы R2. Что это?
— Это определенный эволюционный путь развития. Когда мы планировали переход из двухзвенной в трехзвенную архитектуру, одним из ключевых требований было сохранение инвестиций во все доработки, сделанные нами и нашими клиентами. Это требование мы удовлетворили. Но при этом мы прекрасно понимали, что если решение создавалось для двухзвенной архитектуры, то оно по определению не может быт оптимальным для трехзвенной. Потому что при этом в существующие алгоритмы мы сознательно включаем еще одно плечо — связь между сервером приложений и сервером баз данных. И чтобы обеспечить такую работу, нам нужно переписывать логику прикладных решений.
Поэтому появился проект с рабочим названием R2, в рамках которого мы внедряем набор измененных приложений в ОТП Банке. Проект для нас знаковый, как флагман, потому что после его запуска мы действительно сможем сказать, что это новый стандарт для розничных банков, и планировать работу по переводу на это решение всех наших клиентов в рамках очередных поставок системы.
— Платформа 1 остается для не столь крупных банков?
— Сейчас уже нельзя говорить про первую и вторую платформы — есть одна платформа, которая на текущий момент может работать как в двухзвенной, так и в трехзвенной архитектуре. Тем самым мы обеспечиваем преемственность наших решений и даем нашим клиентам возможность в рамках очередных обновлений, которые приходят от ЦФТ, осуществлять плавный и безрисковый переход с двухзвенной архитектуры на трехзвенную.
— В этом году на Саммите много представителей из стран СНГ. Вы и там существенно расширяете свое присутствие?
— Безусловно, продажи в странах СНГ есть, в этом году мы заключили там несколько контрактов. Такая активность определяется тем, что развиваются сами банки, и те технологии, которые доказали свою эффективность в России, начинают применяться и за ее границами. Ведь региональные проекты, которые мы выполняем в России, настолько масштабны, что в ряде стран могут иметь республиканское значение. Тут еще сказывается проникновение в страны СНГ нашего сервиса «Золотая корона — денежные переводы». Он зачастую выступает драйвером для дальнейшего расширения сотрудничества кредитной организации и компании ЦФТ.
— То есть в целом, несмотря на трудные времена, количество клиентов растет?
— Да, в результате отзыва лицензий мы потеряли восемь клиентов, а приобрели больше —15. Ну и в топовом сегменте, где происходит консолидация, мы видим, как расширяется количество пользователей нашей системы.
— Еще два года назад вы заявили о возможности перехода на партнерскую модель работы с банком, в которой платежи в пользу компании зависят от количества клиентов. Как развивается эта практика?
— Не могу сказать, что это общая практика, но в целом, да, в части лицензирования софта мы уже предлагаем тарификацию, которая определяется количеством пользователей в системе и количеством клиентов банка. В части ценообразования аутсорсинга мы более гибки, по той простой причине, что в этом случае все метрики находятся у нас под рукой. Поэтому в этой сфере уже есть примеры, когда лицензирование определяется количеством договоров с клиентами и транзакций, которые производит банк.
В любом случае мы движемся в этом направлении, и, я думаю, в ближайшее время у нас в каталоге появятся приложения, лицензионный платеж по которым определяется через бизнес-метрики.
— Многие говорят, что кризис стал катализатором перехода к аутсорсингу. Вы отмечаете повышенный интерес к этой сфере?
— Да, практика подтверждает тенденцию перехода к аутсорсингу. И есть все предпосылки к тому, что все больше клиентов будут использовать наши продукты в режиме аутсорсинга.
— Насколько можно заключить из дискуссий на форуме, вы уже задумываетесь и об аутсорсинге бизнес-процессов?
— Сейчас начался период живых обсуждений на эту тему. Потому что, с одной стороны, правы те, кто говорит, что в банке должна быть технологическая экспертиза, которая определяет, как построены продукты и процессы. Но с другой стороны, есть и запросы от бизнеса, вынести в аутсорсинг, например, бухгалтерию, потому что мы тоже знаем, как подавать отчетность в ЦБ и как настроены наши продукты. Банк хочет только продавать, а функция учета, по его мнению, должна становиться автоматической. Но тут уже нам нужно считать бизнес-модель, потому что тогда мы должны будем по каждому банку наращивать экспертизу, а вариативность достаточно высока. Правда, я думаю, как всегда будет где-то посередине. Согласен с выступлением специалистов из Accenture — на аутсорсинг можно и нужно отдавать то, что не приносит добавочную стоимость.
— Есть ли у вас ощущение, куда все движется, о чем будут говорить на форуме в следующем году, что произойдет с банковскими IT?
— Думаю, не буду оригинален. О среднесрочных трендах мы говорили на Саммите — это развитие всех сервисов, связанных с дистанционным банковским обслуживанием. Кроме того, я думаю, будет развиваться практика уже нескольких лет использования федеральных сотовых ритейлеров в качестве каналов продаж финансовых продуктов. Потому что показатели впечатляющие — финансовые услуги уже занимают 70% в обороте Евросети. Будут появляться отраслевые компании, которые должны будут предлагать банкам свой продукт — автодилеры, потребкредитование — все те, кто выступает посредниками между банками и нами перед конечным потребителем, умеют красиво упаковывать свой продукт.
Будет развиваться тема оптимизации бизнес-процессов, связанных с сопровождением, эксплуатацией и разработкой банковского обеспечения. И уже большее число банков будет на понятном бизнесу языке говорить, сколько стоит тот или иной процесс и сколько он должен стоить, чтобы отдать его на аутсорсинг. Поэтому тема аутсорсинга отдельных бизнес-процессов будет активно обсуждаться и на следующем Саммите.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка