Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Банкострахование как основа экосистемы
24.05.2019 Аналитика
Банкострахование как основа экосистемы

Банкострахование продолжает расти высокими темпами, но участники рынка опасаются охлаждения. Впрочем, скорее речь идет о перезагрузке: внедрение стандартов продаж и формирование новых продуктов серьезно изменят структуру и качество сегмента



В 2018 году страховой рынок показал рекордные темпы роста взносов за последние шесть лет: 15,7%, общий объем собранных премий составил почти 1,5 трлн рублей. Более 73% всех собранных взносов получено при помощи посредников, еще 5% было собрано через Интернет. Наибольший объем страховых премий (547,7 млрд рублей) приходится на банковский канал продаж, его доля в структуре всех сборов составила 37%. Так было не всегда: пять лет назад эта доля была в два раза меньше (на уровне 17%), а собственные продажи страховых компаний приносили свыше трети всех взносов. Сегодня доля премий, полученных без участия посредников, составляет только 22%. Банковский канал опережает остальные, на него приходится уже более половины посреднических сборов. Кроме того, продажи через него растут более высокими темпами, чем темпы страхового рынка. По итогам 2018года темп прироста банкострахования оказался равен 40% (в 2017 году — 30%).

 

Доля премий, полученных без участия посредников, наименьшая за последние пять лет

Источник: Аналитическое агентство «БизнесДром» по данным Банка России

Сейчас банки предлагают своим клиентам различные продукты, но ведущую роль в доле продаж занимает страхование жизни. При продаже полисов ИСЖ иногда случается мисселинг, когда клиентов не полностью или некорректно информируют об условиях договора. На эту проблему обратили внимание Всесоюзный союз страховщиков (ВСС) и Банк России: в начале 2019 года ВСС выпустил стандарты для участников рынка, а с 1 апреля 2019 года вступили в силу указания ЦБ РФ, касающиеся стандарта продаж страхования жизни. Банкам предстоит не только самостоятельно изучить стандарты и переработать инструкции для менеджеров, но и скорректировать механизмы и методы продаж страховых продуктов, переобучить своих сотрудников, а также мотивировать их действовать согласно правилам. Страховые компании, в свою очередь, чтобы нивелировать мисселинг, делают приветственные звонки, распространяют памятки клиента, проводят активную работу с представителями банков, продающими продукты страхования жизни.

 

Темпы прироста банкострахования в несколько раз опережают темпы прироста страхового рынка

Источник: Аналитическое агентство «БизнесДром» по данным Банка России

Однако, несмотря на предстоящие изменения, страхование остается для банков крайне привлекательным сегментом. Рынок страхования жизни в России достиг рекордных масштабов и продолжает увеличиваться. На сегодняшний день 25% выручки от всех комиссионных доходов банк получает именно от страхового рынка.

 

Доля банкострахования в общем объеме сборов удвоилась за последние пять лет

Источник: Аналитическое агентство «БизнесДром» по данным Банка России

Сфера банковского страхования привлекает к себе внимание не только высокой выручкой. Например, страховые компании, конкурируя за клиента и внимание банка, улучшают свои продукты, добавляют к ним новые опции. Потенциал роста есть в таких дополнительных сервисах, как телемедицина, юридический и консьерж-сервис. Банк, в свою очередь, работая с новым продуктом, продает не только страховые услуги, но и комплексные продукты. Все это приводит к тому, что вокруг банковского страхования образуется своя экосистема, которая пока нуждается в тщательном исследовании и обсуждении.

Мы приглашаем банки, страховые компании и посредников обсудить тенденции банкострахования на главной конференции года по этой теме «Банкострахование-2019».