Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Банковские войны за проблемные активы
01.07.2010
Банковские войны за проблемные активы

Доставшиеся от заемщиков непрофильные активы, конечно, составляют для банков головную боль. Но и за эту головную боль еще предстоит побороться! Причем не только с самими заемщиками, но и с другими претендентами.


Дмитрий Жданухин
Генеральный директор
Центр развития коллекторства

Дмитрий Жданухин,

генеральный директор Центра развития коллекторства,
директор по корпоративным взысканиям Bank Management Group

Естественно, основные способы соперничества за проблемные активы связаны с юридической сферой (банкротство, соглашения с должником и т.д.), но часто юридических приемов оказывается недостаточно.

Например, в одном из регионов России клиент трех банков (одного федерального и двух региональных) не смог обслуживать кредиты, взятые на строительство торгового центра. С помощью процедуры банкротства контроль над проблемным недостроем получил филиал федерального банка. А региональные «собратья по несчастью» оказались за бортом реестра кредиторов. Проблемный актив был продан, к неудовольствию должника и нерасторопных кредиторов, за цену гораздо ниже рыночной. Кстати, в этой ситуации должник и региональные банки, как ни странно, оказались по одну сторону баррикад, так как они были заинтересованы в достройке объекта и продаже его в посткризисных условиях.

Чтобы не остаться у разбитого корыта, банку нередко приходится бороться за проблемные активы, банкротя организацию-должника, из которой «все украдено до нас» и которая к тому же имеет большое количество других кредиторов. Целей борьбы может быть несколько:

1) получение контроля над проблемным активом в обход других кредиторов;

2) возврат проблемного актива в конкурсную массу, чтобы всем досталось понемногу в соответствии с действующим законодательством и договоренностями с должником.

Первая цель часто достигается за счет своего рода медиации, когда должнику, с одной стороны, показывают готовность взыскивать долг, а не банкротить, и, с другой стороны, предлагают компромиссный вариант (сохранение доли в бизнесе и т.д.). Второй же цели обычно пытаются достичь юридическими методами. Но они часто недостаточно оперативны: любой суд или уголовное дело можно затянуть, а актив за это время сменит хозяев или, что даже хуже, потеряет свою ценность.

Вот тут и появляется потребность в административном ресурсе или PR-технологиях, чтобы склонить к компромиссу «победившего» кредитора, захватившего власть над проблемными активами. Нетехнологичные вопросы использования «связей» оставим в стороне и обратимся к «пиару».

Стоит отметить, что журналисты нередко сами проявляют интерес к ситуациям с проблемным активом, зачастую охотно пишут о конфликтах, особенно с именитыми участниками. Но в полноценной программе PR-сопровождения важны не отдельные публикации, а демонстрация оппонентам того, что информация будет распространяться системно и не только массово, но и точечно. Часто действенным оказывается именно точечное информационное воздействие в тех системах отношений и связей, в которые включены оппоненты. Важен правильный выбор болевых точек, исходя из того, могут ли те или иные третьи лица, получив информацию о конфликте и претензиях на объект, повести себя негативным для противников образом.

Помню, как потенциальные клиенты на переговорах о возможности взыскания долга с одной торговой сети, попавшей под контроль крупной банковской структуры, говорили, что им предлагают присоединиться к обращению «обиженных» в адрес президента России, в котором президенту сообщили бы о неэтичной позиции банка-«победителя». Тогда я выразил сомнение в том, что такой шаг сам по себе даст результат. Допустим даже, что после обращения последует запрос из администрации президента. Ну и что? Должник и захвативший его активы крупный банк честно отчитаются, что процесс работы с кредиторами активно идет, проверенные требования удовлетворяются в возможно короткие сроки. И формально где-то будут правы. Важна системность. Обращение к президенту может стать одним из шагов и скорее информационным поводом для других действий.

Информационное сопровождение — это не только дубинка, которой бьют, но и дубинка, которую показывают

Иногда информационная политика банков в отношении должников и конкурентов часто напоминает «махание кулаками после драки». Сообщения в СМИ имеют в основном своей целью высказать обиду и — вдруг произойдет чудо — добиться справедливости. Неизвестно от кого. Тогда как информационное сопровождение — это не только дубинка, которой бьют, но и, это, пожалуй, даже важнее, — дубинка, которую показывают сопернику. Предупреждение соперника о последующих ваших информационных действиях может быть куда эффективнее и куда менее затратно, чем собственно информационные интервенции. К тому же до того, как конфликтная информация запущена в СМИ и топор войны выкопан, всегда остается шанс договориться полюбовно.

Кроме соперничества возможен такой вариант работы с кредитором, уже получившим актив, как сотрудничество на базе бизнес-плана развития спорного актива. Если опоздавший кредитор предложит реальное описание, например, перспективы управления объектом и его продажи, когда изменится рыночная конъюнктура, и без него такой проект реализовать проблематично, то, возможно, его интересы будут учтены. Еще лучше, если такой опоздавший кредитор одновременно продемонстрирует и готовность доставить неприятности, заняться «гринмэйлом» (корпоративным шантажом) на долгах.

Естественно, что бороться со своими коллегами, да еще и с применением угроз PR-сопровождения, банкам часто не с руки. На такую работу, как правило, нанимают других парней, и в этом есть смысл. Прежде всего это коллекторы и юристы. Однако для того чтобы использовать еще и возможность договориться «по-хорошему» на базе перспективного бизнес-плана, необходимо привлечь специалистов уже другого рода — антикризисных управляющих.

Больше того, в ситуации межбанковской борьбы за активы требуются услуги профессионалов нескольких различных направлений. В этих условиях согласование планов не связанных между собой коллекторов, юристов и управляющих может стать достаточно сложной задачей. Поэтому появляется еще потребность в грамотном дирижировании всем оркестром, когда кто-то из участников процесса следит за комплексной и гармоничной работой всех игроков команды.

Надеюсь, в будущем нас ждут не только разоблачительные публикации по следам злоупотреблений эгоистичных банков, но и яркие прецеденты комплексного решения проблем, где были максимально учтены все интересы.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной