Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Доставшиеся от заемщиков непрофильные активы, конечно, составляют для банков головную боль. Но и за эту головную боль еще предстоит побороться! Причем не только с самими заемщиками, но и с другими претендентами.
генеральный директор Центра развития коллекторства,
директор по корпоративным взысканиям Bank Management Group
Естественно, основные способы соперничества за проблемные активы связаны с юридической сферой (банкротство, соглашения с должником и т.д.), но часто юридических приемов оказывается недостаточно.
Например, в одном из регионов России клиент трех банков (одного федерального и двух региональных) не смог обслуживать кредиты, взятые на строительство торгового центра. С помощью процедуры банкротства контроль над проблемным недостроем получил филиал федерального банка. А региональные «собратья по несчастью» оказались за бортом реестра кредиторов. Проблемный актив был продан, к неудовольствию должника и нерасторопных кредиторов, за цену гораздо ниже рыночной. Кстати, в этой ситуации должник и региональные банки, как ни странно, оказались по одну сторону баррикад, так как они были заинтересованы в достройке объекта и продаже его в посткризисных условиях.
Чтобы не остаться у разбитого корыта, банку нередко приходится бороться за проблемные активы, банкротя организацию-должника, из которой «все украдено до нас» и которая к тому же имеет большое количество других кредиторов. Целей борьбы может быть несколько:
1) получение контроля над проблемным активом в обход других кредиторов;
2) возврат проблемного актива в конкурсную массу, чтобы всем досталось понемногу в соответствии с действующим законодательством и договоренностями с должником.
Первая цель часто достигается за счет своего рода медиации, когда должнику, с одной стороны, показывают готовность взыскивать долг, а не банкротить, и, с другой стороны, предлагают компромиссный вариант (сохранение доли в бизнесе и т.д.). Второй же цели обычно пытаются достичь юридическими методами. Но они часто недостаточно оперативны: любой суд или уголовное дело можно затянуть, а актив за это время сменит хозяев или, что даже хуже, потеряет свою ценность.
Вот тут и появляется потребность в административном ресурсе или PR-технологиях, чтобы склонить к компромиссу «победившего» кредитора, захватившего власть над проблемными активами. Нетехнологичные вопросы использования «связей» оставим в стороне и обратимся к «пиару».
Стоит отметить, что журналисты нередко сами проявляют интерес к ситуациям с проблемным активом, зачастую охотно пишут о конфликтах, особенно с именитыми участниками. Но в полноценной программе PR-сопровождения важны не отдельные публикации, а демонстрация оппонентам того, что информация будет распространяться системно и не только массово, но и точечно. Часто действенным оказывается именно точечное информационное воздействие в тех системах отношений и связей, в которые включены оппоненты. Важен правильный выбор болевых точек, исходя из того, могут ли те или иные третьи лица, получив информацию о конфликте и претензиях на объект, повести себя негативным для противников образом.
Помню, как потенциальные клиенты на переговорах о возможности взыскания долга с одной торговой сети, попавшей под контроль крупной банковской структуры, говорили, что им предлагают присоединиться к обращению «обиженных» в адрес президента России, в котором президенту сообщили бы о неэтичной позиции банка-«победителя». Тогда я выразил сомнение в том, что такой шаг сам по себе даст результат. Допустим даже, что после обращения последует запрос из администрации президента. Ну и что? Должник и захвативший его активы крупный банк честно отчитаются, что процесс работы с кредиторами активно идет, проверенные требования удовлетворяются в возможно короткие сроки. И формально где-то будут правы. Важна системность. Обращение к президенту может стать одним из шагов и скорее информационным поводом для других действий.
Информационное сопровождение — это не только дубинка, которой бьют, но и дубинка, которую показывают
Иногда информационная политика банков в отношении должников и конкурентов часто напоминает «махание кулаками после драки». Сообщения в СМИ имеют в основном своей целью высказать обиду и — вдруг произойдет чудо — добиться справедливости. Неизвестно от кого. Тогда как информационное сопровождение — это не только дубинка, которой бьют, но и, это, пожалуй, даже важнее, — дубинка, которую показывают сопернику. Предупреждение соперника о последующих ваших информационных действиях может быть куда эффективнее и куда менее затратно, чем собственно информационные интервенции. К тому же до того, как конфликтная информация запущена в СМИ и топор войны выкопан, всегда остается шанс договориться полюбовно.
Кроме соперничества возможен такой вариант работы с кредитором, уже получившим актив, как сотрудничество на базе бизнес-плана развития спорного актива. Если опоздавший кредитор предложит реальное описание, например, перспективы управления объектом и его продажи, когда изменится рыночная конъюнктура, и без него такой проект реализовать проблематично, то, возможно, его интересы будут учтены. Еще лучше, если такой опоздавший кредитор одновременно продемонстрирует и готовность доставить неприятности, заняться «гринмэйлом» (корпоративным шантажом) на долгах.
Естественно, что бороться со своими коллегами, да еще и с применением угроз PR-сопровождения, банкам часто не с руки. На такую работу, как правило, нанимают других парней, и в этом есть смысл. Прежде всего это коллекторы и юристы. Однако для того чтобы использовать еще и возможность договориться «по-хорошему» на базе перспективного бизнес-плана, необходимо привлечь специалистов уже другого рода — антикризисных управляющих.
Больше того, в ситуации межбанковской борьбы за активы требуются услуги профессионалов нескольких различных направлений. В этих условиях согласование планов не связанных между собой коллекторов, юристов и управляющих может стать достаточно сложной задачей. Поэтому появляется еще потребность в грамотном дирижировании всем оркестром, когда кто-то из участников процесса следит за комплексной и гармоничной работой всех игроков команды.
Надеюсь, в будущем нас ждут не только разоблачительные публикации по следам злоупотреблений эгоистичных банков, но и яркие прецеденты комплексного решения проблем, где были максимально учтены все интересы.
Банк «Уралсиб» перезапускает работу с сегментом малого и среднего бизнеса. Сергей Животягин, руководитель департамента дистанционных продаж и обслуживания юридических лиц, и Ирина Зосимова, начальник управления цифровых каналов корпоративного и малого бизнеса, рассказали Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром» о тенденциях на рынке МСБ, новых подходах к работе с клиентами и перспективах развития направления в банке
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка