Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Большое окно для малого бизнеса
14.10.2021 FinCorpFinTechАналитика

Большое окно для малого бизнеса

Концепция экосистем, прежде всего для физлиц, стала настолько значимой для банковского сектора, что ее регулированием уже озаботился ЦБ. Экосистемы и маркетплейсы в корпоративном секторе также активно развиваются — не только в популярном формате порталов небанковских услуг для МСБ, но и в отраслевых проектах


Победители FINAWARD’21

В рамках премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD в 2021 году впервые была выделена номинация «Решение для маркетплейса, или экосистемы B2B». Первое место в этой номинации получила платформа Россельхозбанка «Свое Фермерство». Создатели говорят о проекте как первом в мире маркетплейсе для агробизнеса, объединяющем финансовые и нефинансовые цифровые сервисы для фермерских хозяйств. В составе платформы — маркетплейсы товаров и онлайн-сервисов для аграриев, раздел финансовых услуг, портал трудоустройства, а также медиа-площадка. 

Второе место завоевал банк «Точка» с продуктом расчетов для онлайн-платформ. Решение «Точки» упрощает работу B2B- и B2C-маркетплейсов, работающих по агентской схеме, схеме возмездного оказания услуг или лицензионным соглашениям. Банк предлагает открытие номинального счета и предоставляет инструментарий управления расчетами с контрагентами; интеграция происходит посредством API-интерфейса. Помимо этого банк предлагает клиентам подготовить юридическую модель для запуска онлайн-платформы. «Точка» развивается и в смежном направлении — 9 сентября анонсирован запуск нового сервиса, который поможет предпринимателям выйти на маркетплейсы «Яндекс.Маркет» и Ozon. Банк готов закрыть организационные моменты: прохождение регистрации на площадке и подготовку документов. Также предлагается помощь в выборе оптимальной схемы работы с маркетплейсом, оформлении продающих карточек товаров, привлечении первых покупателей. 

Комментирует Евгения Евлютина, сооснователь «Точки»: «Доля нефинансовых сервисов в “Точке” сейчас около 6%, пару лет назад она была еще меньше. Но это логично: мы только начали работать в этом направлении и в течение года планируем повысить долю до 10% — в том числе за счет проведения питч-дней. Мы открыты к сотрудничеству с командами, у которых есть готовые решения в Fintech, SAAS для бизнеса, AdTech и MarTech, B2B- и B2C-маркетплейсы, low- и no-code-платформы».

Третье место в номинации занял Абсолют Банк с онлайн-платформой «А.Финанс». Решение предназначено для агентов банка, желающих зарабатывать на продаже банковских гарантий. Создатели говорят, что основная стратегия платформы — создание высокотехнологичного и удобного пространства для получения любой финансовой услуги и обеспечение клиентов и партнеров всеми нужными финансовыми инструментами в режиме 24/7. 

Также в номинации были представлены два проекта Сбербанка, запущенные в 2020 году: сервис цифрового факторинга и маркетплейс для торговли сертификатами возобновляемой энергии на базе блокчейн-платформы.

Приоритеты банков и предпринимателей

В декабре 2020 года агентство Frank RG представило исследование экосистем банковских и небанковских услуг и сервисов для микро-, малого и среднего бизнеса. Исследователи проанализировали предложения для МСБ 25 игроков, наиболее активных в этом сегменте: крупнейших банков (Сбербанк, ВТБ, «Альфа», «Тинькофф» и др.), а также ряда региональных и нишевых банков («Точка», Модульбанк, Дело-банк, «Сфера»). 

Frank RG провело опрос 500 предпринимателей, который выявил топ наиболее адекватных нефинансовых сервисов в контуре банковского обслуживания:

  • проверка контрагентов;
  • онлайн кассы и кассовое оборудование;
  • лизинг;
  • СRM-системы;
  • конструктор документов и ЭДО.

Аналитики отметили невысокую востребованность бухгалтерских сервисов, которые в сегменте малого бизнеса оказались лишь на восьмом месте в выборке. В целом, положительно к идее получения услуг в «едином окне» отнесся 61% респондентов, но большинство из них уже являются клиентами банков, развивающих небанковские сервисы и экосистемы. При этом наличие таких предложений от банка, как проверка контрагентов и кассовое оборудование, считают уместным уже 80% клиентов. 

Эту версию подтверждает и мнение провайдеров облачных сервисов. Выступая на митапе Frank RG «Экосистемы для МСБ: что осталось после хайпа?», Евгений Иванченко, руководитель направления работы с банками СКБ Контур, привел следующие данные: сервисом проверки контрагентов «Светофор» в 2020 году воспользовались более 2,7 млн клиентов в 83 банках-партнерах. 

На том же мероприятии Ася Челован, руководитель маркетинга «Тинькофф Бизнес», рассказала, что с 2015 года банк вывел на рынок более 50 сервисов для предпринимателей, и обозначила пять приоритетных направлений развития бизнес-экосистемы: 

  • инструменты для ведения бизнеса онлайн: интернет-эквайринг, безналичные платежи курьерам, электронные чаевые; 
  • сервисы для роста продаж: таргет (реклама продуктов клиентам банка), POS-кредитование, облачный колл-центр, продукты для госзакупок;
  • сервисы для автоматизации бизнеса: Open API, телефонные роботы, Voice-Kit; 
  • сокращение расходов компании: электронные чеки, лимиты на бизнес-карты; 
  • отраслевые решения: выплаты самозанятым и таксистам. 

В контуре B2B-экосистемы Сбербанка 43 сервиса, из них 17 выведено в мобильное приложение, рассказал на митапе Денис Ананьев, руководитель проектов дивизиона «Цифровой корпоративный банк». При этом банк не гонится за их числом: в частности, придерживается принципа «одна потребность — один сервис» и уделяет пристальное внимание качеству сервисов. Банк также стремится обеспечить понятный нейминг и однородный дизайн сервисов и, конечно, единую аутентификацию и бесшовный переход. Помимо стандартного набора цифровых услуг для бизнеса в портфеле Сбербанка есть предложения, связанные с транспортом и логистикой, подбором и развитием персонала. Также Денис Ананьев отметил важность экосистемы с точки зрения привлечения и удержания клиентов посредством «технологической привязки»: вероятность ухода клиента с подключенными небанковскими сервисами существенно ниже. 

27 сентября Сбербанк объявил о запуске нового сервиса для бизнеса — «СберМаркет», который позволит компаниям приобретать продукты, канцелярские и прочие товары. При этом бесшовная авторизация, оплата покупок, оформление документов, возмещение НДС происходят в контуре корпоративного интернет-банкинга «СберБизнес». 

B2B или B2C? 

Некоторые отраслевые экосистемы, которые позиционируются в первую очередь как решения для физлиц, становятся и площадками взаимодействия с бизнесом, т.е. фактически B2B2C-платформами. Например, набравшие популярность за последний год онлайн-порталы недвижимости «ДомКлик» (Сбербанк) и «Метр квадратный» (ВТБ) предлагают набор сквозных услуг для бизнес-партнеров из числа застройщиков, риэлторов, оценочных компаний. Размещение объявлений на портале, аналитика, ипотечное кредитование, юридическое сопровождение, электронная регистрация сделки, безопасные расчеты — эти и другие сервисы доступны партнерам через личный кабинет, в режиме «одного окна». 

Так, партнерская база проекта «Метр квадратный» насчитывает более 1,2 тыс. застройщиков, 3 тыс. агентств и 5,5 тыс. частных агентов. По оценке самого сервиса, 11% сделок на первичном рынке проходит с участием «Метра квадратного». Компания рассчитывает по итогам 2021 года увеличить число сделок с недвижимостью в шесть раз — до 260 тыс. Портал открытых данных конкурирующей платформы «ДомКлик» позволяет отслеживать ее показатели в различных разрезах. Так, в августе 2021 года было зафиксировано 96,6 тыс. сделок, из них более 80% (78,5 тыс.) прошли с электронной регистрацией. 

Кейсы из других отраслей, например медицинские («СберЗдоровье», «Мой_Сервис.Мед» от Росгосстраха) или автомобильные порталы, также предполагают взаимодействие не только с частными клиентами, но и с бизнес-партнерами. Пока такие проекты не предлагают комплексный набор услуг и бесшовный клиентский опыт, как в случае с порталами недвижимости. Сейчас это выглядит скорее как один из каналов лидогенерации для предпринимателей. Возможно, здесь кроется потенциал развития околобанковских экосистем с учетом отраслевой специфики. Это же справедливо и для товарных маркетплейсов, которые развиваются в контуре банковского бизнеса, таких как «СберМегаМаркет» или «Товары в рассрочку» от Банка «Хоум Кредит».

Не только банки 

Как и в случае с экосистемами для физлиц, конкуренцию банкам готовы составить BigTech-компании. Например, портал «МТС Твой бизнес» предлагает набор сервисов, схожих по составу с витринами банков для МСБ. Среди предложений бизнес-платформы МТС — РКО, платежные инструменты и банковские гарантии родственного МТС Банка, услуги связи, приложения для маркетинга и работы в команде и пр. 

Достаточно развитые порталы бизнес-сервисов есть и у других мобильных операторов: «Мегафон» и «Билайн», но выбор финансовых сервисов там пока невелик. «Билайн» предлагает услуги ОФД и мобильные кассы с эквайрингом. На портале «Мегафона» офферов финуслуг найти не удалось, хотя амбиции в этой сфере у владельца телеком-компании, холдинга USM, определенно есть.

В феврале этого года было объявлено, что «Мегафон», Mail.ru Group, USM, Ant Group и РФПИ подписали обязывающие документы по созданию двух совместных предприятий — платежного и финансового. Предполагается, что крупнейшим акционером в платежной компании станет Mail.ru с долей 40%.

Сейчас платформы для бизнеса крупнейших интернет-игроков «Яндекс» и Mail.ru не выглядят полноценными конкурентами банковским порталам, они больше фокусируются на рекламных и технологических сервисах. Займут ли предложения интернет-компаний скромное место на «полках» банковских маркетплейсов или отечественные бигтехи готовы вступить в борьбу за «главный экран» бизнес-клиентов? 

Также открытым остается вопрос о планах «Яндекса» относительно развития собственных финансовых сервисов. После событий 2020 года, когда сервис «Яндекс.Деньги» отошел Сбербанку и расстроилась сделка с «Тинькофф», у компании образовался пробел в части финсервисов. Текущая версия «Yandex Pay», запущенная в марте 2021 года, на сайте обозначена как «информационный сервис, позволяющий сохранять и использовать данные банковских карт». В условиях сервиса для продавцов сказано, что «Яндекс» не является оператором по переводу денег, банковским платежным агентом, платежным агрегатором, поставщиком платежного приложения или оператором услуг информационного обмена. В апреле этого года интернет-холдинг объявил о соглашении по покупке банка «Акрополь», на базе которого планируется развивать это направление. В июле «Ведомости» сообщили, что сделка на сумму 1,1 млрд рублей завершена. 

Один из возможных сценариев развития конкурентной среды B2B-экосистем: бигтехи сфокусируются на работе с клиентами, ведущими преимущественно бизнес в интернете и технологической сфере. Ядро аудитории банковских платформ составят предприятия, больше работающие «на земле», в офлайне. При этом особенно интересны будут компании, обладающие потенциалом перейти из категории малого бизнеса в средний. 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Любовь Любаева, заместитель директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка, руководитель проекта «Свое Фермерство»Любовь Любаева, заместитель директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка, руководитель проекта «Свое Фермерство»:

Банк принял решение о создании платформы «Свое Фермерство» в ноябре 2019 года, В апреле 2020-го мы запустили пилотную версию, а 3 июля этого же года состоялся полномасштабный запуск. Через месяц мы уже достигли первых результатов: на маркетплейсе появилось 130 поставщиков, 6 тыс. товаров, пять цифровых агросервисов и 3 тыс. клиентов. В том же году мы получили несколько престижных наград за проект, в том числе Gartner Eye on Innovation Award, которой очень гордимся. Платформа бурно развивалась, и спустя год мы можем говорить о прорывном росте показателей: 30 цифровых агросервисов, 6 тыс. поставщиков, более 600 тыс. товаров в маркетплейсе и более 1 млн посещений. 

Для предоставления пользователям качественных и полезных цифровых агросервисов мы активно работаем с агротехнологическими стартапами. В прошлом году прошел первый акселератор агротех-стартапов. На старте в воронке было около 300 компаний, в финал вышли 10 победителей, с тремя из них мы сделали пилотные проекты и уже вывели их на витрину экосистемы. в этом году мы планируем провести второй акселератор, его финал, скорее всего, состоится в начале следующего года. 

Помимо акселерационной программы мы активно сотрудничаем с более зрелыми технологическими компаниями, у которых есть уже готовые, зарекомендовавшие себя делом цифровые сервисы. Наиболее перспективными из них мы считаем сервис точного земледелия, предоставляющий аграриям услугу анализа полей по снимкам из космоса. Также высоко оцениваем услугу «Телеветеринар», позволяющую животноводам получить онлайн-консультации по вопросам здоровья и содержания сельскохозяйственных животных. 

Сейчас наиболее популярный сервис экосистемы — маркетплейс, где в одном месте вы можете найти практически любые товары для сельского хозяйства, причем от проверенных поставщиков и зачастую со скидками. Тысячи фермеров ежедневно заходят к нам посмотреть новинки и сезонные товары, сравнить их и выбрать оптимальный для себя товар, потому что мы сделали действительно удобный поиск и максимально наполнили витрину товаров.

Другое направление, которое мы активно развиваем, — медиаплатформа «Агромнение». Это раздел сайта, в котором публикуются новости, полезные статьи, видеоинтервью, лайф-беседы. В том числе мы публикуем материалы от экспертов агробизнеса, российских ученых, представителей агротехнологических компаний, в которых они делятся результатами последних исследований, экспериментов и новыми трендами в аграрной индустрии. В планах — обогащение медиаплатформы интервью с фермерами, которые расскажут об успешном опыте использования передовых инновационных сервисов, помогающих им эффективно управлять фермой. Понятно, что в крупных агрохолдингах цифровизация уже состоялась, но для небольших фермерских хозяйств это остается важной и сложной темой, поэтому мы взяли на себя такую отчасти просветительскую миссию. 

Одной из целей создания экосистемы было продвижение собственно банковских услуг, и здесь мы тоже видим хорошие результаты. Достаточно много пользователей платформы, которых изначально привлек маркетплейс или другие сервисы экосистемы для предприятий АПК, в итоге становятся клиентами банка — открывают счет, оформляют кредит и другие продукты. Мы стараемся делать удобный сервис, бесшовно встраиваем банковские продукты в клиентский путь пользователя сайта «Свое Фермерство». Ведь клиент приходит в банк не за деньгами, а для реализации своих насущных целей, например покупки дорогостоящего комбайна или увеличения поголовья стада. У нас на сайте он может выбрать необходимую ему технику или животных и сразу же оформить онлайн-заявку на кредит. 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ