Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Бум или не бум? Кто и как может помочь частным инвесторам
13.12.2021 FinRegulationFinRetailFinSecurityFinTechАналитика

Бум или не бум? Кто и как может помочь частным инвесторам

Фондовый рынок сегодня испытывает наплыв неквалифицированных инвесторов. У некоторых из них есть четкое понимание, с какой целью они к этому пришли и как будут ее достигать. Другие хотят попробовать себя в качестве биржевых игроков, но пока не готовы к серьезным действиям. Перед инвестиционными компаниями бурный рост числа таких клиентов ставит новые задачи. О том, как разработчики и поставщики сегмента InvestTech, а также независимые консультанты помогают находить их решение, говорили на 4-й практической конференции INVESTTECH 2021


Рынок: вид сверху

По данным Московской биржи, на сегодняшний день в России открыто 17 млн инвестиционных счетов, из которых 2 млн активны. Статистика показывает, что 80–90% клиентов брокерских компаний пользуются биржей с помощью мобильных телефонов; сегодня 99,8% инвестиционных рекомендаций выдают не люди, а программы робоэдвайзинга. Только за этот год количество «машинных» рекомендаций превысило 10 млн, что примерно в десять раз больше, чем за 2020 год.

 

Артем Терехов (Банк России). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Артем Терехов (Банк России). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Программы робоэдвайзинга, по словам Артема Терехова, заместителя директора департамента инвестиционных и финансовых посредников Банка России, — новый развивающийся инструмент с высоким потенциалом, который может реализоваться уже в ближайшем будущем. И в этом, признался спикер, ЦБ РФ усматривает определенный вызов. Впрочем, не только он. Ограничения использования инвестиционных рекомендаций, выданных поставщиком услуги клиенту в полностью автоматическом режиме, на законодательном уровне приняты в Канаде. Те же требования, в том числе обязательного тестирования таких систем, действуют сегодня в Сингапуре. Госрегулятор, тщательно изучающий особенности каждого программного средства для робоэдвайзинга, прежде чем разрешить его использование в инвестиционной деятельности, есть и в Южной Корее.

Банк России в июне 2021 года принял документ 5809-У «О требованиях к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию». В нем устанавлены базовые требования, которые должны учитываться, — это логирование, возможность предоставления доступа сотрудникам Банка России к ПО для мониторинга и проведения проверок, а также тестирование. «Этот документ должен обеспечить нам минимальный контроль и понимание того, чему мы доверяем взаимодействовать с клиентом», — сказал Артем Терехов и напомнил, что документ вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

«На наш взгляд, эта система будет полезна и для рынка, которому даст понимание, как поведет себя та или иная программа, насколько вероятны ее сбои и велики риски, которые будет принимать на себя инвестиционный советник», — сообщил Артем Терехов. Из-за сложности процессов такой оценки решение будет разрабатываться в диалоге со всеми участниками рынка.

Функции аккредитации программ и выпуска их на рынок взяла на себя организация НАУФОР. Совет директоров ассоциации принял решение о разработке собственного стандарта предоставления сервисов автоследования. Он будет включать в себя не только информирование и определение правил защиты клиентов, но и минимизацию ценового влияния на рынок, сообщила Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР. По ее словам, работа над стандартом уже ведется и завершится в первом квартале 2022 года.

Помимо этого было решено ужесточить требования к индивидуальным предпринимателям — инвестиционным советникам. По словам Екатерины Андреевой, количество таких игроков год от года растет, и в связи с этим НАУФОР планирует ввести для них собственный экзамен как условие членства в Ассоциации.

Спикер также рассмотрела действующий порядок функционирования маркеплейсов и высказала ряд замечаний и предложений Ассоциации, которые, по ее словам, получили поддержку в ЦБ РФ.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР По словам Екатерины Андреевой, в настоящее время операторы финансовых платформ могут работать только в форме АО и должны иметь минимально установленный объем собственных средств в размере 100 млн рублей. При этом выступать в этой роли компаниям, ведущим брокерскую деятельность, деятельность управляющей компании и инвестиционных советников, запрещено. А у самих маркетплейсов нет собственных идентифицированных аудиторий, и это их ключевая проблема.

Зато специальный счет оператора финансовой платформы универсален. Он может использоваться проведения расчетов при открытии вкладов, покупке/продаже ценных бумаг, выплат АСВ. Кроме того, платформа может открывать счета в сторонних банках. Такой функции нет больше ни у кого: это ее уникальное преимущество.

Также вице-президент НАУФОР назвала причины неэффективности маркетплейсов:

  • отсутствие собственной идентификационной аудитории клиентов-физлиц;
  • отсутствие аудитории дестимулирует продуктовую и ценовую конкуренцию;
  • необходимость проводить личную идентификацию клиентов курьером;
  • отсутствие узнаваемости бренда платформы маркетплейса;
  • отсутствие персонализации предложений (Investment Advice);
  • неясный клиентский путь.

Три предложения НАУФОР для улучшения сложившейся ситуации:

  1. разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, УК и кредитной организации;

  2. исключить требование к минимальному размеру собственных средств оператора финансовой платформы и снять ограничение на организационно-правовую форму (АО);

  3. разрешить профессиональным участникам рынка ценных бумаг и УК, не имеющим статуса оператора финансовой платформы, проводить кросс-идентификацию клиентов.

Принятие этих предложений поможет реализовать принцип «единого окна», что, в свою очередь, позволит предоставлять полный спектр финансовых услуг, включая открытие вкладов в банках, выдачу кредитов, продажу сторонних финансовых продуктов и страховок идентифицированным пользователям.

Почти 89% непрофессиональных участников рынка приходят на биржу через кредитные организации, привел данные Борис Блохин, директор департамента рынка акций Московской биржи. Профиль клиентов становится более агрессивным. Если раньше россияне были консервативны в выборе инструментов, то за третий и четвертый кварталы 2021 года доля акций и фондов в их портфелях превысила 50% и продолжает расти. За ноябрь произошел рекордный приток в акции российских компаний — 91 млрд рублей. Иными словами, из 7,7 трлн рублей, которые находятся в оценке ценных бумаг в депозитариях, более половины — рискованные активы, пояснил Борис Блохин.

Борис Блохин (Московская биржа). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Борис Блохин (Московская биржа). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Также Банк России отмечает повышение маржинального инвестирования со стороны клиентов. Пока объем маржинальной задолженности невелик — всего 100 млрд рублей, но это тоже рекордный уровень. Пока это нестрашно, уверен Борис Блохин, но тренд наметился.

Инвесторы становятся моложе, по онлайн-каналам на Московскую биржу приходят люди в возрасте от 25 до 35 лет. Важный момент: такие клиенты очень быстро привыкают к абсолютной ликвидности, и рискованные инструменты, в частности акции или закрытые паевые инвестиционные фонды, они выбирают из-за возможности покупки или продажи в любой день и по справедливой или близкой к справедливой цене.

Еще один «осторожный запрос» у этой части клиентов — на доступность торговых операций в режиме 24/7, по аналогии с банками. С начала декабря  ММВБ работает 17 часов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Понимая актуальность темы робоэдвайзинга, медиапроект «Банковское обозрение» инициировало независимое исследование рынка программ автоследования и автоконсультирования российских брокеров. В исследовании рассматриваются десять инвестиционных сервисов (для этого было открыто десять рублевых и пять валютных портфелей) и проводится экспертная оценка их доходности, UX и продуктового наполнения. Также, по словам Данила Поминова, финтех-эксперта и модератора мероприятия, планируется проанализировать методологию и отчасти правовой аспект. Результаты исследования будут верифицироваться экспертной группой, включающей в себя представителей отраслевых ассоциаций. Как ожидается, они будут полезны разработчикам программ робоэдвайзинга и инвестиционным компаниям. Для того чтобы составить полное представление об исследовании, предлагаем оставить заявку.

Цифровые инвестиции: игроки и инструменты

Инвестирование невозможно без цифровых инструментов — того, что называется digital, убежден Владимир Потапов, глава «ВТБ Капитал Инвестиции», вице-президент Банка ВТБ, но цифровая трансформация выполняет свое предназначение только тогда, когда ее результатом становится построение цифрового бизнеса. У приложения «ВТБ Мои Инвестиции» больше 1 млн фондированных счетов со средним счетом 2 млн рублей и более.

Все эти люди заинтересованы в том, чтобы сберегать свои средства через инвестиции, и задача «ВТБ Капитал Инвестиции» помочь им в этом, а не наращивать количество новых счетов. Для этого задействуется потенциал самых передовых технологий: робоэдвайзинга, ИИ, различных цифровых советников, поскольку людей-консультантов для миллионов клиентов не хватает.

В настоящее время много усилий тратится на совершенствование клиентских приложений. «Мы постоянно отслеживаем наши показатели DAU и MAU, первый из них у нас превысил 400 тыс. пользователей, а второй — 800 тыс. Также важен для нас показатель использования приложения в выходные дни», — констатировал Владимир Потапов.

«ВТБ Капитал Инвестиции» планирует в начале следующего года запустить продукт, своего рода invеstmеnts chеck-up, дающий доступ к консультациям для людей со счетом от 1 млн рублей.

Для тех брокерских компаний, которые не располагают сверхбольшими бюджетами на внедрение инновационных технологий, разрабатывает свои решения компания «Ньютон Технологии». Назар Щетинин, генеральный директор «Ньютон Технологии», выделил две главные проблемы участников этого рынка — низкую вовлеченность и отсутствие уникального предложения. Он представил концепции мобильных приложений, позволивших брокерским компаниям справиться с этими проблемами и выделиться из ряда конкурентов.

Назар Щетинин («Ньютон Технологии»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Назар Щетинин («Ньютон Технологии»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Ключ к решению первой проблемы — формирование своего комьюнити. В соответствии с концепцией в таком сообществе приложение брокеров может связывать между собой эмитентов (большие бренды) и частных инвесторов. Пока, по словам Назара Щетинина, две эти группы участников рынка только нащупывают подходящие каналы коммуникаций.

Идея социального трейдинга была подсмотрена у инвестиционной платформы public.com, которая предоставила небольшим сообществам клиентов — частных инвесторов свои ресурсы для общения. Третья идея — оказание влияния на ту или иную компанию путем покупки ее акций.

Назар Щетинин отметил, что, поскольку российские брокерские компании не прилагают усилий к формированию сообществ своих клиентов, такие комьюнити создаются сами. Их уже много, и совокупный объем инвестиций всех членов хотя бы одного из них может достигать 1 млрд рублей. Кто первым поймет, как перевести хотя бы некоторые из этих сообществ на свою платформу, тот получит клиентов с фондированными счетами.

Решение проблемы отсутствия уникального предложения в нишевых продуктах

В качестве примеров таких ниш спикер привел несколько продуктов: приложение acorns для инвестиций и накопления, по которому банк «Тинькофф» построил свою «Инвесткопилку»; сервис Qooore, ориентированный на инвесторов из поколения Z, а также идею TITAN —  хедж-фонда для каждого с перспективами роста быстрее рынка.

Для того чтобы начинающие инвесторы правильно распоряжались своими деньгами, существует институт инвестиционных советников, а им, в свою очередь, требуются средства автоматизации их деятельности, в том числе программы робоэдвайзинга, автоследования и т.д. Компания «Винвестор» предлагает им в помощь облачную платформу Sovеtnik.iO, в пространстве которой есть личный кабинет, CRM и необходимый набор инструментов для обслуживания клиентов онлайн.

«С ВТБ мы в процессе интеграции; надеюсь, в следующем году мы ее закончим», — сказал Виталий Муттер, директор по развитию бизнеса компании «Винвестор». По его словам, для того чтобы внедрять инновационные решения, крупные брокерские компании должны уделять внимание открытости своей IT-архитектуры и наличию открытых программных интерфейсов, без которых невозможно подключить внешних разработчиков.

Виталий Муттер («Винвестор»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Виталий Муттер («Винвестор»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

«Мы, в компании “Винвестор”, развиваем инфраструктуру для дистрибуции финансовых продуктов на российском рынке онлайн. Для этого интегрируем в свою платформу API всех брокеров и все управляющие компании, а потом дотягиваем их продукты и услуги до клиента, где бы он ни находился. Для этого нам нужна инициатива по цифровизации от всех участников рынка», — пояснил Виталий Муттер.

Индустрия думает сейчас в одном направлении — как правильно позиционировать инвестора на рынке, как доставить множеству новых игроков рынка ценных бумаг сервисы, которые еще недавно были эксклюзивными. «Мы движемся в сторону создания механик для наших клиентов: почему надо инвестировать, почему нужно инвестировать правильно, как не совершать распространенных среди неопытных инвесторов ошибок», — сообщил Алексей Евсютин, руководитель дирекции цифровых решений брокерского бизнеса «БКС Мир инвестиций». Цель, к которой надо при этом стремиться, — формирование у человека потребности в инвестировании на регулярной основе и понимание своих финансовых приоритетов.

Константин Кокурин («Диасофт»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Константин Кокурин («Диасофт»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Для этого в компании сейчас решается задача обеспечения помощью профессионалов всех начинающих инвесторов. «Мы хотим экспертизу наших сотрудников в инвестициях доставить до каждого нашего клиента, независимо от его среднего чека, размера кошелька и потенциала, для того чтобы он мог получить от инвестиций желаемый результат», — сказал Алексей Евсютин.

За последний год в мобильном приложении был запущен раздел «Обучение». Его насыщение контентом продолжается. По словам Алексея Евсютина, 30–32% клиентов, которые открывают в компании свой первый брокерский счет, в первую неделю пребывания в статусе инвестора посещают этот раздел и оставляют отзывы и предложения о его развитии.

Месячная посещаемость приложения компании составляет 450–470 тыс., за последний год этот показатель вырос на 30%, средний чек равен 1,3 млн рублей. «Мы стараемся ориентироваться на аудиторию, для которой инвестиции — это что-то нужное и полезное, даже если они этого не осознают, но при этом имеют капитал или готовы вместе с нами его нарастить путем ежемесячных отчислений», — заявил Алексей Евсютин.

Тем частным инвесторам, которые выбрали стратегию для своего портфеля, важны скорость и бесперебойность обслуживания со стороны брокерской компании, а также доступ к точной финансовой информации. О подходе, позволяющем предоставить им такую возможность, рассказал Константин Кокурин, руководитель продукта «Рыночные данные и торговое операции» в компании «Диасофт». В этом году он делился примерами применения микросервисной архитектуры в семи инвестиционных компаниях из топ-20.

По его словам, с ее помощью решались задач обслуживания 5 млн операций с финансовыми инструментами в день, бесперебойной работы системы в режиме 24/7 с возможностью ее обновления и техобслуживания без остановки эксплуатации, а также сокращения вывода новых продуктов на рынок. В ходе экспериментов максимальную эффективность доказал подход, предполагающий концентрацию функций бэк-офиса по обслуживанию клиентов в отдельном слое Middlе Layеr, построенном на микросервисной архитектуре. Благодаря ему удалось повысить удобство работы в приложении для клиента и перевести в онлайн-режим многие операции: один запрос на расчет брокерской комиссии сократился до 0,2 мс, а начисление НДФЛ происходит за одну секунду.

Еще одна наработка компании «Диасофт» — сервис Markеt Data Managеmеnt, который приоритезирует потоки информации, обрабатывает их и формирует итоговую версию, после чего она транслируется в бэк-офис и в цифровые каналы — личные кабинеты и мобильные приложения потребителей.

«Выполняя правильные расчеты комиссий, налогов, композиций, мы помогаем клиенту, а повышая точность финансовой информации, даем брокеру возможность влиять на лояльность и удовлетворенность потребителя этих данных», — подытожил Константин Кокурин.

Инвестиционные советники как драйверы рынка

Компания «Винвестор» помимо облачной платформы личных кабинетов Sovеtnik.iO, разработанной специально для игроков рынка инвестиционного консультирования, предлагает b2c-сервис «Советники Винвестора», облегчающий частным лицам выбор финансового советника и обеспечивающий самим советникам лидогенерацию. В сервисе представлены специалисты, готовые проконсультировать клиента как с учетом его жизненных ситуаций, так и по отдельным направлениям (налоги, страхование, финансовое планирование и др.). Также у потребителя после прохождения короткого опроса есть возможность запросить автоподбор консультанта. И, по словам Виталия Муттера, она уже пользуется популярностью у частных клиентов.

Уровень развития института инвестиционных советников — это индикатор финансовой грамотности общества, считает Евгений Сомов, бизнес-лидер ITI Capital. Он представил на форуме монопродукт — сервис «Инвестиции в prе-IPO» для инвестиционных советников.

Евгений Сомов (ITI Capital). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Евгений Сомов (ITI Capital). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Подсегмент «последней мили» до IPO, инвестиций в уставный капитал компаний, был закрыт для широкого круга частных инвесторов до недавнего времени. ITI Capital отбирает для своего монопродукта компании, текущая оценка которых превышает 1 млрд долларов и которые планируют выход на IPO в течение ближайших 24 месяцев, — компании с потенциальной доходностью от 50%, имеющие потенциальных покупателей, отраслевые фонды и нишевые компании. В качестве примера спикер привел сервис доставки GORILLAS, стоимость которого составляет 3 млрд долларов с потенциальной доходностью 360%.

Говоря о рисковых факторах, которые нужно принимать во внимание при инвестировании в компанию на стадии prе-IPO Е, Евгений Сомов назвал низкую ликвидность и непубличность таких компаний. Кроме того, остается риск банкротства эмитента.

Будучи продуктовой фабрикой, компания ITI Capital не конкурирует с инвестиционными советниками за клиентов, кроме того, с каждой сделки с ее ценными бумагами такого типа она выплачивает партнерам комиссию.

Тема инвестиционного консультирования сейчас очень актуальна, отметил Андрей Салащенко, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и общественными организациями, «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции»); он выразил надежду, что в 2022 году финансовых советников начнут узнавать.

Андрей Салащенко («Открытие Брокер»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Андрей Салащенко («Открытие Брокер»). Фото: «Б.О»/ Елена Сычева

Как финансовым консультантам конкурировать с большими брокерскими компаниями и с цифровыми технологиями, теми же программами робоэдвайзинга? В ходе дискуссии Виталий Шевелев, независимый инвестиционный консультант, высказал мнение, что, несмотря на уход части функций к программным средствам, остается потребность клиента поговорить с человеком, которому доверяешь.

Комментарии экспертов

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Евгений Сомов, бизнес-лидер ITI Capital

 

 

 

 

 

Как не ошибиться в оценке рисков инвестирования в prе-IPO?

Базовой предпосылкой, для того чтобы сделать «правильный» выбор, является понимание, что, собственно, такое это «PRE-IPO», а также адекватное осознание рисков инвестиций.

Именно тогда мы можем адаптировать правильный подход и минимизировать ошибки в этом сегменте инвестиционного рынка. Для нас Late Stage Private Equity, если по «научному» обозначить PRE-IPO, это набор критериев: 

  1. Стоимость компании 1 млрд долларов;
  2. Наличие среди акционеров крупных профильных фондов и/или компаний;
  3. Потенциальная ожидаемая доходность от такой инвестиции должна составлять от 50% годовых (это разумная «цена» за риски, о которых мы поговорим чуть позже);
  4. До предполагаемого «момента ликвидности» — IPO — остается не более 24 месяцев (в идеале).

Поговорим теперь о рисках такой инвестиции:

  1. Низкая ликвидность. Мы говорим про непубличные компании. Есть рынок «вторички» таковых, но он менее ликвиден, чем публичный рынок; 
  2. Несомненно, инвестиция в акционерный капитал — это всегда риск банкрота эмитента;
  3. Риск изменения оценки компании. Мы «торгуем» оценкой компании, а она может меняться в любую сторону;
  4. Риск того, что наш предполагаемый момент ликвидности будет отложен. Тем самым придется «оставаться» в инвестиции дольше, чем планировалось и/или продавать на «вторичке» по менее выгодным ценам. 

Понимая основы сегмента, сущности и риски инвестиции в PRE-IPO, мы можем минимизировать риски и использовать шансы, которые нам дает этот «инструмент».

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Константин Кокурин, руководитель продуктового направления «Рыночные данные и торговые операции» компании «Диасофт»

— С чего вы рекомендуете начинать трансформацию бизнеса брокерским компаниям?

— Мы рекомендуем начинать с развития онлайн-сервисов и решений, обеспечивающих получение полных и подробных рыночных данных по финансовым инструментам.

В качестве онлайн-сервисов, развитию которых необходимо уделить внимание в первую очередь, можно назвать расчет плановой и фактической позиции по клиенту, брокерской комиссии при заключении сделок, расчет НДФЛ при выводе денежных средств.

Наиболее значимые категории данных для брокерской деятельности — это ключевые показатели эмитентов за каждый квартал и за год, новостные события, денежные потоки, такие как купоны, дивиденды, выкупы и погашения. Поэтому в первую очередь следует автоматизировать процессы сбора и обработки этой информации.

На следующем этапе необходимо развивать остальные сервисы, такие как конвертация валют, переводы денежных средств и ценных бумаг, разные формы заявок на сделки, обработку корпоративных событий и другие.

— Каковы преимущества микросервисной архитектуры для компаний, работающих на фондовом рынке?

— Решения в микросервисной архитектуре обеспечивают значительный рост производительности. Микросервисы можно быстро горизонтально масштабировать в зависимости от изменения потребностей организации и наличия пиковых нагрузок.

Каждый микросервис выполняет определенную функцию, что делает масштабирование более простым и «безболезненным» по сравнению с «монолитными» решениями.

В качестве примера можно привести сервис по расчету НДФЛ при выводе денежных средств. В определенные дни количество операций может кратно возрастать, и эти пиковые нагрузки обрабатываются за счет автоматического масштабирования сервисов, без потери скорости, незаметно для пользователя и системы в целом.

Еще одно преимущество — высокая автономность и отказоустойчивость компонентов. При отказе одного из сервисов все остальные остаются «в строю» — таким образом, неполадки в отдельных сервисах не помешают рабочему процессу.

Наконец, решения в микросервисной архитектуре можно вводить в промышленную эксплуатацию поэтапно, обеспечивая непрерывность бизнес-процессов.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Назар Щетинин, основатель и генеральный директор компании «Ньютон Технолоджис»

Автоматизация рынка брокерского обслуживания в последние годы стала драйвером роста спроса на инвестиционные услуги. Цифровизацию этого бизнеса можно разделить на два аспекта: автоматизация процессов брокера и цифровизация пользовательского опыта.

Первый позволяет брокерам и биржам технически обслуживать большое количество клиентов, минимизируя риски и значительно сокращая затраты на операционные процессы. Благодаря второму аспекту клиенты могут открывать брокерские счета онлайн и отправлять заявки на другой конец планеты нажатием на зеленую кнопку. При этом оба аспекта тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Благодаря цифровизации сегодня инвестировать — это модно и «круто». Люди заходят в приложения не только для того, чтобы купить что-то новое или посмотреть результат, они в нем изучают теорию, читают финансовые новости, общаются. И со временем эта мода на инвестиции будет развиваться.

Что будет дальше? Углубление автоматизации и продуктовые предложения брокеров для повышения фондированности счетов. В основе глобальной автоматизации лежит стандартизация. Скорость ее появления — это уже вопрос договоренностей. Для создания маркетплейсов и общих продуктовых витрин нужны открытые программные интерфейсы, чтобы каждый брокер мог подключиться. Для этого брокеры, биржи и регуляторы должны договориться. Информационные технологии к этому уже готовы.

В будущем массовый сегмент будет полностью обслуживаться роботизированными консультантами. Истории частных инвесторов, в целом, похожи, поэтому профилирование и варианты стратегий для них будет нетрудно автоматизировать. С учетом эффекта масштаба брокерским компаниям это будет очень выгодно.

Что касается сегмента более состоятельных клиентов, то здесь кажется более подходящим гибридный вариант обслуживания. С базовыми рекомендациями может справиться и робот, а вот как поступить в нестандартной ситуации, подскажет человек. К примеру, клиент хочет часть денег разместить на фондовом рынке, другую — вложить в Prе-IPO, фонды недвижимости и так далее. Учитывать все эти особенности робот вряд ли сможет в ближайшей перспективе, а вот совет инвестиционного консультанта может быть очень полезен.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Виталий Муттер, директор по развитию бизнеса компании «Винвестор»

— Как сделать сложную технологическую платформу удобной для далеких от IT и финтеха частных инвесторов?

— Думать, как частный инвестор. Нам помогает то, что мы являемся клиентами сервисов, которые разрабатываем. Среди нашей команды есть ребята, которые на фондовом рынке более 15 лет, а есть те, кто открыли брокерский счет вчера. Эти разные взгляды помогают нам смотреть на продукт «незамыленным» глазом.

— Какие конкурентные преимущества должны помочь маркетплейсу? «Винвестор» закрепится на глобальном рынке?

— Вначале надо достичь всех поставленных целей в России. Далее мы будем масштабировать бизнес на те страны, где не хватает автоматизации в конкретных отраслях. Например, в Европе все очень плохо с AdviserTech — там жуткая нехватка цифровых сервисов для инвестиционных и финансовых советников. Что касается наших преимуществ, основным мне видится наша независимость — это дает нам быстроту и гибкость в принятии решений. Мы очень быстро реагируем на новые рыночные тренды, которые меняются с бешеной скоростью. Вчера это робоэдвайзинг, сегодня это смарт-контракты, завтра нейросети. Очень важно без промедления находить голубые океаны и использовать ресурсы именно в том направлении, которое еще не обросло конкуренцией, но в котором еще можно создать дополнительную ценность для клиента.

 

Официальный партнер:

 
 

Партнеры:

 
 
 

ПРЕЗЕНТАЦИИ СПИКЕРОВ:

Екатерина Андреева, Вице-президент, НАУФОР. Открытая архитектура продаж финансовых инструментов  

Евгений Сомов, бизнес-лидер ITI Capital. Сервис для оформления pre-ipo для фин советников

Константин Кокурин, руководитель продукта «Рыночные данные и торговое операции», Диасофт. Как получить миллион лояльных клиентов и удержать их

Данил Поминов, Банковское обозрение. Анонс исследования программ автоследования и автоконсультирования Российских брокеров

Назар Щетинин, CEO, Ньютон Технологии. Тренды investech 2021







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ