Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

19.02.2018 Аналитика
Cashless in mobili

В платежном обороте общественного транспорта возрастает роль банковских карт



Общественный транспорт в России трансформируется. На то есть и политическая воля, и влияние современных технологий — не только сугубо транспортных, но и финансовых. Какую роль в обслуживании платежных потоков транспорта играют банки, платежные сервисы и вендоры, какие возможности открывает этот рынок? Заинтересованные участники рынка могли найти ответы на форуме «Инновационные платежные решения для транспорта 2018», который провела компания WECON 14 февраля на площадке Технополиса «Москва».

Мир транспорта

«Банковская карта — совершенно естественный, простой, понятный инструмент для оплаты проезда», — на первых же минутах работы Форума заявил Владислав Гагарин, руководитель направления реализации транспортных проектов НСПК. Помимо очевидных плюсов, таких как универсальность и априорное наличие в кошельке потребителя этого платежного инструмента, докладчик упомянул о других преимуществах. Это мультимодальность (оплата маршрута, включающего разные виды транспорта), возможность гибкой поддержки разовых, пакетных и зональных тарифов, учет дисконтных и льготных программ.

Удельная стоимость эквайринга при средней стоимости поездки 20 рублей весьма ощутима, поэтому в прошлом году в НСПК решили снизить эквайринговую комиссию, сейчас в категории «Транспорт» она не превышает 1%. При таких условиях транспортный эквайринг становится понятным и логичным бизнесом, отметил Владислав Гагарин и обозначил типовой пятиступенчатый план действий для банков, желающих запустить транспортный проект. Отметим, что ставки интерчейндж международных платежных систем Visa и Mastercard для транспорта находятся примерно на конкурентном уровне, около 1%, в зависимости от вида карты.

На начало года платежи по карте «Мир» принимаются в метрополитенах пяти городов, а также наземном транспорте в 22 регионах. В четвертом квартале 2017 года с помощью национальной карты было оплачено почти 300 тыс. поездок, сообщил Гагарин. На сайте НСПК есть информация, что на конец 2017 года было выпущено более 30 млн карт «Мир» — легко посчитать, что за месяц в лучшем случае один из 300 держателей воспользовался картой на транспорте. Потенциал дальнейшего проникновения в сферу транспорта для платежной системы остается значительным.

«Если говорить о транспорте, это очень благодатное поле деятельности в области платежной индустрии. Сегодняшняя проблема — отсутствие единой системы для разных регионов, человеку нужно думать: какой здесь действует билет, где его пополнить… И прием карт на транспорте — задача номер один. Задача номер два будет заключаться в умении собирать все данные по операциям, это некий дополнительный сервис», — сказал глава НСПК Владимир Комлев в интервью агентству «Прайм».

Отрасль ждет стандарта

В сентябре 2017 года в Ульяновске состоялось заседание Президиума Госсовета, посвященное вопросам комплексного развития пассажирских перевозок. Проводил заседание и утверждал список поручений глава государства Владимир Путин. «Каждый субъект Федерации исходя из собственных возможностей и особенностей по-своему решает задачи развития общественного транспорта, при этом часто действия региональных и муниципальных властей, к сожалению, не согласуются», — посетовал президент. Эта ситуация наблюдается и в части сбора доходов: методология и технология обслуживания платежных потоков транспортных предприятий — едва ли не уникальные в каждом регионе.

Для разрешения этих противоречий правительству было поручено разработать законопроект о региональных пассажирских перевозках, который установит единую классификацию перевозок и принципы взаимодействия субъектов РФ и муниципальных образований. Также должен быть разработан базовый федеральный стандарт, а на его основе должны появиться региональные стандарты транспортного обслуживания населения.

Владислав Гагарин: В идеальной картине мира должен появиться единый транспортный предпроцессинг на всю страну

Среди полутора десятка поручений, направленных главным образом на решение стратегических задач транспортной отрасли, есть и такие, которые затрагивают организацию оплаты проезда на транспорте. «Разработать и утвердить типовые требования к перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по нерегулируемому тарифу, предусмотрев обязательное соблюдение расписания и применение систем безналичной оплаты проезда».

Неоднократно поднимался и также нашел отражение в поручениях вопрос о мультимодальных перевозках — эта задача также потребует участия игроков платежного рынка. Еще одно поручение IT-характера связано с созданием единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок, которая обеспечит учет и контроль пассажиров, транспортных средств перевозчиков, бронируемых и продаваемых билетов.

О том, что стандартизация в сфере транспорта назрела, говорил в своем докладе и Владислав Гагарин (НСПК). Эксперт описал схему взаимодействия участников платежей на транспорте (см. рисунок), ключевым узлом в которой является транспортный предпроцессинг (ТПП). Это IT-решение, которое обеспечивает интеграцию транспортных, государственных и платежных систем. В регионе должен работать единственный транспортный предпроцессинг, считает эксперт, иначе появятся проблемы с учетом льготного проезда, будут множиться и дублироваться функции оплаты и учета. «В идеальной картине мира должен появиться единый транспортный предпроцессинг на всю страну — это красивая идея, которая, возможно, будет реализована», — добавил Гагарин. Также отраслевому сообществу предстоит решить задачи, связанные с разработкой стандартизованных интерфейсов подключения к ТПП и протоколов терминального оборудования.

 

Схема взаимодействия участников платежей на транспорте

Схема взаимодействия участников платежей на транспорте

 

Единство и борьба

Об извечном вопросе отрасли: что лучше, удобнее и надежнее — транспортные Mifare-карты или банковские карты, напомнил Павел Ведерников, генеральный директор ОАО «Информационная сеть», оператора транспортной системы «ЕКАРТА» в Екатеринбурге. Этот регион стал полигоном, на котором испытывались разные форматы оплаты за транспорт, о которых рассказал один из самых опытных практиков в этой области.

Банковские карты с приложением ExpressCard, существующие с 2010 года, в разное время эмитировали полтора десятка банков, в том числе Банк Москвы, «Русский Стандарт», Росбанк, Газпромбанк. Особенностью этого продукта является постоплатный принцип — банк списывает одной суммой стоимость поездок, которые клиент выполнил в течение месяца. Для пассажира такой подход выглядит привлекательным, однако у банка возникают риски неоплаты, а также необходимость отвлечения средств для гарантийного платежа перевозчику.

Успели в Екатеринбурге протестировать и единое транспортное приложение «Универсальной электронной карты», амбиции которой в свое время распространялись и на федеральный стандарт транспортной карты. УЭК приняла участие в масштабном проекте реализации единой транспортной карты Московской области «Стрелка» и по сей день числится оператором проекта. По условиям инвестиционного соглашения через семь лет УЭК должна передать правительству Московской области все наработки по проекту (права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение, оборудование и другую интеллектуальную собственность). В 2016 году был принят Закон об отмене универсальной электронной карты, в 2017-м организация была исключена из реестра операторов платежных систем Центробанка. Став 100-процентной дочерней компанией Сбербанка, УЭК продолжает активную работу и рассчитывает занять свою нишу на рынке окологосударственных IT-проектов, в том числе единых расчетных центров и транспортных систем.

С 2014 года началось распространение бесконтактных банковских карт, в том числе отечественной карты «Мир». «Пять лет назад я говорил, что банковские карты транспорту не нужны — бесконтактных карт в обороте было мало. Сейчас я уверенно говорю: они нужны», — заявил Павел Ведерников. С 2016 года арсенал бесконтактных инструментов оплаты пополнили мобильные платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay.

Павел Ведерников: В масштабах страны, учитывая регулярные попытки унифицировать оплату проезда, бесконтактные банковские карты должны приниматься в большинстве транспортных проектов

Идея совмещения на одной карте банковского и транспортного приложений нашла свое воплощение в новых форматах. Совместный продукт на базе карты «Мир» с транспортным приложением «ЕКАРТА» первым выпустил Газпромбанк. Такую же карту, с двумя автономными приложениями — банковским и транспортным, в Екатеринбурге выпускает Сбербанк. В Москве аналогичные карты с дополнительным транспортным приложением карты «Тройка» выпускают Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, «Русский Стандарт».

Есть и другой формат, который «ЕКАРТА» реализовала с рядом банков (Уралтрансбанк, Банк «Екатеринбург», РосЕвроБанк и др.). Это возможность привязки транспортной карты к счету банковской карты клиента, в результате чего плата за поездки списывается непосредственно с карточного счета. В отличие от продукта ExpressCard, логика работы этих двух форматов традиционная, авансовая: карта работает в режиме электронного кошелька в пределах остатка на счете — транспортной либо банковской карты.

«В масштабах страны, учитывая регулярные попытки унифицировать оплату проезда, бесконтактные банковские карты должны приниматься в большинстве транспортных проектов. Одновременно реализация дифференцированных тарифов на региональном и местном уровнях однозначно обусловливает прием карт Mifare, — резюмировал Павел Ведерников. — Важно, чтобы у пассажира было право выбора и тарифа, и носителя».

Зона эксперимента

«По заказу Министерства транспорта мы подходим к завершению работы над концепцией универсальной системы оплаты на городском пассажирском транспорте», — сообщил Игорь Иванов, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ. Рабочая группа подготовила проект изменений в Федеральный закон № 220-ФЗ (регулирует пассажироперевозки общественным транспортом), продолжает прорабатывать изменения в других отраслевых нормативно-правовых актах. Необходимо не только вносить изменения, но и приводить в соответствие федеральное, муниципальное и региональное законодательство, считает Иванов.

Сформулированы требования, начинается отбор пилотных регионов, где будет апробироваться концепция и внедряться система, которую ее создатели называют универсальной системой оплаты третьего поколения. Ключевым звеном системы станет облачный сервис, к которому подключены пассажиры, перевозчики, а также финансовые организации и регуляторы. Единое информационное пространство включает множество сегментов: федеральных, региональных и муниципальных IT-систем, которые работают в рамках единого информационного поля по унифицированным стандартам взаимодействия.

Разработчики рассчитывают, что уже на стадии пилотных проектов удастся увязать их инициативу с государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной правительством 28 июля 2017 года. Предполагается наладить взаимодействие по таким направлениям цифровой экономики, как «Умный город» и «Транспорт и логистика». Помимо прочего это открывает дополнительные возможности финансирования — как пилотных проектов, так и полномасштабного развертывания универсальной системы оплаты.

«Использование одних лишь смарт-карт дает нам возможность оплатить разовую поездку на транспорте. Это не решает комплексных задач по управлению общественным транспортом, которые встают перед регулятором и перевозчиком, не ответим мы и на запросы граждан. Выбор тарифного меню, отложенные платежи, управление маршрутной сетью, реестрами перевозчиков, мониторинг, взаиморасчеты и многое другое — вот вопросы, которые должна решать универсальная система оплаты», — считает Игорь Иванов.

Под эгидой Аналитического центра формируется экспертная площадка — отраслевое сообщество из представителей перевозчиков, госорганов, вендоров и других участников рынка. Обсуждение положений и практических аспектов концепции, выработка методических и технических решений, обмен опытом — эти направления работы экспертной площадки, несомненно, могут заинтересовать и банки.



Сейчас на главной