Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Компания «КвантСофт» представила российскому банковскому рынку новую услугу: чат-боты для самозанятых. Генеральный директор компании Карен Кандаян рассказал «Б.О» о зарубежном и российском рынке чат-ботов, а также о перспективности данного направления в части клиентской поддержки в финансовом секторе
— Карен, как вы оцениваете востребованность чат-ботов финансовом секторе?
— С 2012 года аудитория мессенджеров подобного типа начала резко расти, и этот процесс продолжается. Можно обратиться к опыту банковского бизнеса в развитых странах. Например, в США на данный момент создано более 150 тыс. чат-ботов.
— Какова задача чат-ботов в банковском бизнесе?
— Задача любых банковских чат-ботов — полностью заменить приложения банков, создав новый подход взаимодействия клиентов с банками. В банковском бизнесе чат-боты работают следующим образом: они подключаются к базе финансовых транзакций клиентов (конечно, с разрешения клиента и с соблюдением достаточных мер безопасности), далее анализируют доходы, расходы и предлагают клиенту совершить различные операции — накопить, сэкономить или пополнить сберегательный счет. Также чат-боты решают задачу финансового консультирования клиентов.
— Есть ли какие-нибудь данные, которые показывали бы, насколько клиенты банков оценили услугу чат-ботов?
— Пока есть только прогнозы, поскольку услуга относительно новая. В начале 2018 года был опубликован отчет Gartner, в котором аналитики прогнозировали, что к 2020 году 85% банков и предприятий должны были начать взаимодействовать с клиентами с помощью чат-ботов. В другом исследовании, проведенном компанией Juniper в середине 2017 года, прогнозировалось, что экономия от использования чат-ботов составит около 8 млрд долларов к 2022 году. Конечно, мы понимаем, что не все прогнозы аналитиков сбываются, но тенденция роста очевидна, и дальше скорость внедрения чат-ботов в банковский бизнес будет увеличиваться.
— Это общемировые тенденции, а какой тренд в России?
— По России тоже были исследования, рынок заполнен подобной продукцией на уровне западных стран. В частности, весной 2017 года ведущий российский разработчик и интегратор банковского ПО, компания R-Style Softlab, провела опрос представителей финансовых организаций России и стран СНГ об их интересе к теме чат-ботов. В исследовании приняли участие руководители и специалисты IT- и бизнес-подразделений 100 банков России и стран СНГ, более половины из которых — банки категории топ-100. Как выяснилось из исследования, лишь каждый пятый отечественный банк применяет эту технологию, однако абсолютное большинство банков считает ее перспективной. В половине опрошенных организаций готовы перенести платежные операции и информационные сервисы в мессенджеры. В каждом третьем банке готовы доверить чат-ботам функции блокировки платежных карт, в каждом пятом — подтверждение операций. Еще одно исследование проводила компания Naumen в конце 2019 года, из него следует, что из 142 финансовых организаций чат-боты работают только в 12 банках, всего компания насчитала и протестировала 20 чат-ботов. Четыре из исследованных банков запустили чат-боты сразу в двух и более цифровых каналах. При этом только девять чат-ботов обладают базовыми социальными навыками и способны ответить хотя бы на один из непредметных вопросов. Остальные три вообще не отреагировали на поступавшие сообщения. Шесть чат-ботов работают как текстовый IVR, в котором выборочная информация о продуктах и услугах доступна в формате кнопочного меню. Так что из этих данных следует, что, хоть и есть успешные кейсы внедрения чат-ботов для клиентов, но, как мы видим, массового характера это пока не носит.
— Получается, что пока проникновение чат-ботов в банковскую сферу России довольно слабое. Вы сказали, что оно аналогично западным показателям. Неужели в развитых экономиках мира такой же слабый уровень внедрения?
— Да, такой же. По данным исследования, уровень проникновения роботов в чатах российских банков эквивалентен доле роботизации западных контакт-центров — около 13%.
— Каковы преимущества чат-ботов по сравнению с «живым» общением клиента с технической поддержкой?
— Во-первых, автоматически выполняющаяся персонализация клиента. Во-вторых, встраивание в естественное поведение клиента при его обращении в Интернет. В-третьих, борьба с мошенничеством. Поскольку боты в значительной степени помогают автоматизации, пользователи уведомляются о каждой транзакции. В-четвертых, за счет использования чат-бота автоматизируются рутинные действия сотрудников.
— Существуют ли какие-либо условия, благоприятствующие внедрению чат-ботов для самозанятых?
— Как известно, с 1 января 2019 года в России начался эксперимент по самозанятым. На текущий момент в эксперименте участвуют всего 23 субъекта федерации, в которых в качестве самозанятых зарегистрировались 400 тыс. человек. По прогнозам: только на текущий квартал на новую систему налогообложения перейдут 500 тыс. налогоплательщиков, это больше, чем за весь 2019 год. Таким образом, условия для функционирования новой банковской услуги весьма благоприятные.
— Для каких нужд эта новая категория налогоплательщиков сможет использовать чат-боты?
— Чат-бот для самозанятых помогает гражданам получить ответ на вопросы налогообложения самозанятых и специфики работы банков с ними. Это основные вопросы, но есть много других, которые возникают у самозанятых при ежедневной работе. В нашей базе более тысячи ответов на разные вопросы. Чат-бот воспринимает вопросы и текстом, и голосом. Соответственно и ответы на них могут быть предоставлены как в текстовом, так и в голосовом видах.
— По какому принципу пополнялась база ответов на вопросы?
На скромных серверных мощностях чат-бот может за 1 минуту обрабатывать 2500 текстовых и голосовых обращений клиентов с возможностью увеличения обработки обращений до 25 тыс. в минуту
— Мы вложили значительные ресурсы для создания умного чат-бота: наши специалисты собирали вопросы граждан в Интернете, на разных профессиональных площадках, но, главное, мы провели опрос более 80 тыс. граждан. Получили и обработали вопросы, которые возникают до перехода на новый налоговый режим и во время работы в качестве самозанятого. Для масштабного тестирования функциональных возможностей приложения мы наняли 23 тыс. человек. Мы также провели нагрузочное тестирование и получили следующие результаты: на скромных серверных мощностях чат-бот может за 1 минуту обрабатывать 2500 текстовых и голосовых обращений клиентов с возможностью увеличения обработки обращений до 25 тыс. в минуту. Временные затраты на увеличение объема обработки обращений составляют несколько часов.
— Где именно может работать чат-бот для самозанятых?
— Для встраивания чат-бота в банковские сервисы никаких особенностей нет. Чат-бот может работать в трех видах: либо как виджет на сайте, либо как мобильное приложение, предоставленное по White Label, либо в виде API, предоставленного для интеграции с нашей базой.
— Как обучается интеллект чат-бота?
— Для обучения чат-бота мы используем искусственный и естественный интеллект, собираем и изучаем новые вопросы пользователей. Машина сама находит ответы на новые вопросы, и подготовленный ею ответ проходит проверку у оператора. Таким образом, мы проводим первичный контроль качества ответа.
— Каковы ваши цели на этот год?
— Нам есть к чему стремиться, конечно, еще не все планы осуществлены. Пока еще не на все вопросы пользователи получают гарантированный ответ, на сегодняшний день мы успешно отвечаем на 83% поступающих вопросов, а наша цель на этот год — увеличить долю ответов, на которые бот сразу качественно ответит, до 93%.
Отечественные страховщики в большинстве своем живут в «доцифровой эре». Они игнорируют мессенджеры: роботизация в текстовых каналах находится в зачаточном состоянии и не превышает 1,2%. С соцсетями дело обстоит чуть лучше, но и они в основном используются как средство продвижения
Одним из стимулов развития моделей машинного обучения в сфере оценки и управления кредитным риском стала практика применения внутренних рейтинговых моделей российскими банками, в том числе в рамках IRB-подхода к оценке кредитных рисков. Из-за заблуждения об избыточной ресурсоемкости и себестоимости разработки подобных моделей они пока не получили достаточного распространения, особенно среди небольших кредитных организаций
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению