Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
22 марта 2022 года Банк России объявил, что он начинает подключать к своей централизованной платформе «Знай своего клиента» (ЗСК) все кредитные организации
Регулятор анонсировал планы создания единой платформы для оценки риска проведения сомнительных операций в банковской системе еще в 2018 году. В середине декабря 2022 года началось тестирование платформы с участием 40 крупных банков, включая практически все системно значимые кредитные организации. Возможность подключения к платформе всех банков говорит о том, что будет отработана технология, которая позволяет регулятору ежедневно получать от банков информацию об их клиентах и передавать им сведения об уровне риска клиентов в части антиотмывочного законодательства (AML).
Банк России ожидает интереса банков к централизованной платформе ЗСК. Об этом в интервью осенью 2021 года говорил Илья Ясинский, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России: «Мы видим активный интерес банков к создаваемому сервису». Сергей Говоров, советник председателя правления по информационным технологиям банка «Агророс», подтвердил: «Мы активно изучаем ситуацию. На самом деле давно уже работаем над вопросами классификации клиентов, присваивания клиентам определенные рейтинги и т.д. В этом смысле тема “светофора” ЗСК для нас ненова, это еще один дополнительный критерий оценки клиентов».
Во-первых, сегодня банкам приходится, работать в условиях сильно возросшей неопределенности — об этом заявила Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, по итогам заседания совета директоров Банка России 18 марта 2022 года: «Ключевая неопределенность — внешние условия торговли при возросшем санкционном давлении». Поэтому в условиях ограниченных возможностей Банка России распоряжаться международными резервами вынужденным решением стали использование элементов контроля за движением капитала, обязательная продажа валютной выручки и другие меры, подчеркнула глава ЦБ.
Во-вторых, регулятор предложил поддержать не только сами банки, но и их клиентов. «Мы рекомендуем банкам идти навстречу клиентам — проводить реструктуризации кредитов, не назначать пени и штрафы по таким кредитам. При этом банки могут не ухудшать оценку финансового положения заемщиков и качество обслуживания долга», — пояснила Эльвира Набиуллина.
В таких условиях много информации о клиентах не бывает, считает Виталий Занин, директор по работе с клиентами и маркетингу компании «ПрограмБанк». С ним солидарен и Сергей Говоров: «Полезна любая информация, которая поможет лучше узнать клиента: и та, которую банк может получить с помощью аналитики своих собственных больших данных, и та, которую можно добыть из внешних источников». Речь идет не о выборе между корпоративной и централизованной моделью ЗСК, а о максимальном усилении результирующей оценки клиента.
Необходимость знать своего клиента — это, с одной стороны, потребность бизнеса, а с другой, требование регулятора. «Один из главных критериев полезности данных из области ЗСК — то, что нужно для исполнения требований Банка России», — считает Сергей Говоров. А эти требования обновляются часто. В числе недавних нововведений — необходимость собирать информацию относительно лицензирования областей деятельности клиента. «В целом, именно регулятор стимулирует банки собирать больше разнообразной информации о клиентах и правильно ее интерпретировать», — резюмировал банкир.
После ряда итераций на законодательном уровне централизованный «светофор» занял подобающее место в иерархии рейтингов. Если год назад банки высказывали опасения, что их пытаются наделить несвойственными полномочиями — применять к клиентам «карательные» меры при красном свете «светофора» ЗСК, то сегодня ситуация не вызывает отторжения.
Во-первых, пользование платформой — дело добровольное. Во-вторых, эксперты комитета Совета Федерации по экономической политике Федерального Собрания РФ уверяют, что механизм «светофора» в окончательной редакции поможет «акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах; снизить превентивные ограничительные меры со стороны кредитных организаций при выявлении незначительных и “технических” рисков отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
По мнению Виталия Занина, платформа ЗСК Банка России — это узаконенное решение финансового мониторинга, которое сигнализирует, насколько пристально стоит дополнительно посмотреть на конкретного клиента.
Банку имеет смысл рассматривать платформу ЗСК от ЦБ как «второе мнение» независимого эксперта. При этом конкретное «мнение светофора» может запускать некоторые процессы и процедуры. Если оценки внутренней модели клиента и «светофора» не совпадают, необходимо провести расследование причин расхождения. Возможно, по результатам этого расследования окажется, что банк упустил в своей модели некоторые детали, и тогда ему придется скорректировать методику оценки. Но возможен и другой вариант: банк убедится, что он справедливо считает клиента «зеленым», хотя «светофор» регулятора назначил ему красный цвет.
«Кредитная организация вправе не согласиться с отнесением Банком России юридического лица или индивидуального предпринимателя к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций, проинформировав об этом Банк России с приложением собственной оценки уровня риска совершения таким клиентом подозрительных операций», — отмечается в материалах комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Федерального Собрания РФ.
Собственная оценка риска, о которой говорят законодатели, подразумевает подготовку мотивированного суждения уровня AML по конкретному клиенту. Здесь расположена одна из ключевых точек синергии корпоративной и централизованной моделей ЗСК: информационное наполнение корпоративной модели помогает доводить данные «светофора» до требуемой степени детализации и в итоге предоставлять банку точные актуальные непротиворечивые сведения о рисках, связанных с конкретным клиентом.
Андрей Симаков, руководитель продукта «Риски и комплаенс» компании «Диасофт»
В большинстве банков методы самостоятельного анализа клиентов — юридических лиц и ИП — по уровню риска с точки зрения антиотмывочного законодательства были разработаны и применялись в соответствии с Положением № 375-П. Методы, реализованные на платформе “Знай своего клиента”», имеют иные подходы. В кредитных организациях уже разработаны правила внутреннего контроля и методология оценки, используются программные комплексы, автоматизирующие процессы по определению рисков. В этих случаях банки могут продолжить ориентироваться на собственные оценки, учитывать и принимать во внимание сведения Банка России об уровне риска клиентов либо полностью перейти на оценку рисков, предложенную Банком России.
С апреля начался пилотный период активного взаимодействия банков с платформой «Знай своего клиента» (ЗСК), и кредитные организации находятся в процессе выработки решения о дальнейших подходах к оценке своих клиентов. Можно предположить, что по результатам этого периода во многих банках эти методы и подходы изменятся.
Для того чтобы решить задачу оценки уровня риска клиентов качественно и с минимальными трудозатратами, необходимо в первую очередь автоматизировать этот процесс при поддержке надежного вендора. Он должен обладать достаточным опытом и экспертизой в области методологии оценки рисков, а также предоставлять решение для взаимодействия с платформой ЗСК. В долгосрочной перспективе это надежнее и эффективнее, чем самостоятельные действия по сбору и анализу данных, выработке методов оценки рисков.
Отметим, что меры Банка России по определению уровня рисков юридических лиц и ИП, реализованные на платформе ЗСК, направлены на помощь финансовым организациям в качественной и полноценной оценке клиентов. Информация о клиентах, которая уже имеется у Банка России, постоянно дополняется, поэтому у регулятора более полные данные, чем у каждого отдельного банка. Автоматизация взаимодействия с платформой минимизирует усилия и ресурсы банка, направленные на оценку уровня рисков.
Санкционное давление и все новые меры, которые призваны ослабить российскую экономику и создать проблемы для ее внешней торговли, на самом деле становятся катализатором глобальных структурных сдвигов: формирования альтернативных платежных, финансовых систем, перехода к цифровым расчетам и снижению роли доллара